В прошлых номерах мы уже писали о древних музыкальных инструментах казахов. Сегодня тоже решили немного рассказать о них. Ведь буквально вчера, в суровую советскую эпоху, нам не то что возродить национальные ценности – сложно было даже собирать о них какие-либо сведения. Ценные исследования о казахских музыкальных инструментах написаны на других языках. Поэтому и названия традиционных музыкальных инструментов изменились. Наши предки, которые вели кочевой образ жизни, имели большое количество музыкальных инструментов. Они все внесли вклад в духовное, культурное развитие народа. Музыкальные инструменты применялись всюду: и во время кочевки, и во время празднования национальных праздников, и во время военных походов. Давайте еще раз остановимся на этих инструментах.
К духовым музыкальным инструментам относятся все музыкальные инструменты, издающие звуки при помощи вдувания потока воздуха. Наши предки с незапамятных времен использовали духовые музыкальные инструменты. Изготавливали их из дерева, костей, рога, железа, глины. К казахским духовым инструментам относятся сыбызгы, сазсырнай, керней, узкирик, боргуй, жиликшик, тастауык, бугышык, муюз сырнай и другие.
Керней – древний духовой музыкальный инструмент казахского народа. Широко распространен среди тюркоязычных народов. Сегодня этот музыкальный инструмент есть у узбеков, казахов, таджиков, монголов. Известный этнограф, историк Бикумар Камалашулы: «Керней – длинный духовой музыкальный инструмент. «Кер» означает «строиться, строй», а «ней, най» означает «сыбызгы (флейта)». Длина древнего инструмента кернея достигает 3-х метров. Иногда кладут подставку и затем вдувают».
В древности керней использовался в военных целях. Во время вражеских набегов били в барабаны и трубили в длинные кернеи. Таким образом оповещали всю округу о случившейся беде. В керней трубили и во время чествования батыров, военачальников, а также во время приема иностранных послов и во время торжественного вечера при ханском дворце. Во время игры в керней играющий не стоит на месте, он поворачивается в разные стороны и трубит. Инструмент имеет разные размеры, и сила издаваемого звука тоже разнообразна. Изготовление кернея похоже на изготовление сыбызгы. Внешняя сторона инструмента обтягивается верблюжьим пищеводом. Этот прием не дает деревянному корпусу треснуть. Керней изготавливали из двух выдолбленных и выжженных половинок деревянного ствола и склеивали. Готовый инструмент украшали бахромой из конского волоса. У кернея узкое отверстие для вдувания. Если у народов Средней Азии керней использовался в качестве военного музыкального инструмента, то у восточных народов использовался во время религиозных обычаев. Известный инструментовед, композитор Болат Сарыбаев научно доказал, что керней является древним музыкальным инструментом и что он широко применялся в народе. А композитор Нургиса Тлендиев использовал керней в фильме «Кыз Жибек».
Куссайрауык – один из древнейших музыкальных инструментов. История духового инструмента, который изготавливается путем обжига глины, уходит в глубь веков. Об этом инструменте не так много написано и сохранено. Этот инструмент, случайно найденный в конце прошлого века на древних стоянках города Туркестан, относится к древнетюркскому периоду. Сейчас по нашим исследованиям определены его диапазон звука, система выражения, способы игры, характеристика. Инструмент изготавливался из соединения глины и мелкого песка путем их плотного, твердого замеса. Имелись отверстия для вдувания и еще два отверстия по бокам. Строение вдуваемого отверстия не встречается у ранее открытых национальных духовых инструментов. Наружность инструмента – неровный, бугристый, некрашеный. Застывший естественным путем без обжига, этот инструмент сделан из голубой глины. Не используемый сегодня, этот музыкальный инструмент занял свое место в историко-краеведческом музее. Считаю, что модернизация этого инструмента, чья история уходит в глубь веков, ответственная миссия для сегодняшних инструментоведов.
Жилиншик – древний музыкальный инструмент, относящийся к семейству кернея. Наши предки, которые вели кочевой образ жизни, из голени животных, зверей и птиц изготавливали музыкальный инструмент жилиншик керней (керней из голени). По словам известного этнографа, историка Бикумара Камалашулы для изготовления инструмента была удобна бедренная кость. «Толстая сторона бедренной кости поворачивалась наружу и выдувалась с тонкой стороны, в центре кости делали отверстия», – говорит Б. Камалашулы. Древний музыкальный инструмент «Жилиншик» издавал медленные, красивые мелодии, приятные для слуха. Для его изготовления использовались даже берцовая кость, голени длинноногих птиц, мелких парнокопытных животных. И этот инструмент можно модернизировать в духе времени и включить в состав народного музыкального оркестра.
Калган – древний музыкальный инструмент казахов. Духовой инструмент, внешне напоминающий керней. История калгана начинается с древних времен. Вполне возможно, что этот инструмент существовал еще во времена саков. Потому что, в древние времена наши предки во время изготовления калгана использовали золото. Звуками калгана призывали войско на построение. Также калган использовался и во время торжественных церемоний. История этого древнего инструмента требует еще изучения. Есть полное основание модернизировать этот инструмент для использования его в сегодняшней армии.
Сазсырнай – древний духовой музыкальный инструмент казахов. По форме напоминает гусиное яйцо. Полностью готовился из глины. Инструмент, изготовленный из качественной глины имел в 3-4-х местах звуковые отверстия. Некрашеный, необожжённый. Звуковой ряд, строение, методы изготовления инструмента были изучены учеными-исследователями Б. Сарыбаевым и К. Карабдаловым. На сегодняшний день среди исполнителей спросом пользуется его усовершенствованная модель общей длиной в 10-12 см, окружности 16-18 см, с 5-6-ю звуковыми отверстиями. Для опытных ремесленников, занимающихся изготовлением глиняных и керамических изделий, не составит труда изготовить инструмент. Инструмент готовится из качественной глины, путем придания соответствующей формы, затем сушится. После этого обжигается в специальной печи при определенной температуре. Сейчас мастера наносят на его поверхность разные узоры и покрывают глазурью.