Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Духовная культура казахов России

5971
Духовная культура казахов России - e-history.kz

Фото: Наурыз в деревне «Северный» Омской области

 

Духовная культура казахов России, как и вся казахская культура – это отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и сотрудничали с соседними народами и культурами. В XIX-XX веках многие казахи стали менять кочевой образ жизни на оседлый, и происходило развитие новых культурных аспектов казахского народа. Сегодня культура казахов – это огромный пласт различных видов искусства, традиций и быта, пропитанный духом кочевого прошлого. Старший научный сотрудник, доцент Института истории государства КН МН и ВО РК Т.М. Аминов рассказал порталу Qazaqstan Tarihy о том, как складывалась жизнь и культура казахов России

Культура казахов России в XIX в. характеризовалась началом проникновения в нее русской культуры и в первую очередь русского образования, школ с обучением на русском языке. Организация школ была вызвана, с одной стороны, стремлением к грамотности, местного русского населения, с другой, необходимостью царскому правительству готовить людей для своего административного аппарата в Казахстане.

Уже в конце XVIII в. началась организация «гарнизонных школ» в прилинейных районах. В 1789 г. в Омске открылась азиатская школаготовившая переводчиков и писарей для местной администрации, в 1813 г. - военное училище, преобразованное в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус. В 1825 г. в Оренбурге было создано военное училище, также преобразованное в 1844 г. в Оренбургский кадетский корпус.

В 1841 г. была организована школа в Ханской ставке (Букеевской Орде), в которую также принимали главным образом детей казахской знати. В 1850 г. в Оренбургской пограничной комиссии открылась школа, которая, как говорилось в ее уставе, готовила «способных людей к занятию по пограничному управлению мест письмоводителей при султанах - правителях и дистаночных начальниках в Орде, а также к исправлению и других должностей, на которые исключительно назначаются кыргызы». Школа была семилетней. В программе ее предусматривалось изучение русского и татарского языков, география, арифметика, мусульманское вероученье, составление деловых бумаг на русском и татарском языках.

 К концу XIX в. в Казахском крае Российской империи было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тыс. учеников. Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете. Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.

Получило дальнейшее развитие традиционное образование. В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы, где изучали грамматику и арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки. Медресе содержалось на средства частных лиц. Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму. В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре.

 

Развитие науки. 

Потребности капиталистической России диктовали необходимость более глубокого научного изучения национальных окраин. Во второй половине XIX в. на территории Казахстана были созданы научные учреждения и филиалы различных научных обществ России. В 1867 г. был создан Оренбургский отдел Императорского Русского географического общества (ИРГО), который взял в свои руки инициативу научного изучения западной и северной части Казахстана. Цели и задачи отдела, по словам оренбургского генерал - губернатора, заключались в «изучении производительных сил в крае с целью интенсивного использования его природных богатств в интересах русского капитализма и русификации местного населения».

Освоение восточных районов страны в первую очередь Сибири и Казахстана, повлекло за собой открытие Западно-Сибирского отдела ИРГО. Основной задачей отдела являлось изучение Западной Сибири и Казахстана в географическом, естественноисторическом и этнографическом отношениях. Особый интерес представляли поездки отдельных членов отдела в Северный Казахстан, входивший в то время в состав Западной Сибири.

С образованием в 1867 г. Туркестанского генерал - губернаторства г. Ташкент в конце XIX в. становится крупным научным центром страны. С целью более глубокого изучения Средней Азии и южной части Казахстана, в феврале 1897 г. был создан Туркестанский отдел Русского Географического общества.

 

Развитие образования в начале XX в. 

В Казахском крае России продолжала увеличиваться сеть русскоязычных и русско-казахских школ. По сравнению с 1897 г. их число к 1911 г. удвоилось. Однако основная часть населения продолжала получать образование в мектебах и медресе, причем большинство их существовало на нелегальном положении (для их открытия требовалось специальное разрешение колониальных властей). Поскольку высших учебных заведений в Казахском крае не было, многие казахи обучались в университетах и институтах Петербурга, Москвы и Казани. Кроме того, большое число казахов обучалось на юридических, технических и др. факультетах различных вузов России. Отдельные представители казахской молодежи обучались в вузах зарубежных стран. По неполным данным, в начале XX в. свыше 100 человек из числа казахов имели высшее образование.

Культурная жизнь казахов России XX в. отличается от предыдущих периодов истории, прежде всего появлением новых жанров, формированием многожанрового, профессионального искусства, корнями уходящего в многовековую казахскую культуру. Начало XX в. - время расцвета казахской литературы и журналистики, время окончательного оформления современного литературного языка, появление казахской драматургии, первых казахских романов. Именно в этот период начинает складываться современная казахская культура. 

 

Культура казахов России в 20-х - 30-х гг. ХХ века. 

Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918 г. принимаются «Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе». В них провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени - первую, для детей 8 - 13 лети вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане, который входил в состав Российской Федерации, действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы - коммуны и школы - интернаты. В 1923 г. было уже 2025 школ со 128000 учащимися, а в 1925 г. - 2713 школ со 160924 учащимися. В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 г. только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. Тем не менее, власти предпринимали усилия по ликвидации неграмотности. В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучениюа в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов, в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-ти бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.

Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-ые годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. С 1921 по, 1927 год в этих пунктах было обучено около 200 тыс. человек, в 1929 г. - 150 тыс., а в 1930 г. - около 500 тыс. человек. Несмотря на то, что к 1935 г. обучением в крае было охвачено 91 % детей школьного возраста, лишь треть из них занималась в семилетних и средних школах, казахских средних школ вообще не существовало.

Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.

Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыновым в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.

В крупных аулах Омской области функционировали национальные семилетние школы с казахским языком преподавания. Автору этих строк, уроженцу аула Коянбай Таврического района Омской области, удалось тогда окончить четыре класса казахской школы в 1956-1957 учебном году. К сожалению, с приходом к руководству советской страной Н.С. Хрущева. практически все казахские школы в России были переведены на русский язык обучения. В городе Омске длительное время существовало Казахское педагогическое училище, которое сыграло значительную роль в подготовке учителей для национальных школ, но оно тоже было закрыто при Н.С. Хрущеве. 

Когда Казахстан в 1936 году стал союзной республикой, определенная часть казахского населения продолжала жить на территории Российской Федерации. Они оставались гражданами России. Но они продолжали развивать свою духовную культуру, активно сотрудничая со своими соплеменниками - коренным населением Казахской ССР. 

 

Численность казахов в Российской Федерации

Казахи являются коренным народом в Российской Федерации, десятым по численности среди всех этносов этой страны. После провозглашения независимости Республики Казахстан, в пределах России, в основном в приграничных с Казахстаном районах, осталось большое количество этнических казахов, предки которых жили там до славянской колонизации, либо переселились на эти территории уже во времена Российской империи и СССР. Среди постсоветских переселенцев из Казахстана в Россию процент этнических казахов крайне невелик.

Численность казахов в Российской Федерации по переписи 2010 года составила 647 тысяч человек, однако по мнению бывшего первого заместителя председателя Всемирной ассоциации казахов Калдарбека Найманбаева, высказанному им в 2003 году, в России проживало свыше 1 млн этнических казахов.

Определенную лепту в развитие духовной культуры казахов России, вносят национально-культурные общественные организации. В настоящее время в российских регионах действует порядка 30 казахских национально-культурных обществ. Они тесно сотрудничают с местными властями, участвуют во всех значимых событиях регионов. Эта работа является свидетельством того, что исторические добрососедские отношения между Казахстаном и Россией продолжаются и сегодня.

К примеру, одна из старейших национальных организаций – Алтайская краевая общественная организация «Центр каазхской культуры» - «Ата-Мура», которая функционирует уже более 75 лет. Большую роль в поддержании, сохранении и передаче традиций Центра играет актив пенсионеров. Центр регулярно проводит мероприятия по празднованию «Наурыза», принимает участие в международных фестивалях, конференциях, выставках и т.д. На территории Алтайского края имеются две национальные казахские средние школы в с. Керей Кулундинского района и с. Байгомут Благовещенского района. 

В Астраханской области проживает 149 415 казахов - крупнейшая в России община. Они составляют 16,3 % населения области - вторая после русских по численности национальная община. В Володарском районе они составляют большинство населения (68,05%) - самый большой район по доле казахов, много казахов в Харабалинском, Красноярском и других районах области. В Астраханском педагогическом институте в 2005 году начато обучение по специальности «Учитель казахского языка и литературы». В области действует общество казахской культуры и языка «Жолдастық» («Товарищество» в переводе с казахского), издаётся газета «Ақарна». У села Алтынжар расположен мавзолей великого казахского кюйши, композитора Курмангазы Сагырбаева, заново отстроенный в 1996 году на средства Казахстана. 

В Саратовской области казахи составляют 3,1 % населения (76 007 чел) вторая по численности после русских национальная общность. Казахи начали расселяться в Саратовском Заволжье с конца XVIII века, на землях, опустевших после исхода заволжских калмыков в Джунгарию в 1771 году. Мигрировавшие на территорию современной Саратовской области казахи принадлежали к Букеевской Орде, которой в 1801 году императором Павлом I были пожалованы земли в Заволжье. Казахи в Саратовской области расселены в основном в её заволжской части, в Александрово-Гайском (52%), Озинском (28%), Новоузенском (25,2%), Перелюбском (10%), Дергачёвском (20,8%), Питерском (9,6%) и других районах.

Самыми крупными казахскими объединениями в этой области являются Национально-культурный центр «Казахстан» и Ассоциация поволжских казахов, которые ставят своей основной задачей возрождение казахских национальных праздников и проведение культурных мероприятий.

В Волгоградской области казахи также являются второй по численности после русских национальностью (46223 чел). Расселены преимущественно в Заволжье. Так, из 48 тысяч жителей Палласовского района более 50 % составляют казахи. В Старополтавском районе они составляют 18 % (ок. 5 тыс. человек), в Николаевском - более 11 % (4 тыс. человек), в Быковском - свыше 10 % (3 тыс. человек). Здесь с 2000 года действует Волгоградская региональная общественная организация (ВРОО) «Казахстан», которая является участником реализации многих программ, проводимых Комитетом по делам национальностей Администрации этой области. 

В Оренбургской области проживает 120 тысяч казахов, что составляет 6% населения области, это третья по численности после русских и татар национальная общность области. В середине XVIII - начале XX веков Оренбург являлся административным центром Оренбургской губернии и через него осуществлялась власть царизма. Оренбургская область входила в состав Казахской АССР и Оренбург был её столицей в 1920-1925 гг. 1989 год является чрезвычайно значимым для казахов Оренбургской области. Именно в этом году было создано первое в области национальное казахское общество в Адамовском районе. Через год было основано областное национальное культурное общество казахов «Қазақ тілі». В 1991 году была открыта областная казахская газета «Айкап». В 1990-1997 годах было открыто 14 районных и 3 областных общественных организаций казахов, которые объединены в «Ассоциацию казахов Оренбуржья».

По итогам Переписи населения 2002 года на территории Омской области проживает 81,6 тыс. казахов, что составляет 33,9 процента от общего числа населения области. В абсолютном значении казахи здесь занимают третье место после русских и украинцев. Итогом многолетней студенческого землячества казахов стало создание в 1991 году Сибирского центра казахской культуры «Молдир» в 1989 году. Основной целью организации является возрождение и развитие казахской культуры, традиций, языка среди населения казахской национальности. С 1991 года ежегодно проводится конкурс детского творчества «Әнші балапан», в котором участвует примерно 100-150 человек. С 1998 года по инициативе Центра проводится областной фестиваль казахского народного творчествам «Ұрпақ үні» (Голос поколений). Регулярно по инициативе Центра в Омске проходят гастроли профессиональных театров из Казахстана (гг. Алматы, Астаны, Павлодара, Кокшетау). 14 августа 2022 года по инициативе общества «Казахи Омска» была проведена онлайн-конференция на тему «Открытый разговор», посвященная 120-летнему юбилею Жумабая Шаяхметова, первого этнического казаха во главе Казахстана советского периода. В конференции приняли участие и выступили с докладами ведущие ученые, сотрудники Института истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова и Института истории государства Комитета науки Министерства Науки и высшего образования РК, в том числе и автор этих строк.

Аналогичную работу по возрождению духовной культуры казахов проводят и другие национально-культурные центры, общественные объединения Российской Федерации, представляющие порядка тридцати регионов этой страны. 

Организатор празднования Наурыза библиотекарь деревни «Северный» Шербакульского района Омской области Сулейменова Хорлан вручает благодарственное письмо Мусабаевой Гульнар. 

 

Жители деревни «Северный» Шербакульского района Омской области во время празднования Наурыза (22 марта 2022 года). 

 

Внук знаменитого деятеля Алаш Кошке Кеменгерова – Ризабек Нарманбетулы Кеменгеров (в центре с домброй) в родном ауле Артакшил Шербакульского района Омской области. 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?