Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История в музейных раритетах

3137
История в музейных раритетах - e-history.kz

Фото: Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ

 

Накануне Международного дня музеев в мире, который отмечается 18 мая, старший научный сотрудник Акмолинского областного историко-краеведческого музея г. Кокшетау Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ рассказала порталу Qazaqstan Tarihy о музейных раритетах, представленных в экспозиции «Ұлы Дала өркениеті». Кокшетауский, ныне Акмолинский областной историко-краеведческий музей является одним из старейших музеев Казахстана. Музейная экспозиция знакомит посетителей с историей Казахской государственности с древнейших времен до современности. Богатейшее фондовое собрание ежегодно пополняется новыми коллекциями. Научная деятельность музея, направленная на изучение истории края, позволяет вносить определенный вклад в развитие национальной истории Казахстана.

 

- Здравствуйте, Бибигуль Бейсенбайкызы, поздравляю Вас с профессиональным праздником! Расскажите, пожалуйста, об экспозиции «Ұлы Дала өркениеті». Чем она уникальна?

- Здравствуйте, большое спасибо за поздравления! «Ұлы Дала өркениеті» – это экспозиция, посвященная Великой Степной цивилизации, истории Казахской государственности. Как известно, казахский этнос сформировался на основе многих древнейших племен, впоследствии вошедших в состав Казахского государства, закономерным итогом которого явился процесс этнополитической консолидации. В ХV веке этноним «қазақ» стал применяться ко всему населению Великой Степи, огромная территория которого делилась на крупные этнополитические объединения, исторически сложившиеся на трех естественно-географических регионах страны. Период Казахского ханства является частью истории казахской государственности. 

В экспозиции, посвященной истории Казахской государственности представлены уникальные экспонаты из первоначальной коллекции Кокшетауского историко-краеведческого музея. Свидетелем эпохи Великой Тюркской цивилизации является древний баба-тас (балбал), представленный в центральной экспозиции зала «Ұлы Дала өркениеті». Тюркские персонифицированные каменные памятники – баба-тасы были открыты практически на всей территории Казахстана и Центральной Азии. Знаменитые на весь мир исторические документы и выдающиеся литературные произведения тюрков в честь каганов Бильге и Культегина, написаны на «вечном камне». 

- Обычно принято говорить «балбал тас». Почему Вы называете баба-тас?

- Следует сказать, закрепленное за подобными памятниками название «бал-бал тас» не совсем точно передает его значение. Тогда, как «баба-тас», в переводе с древнетюркского и казахского языков, означает «памятник предкам». На сохранившихся каменных изваяниях с надписями, имелись такие строки: «Ержүрек батырларға баба тастар орнатамыз!» – «Воздвигаем эти памятники в честь воинственных батыров!». 

 Читайте также: Баба-тас из Кокшетау

Тайны Балбалтаса

Каменные изваяния - величественные памятники в степи

     

История же другого каменного памятника до сих пор остается загадкой, время поступления в музей неизвестно и датируется примерно серединой прошлого века. Средних размеров каменный «баба-тас» был воздвигнут в честь воинственной тюркской женщины. На территории Акмолинской области в Ерейментау, где находится уникальный комплекс средневековых памятников, планируется открытие ландшафтного музея «Түрк қағандарының ордасы» – «Резиденция тюркских правителей».  

- Среди экспонатов представлены образцы военного искусства кочевников?

- В центре экспозиции представлены подлинные раритеты эпохи Казахского ханства – военное снаряжение и вооружение казахского батыра ХVІІ-ХVІІІ веков: сауыт – кольчуга, дулыға – шлем, айбалта – боевая секира, найза – копье, белбеу – мужской кожаный пояс. Сауыт, дулыга и айбалта принадлежали одному из неизвестных батыров времен казахско-джунгарских войн. 

 

 

Уникальные экспонаты из первоначальной коллекции Кокшетауского историко-краеведческого музея сохранились до наших дней и представлены в залах древней истории и Великой Степной цивилизации, посвященной истории Казахской государственности. Как отмечалось выше, предметы воинского снаряжения, в том числе кылыш – сабля, босмойын – кистень, шокпар – булава находились в составе первых коллекций первого музея Кокшетау. Сведения о данных экспонатах дошли до нас по записям курсантов Кокшетауского педагогического техникума, собранных в «Учебной работе курсов, протоколов и докладов за 1925 год». 

 Сауыт – кольчуга, оборонительный доспех для защиты тела воина, изготовлен из плотно продетых друг в друга железных колец, образующих цельную сетку. Сауыт с рукавами средней длины, со стоящим воротником, края которого скрепляются крючками. Гибкость кольчуги позволяла воину быть достаточно подвижным во время сражения. Для усиления степени защиты под кольчугу надевали кожаные жилеты. Металлические детали кольчуги изготавливались из железа и высококачественной стали. «Кеудем темір, бетім болат», - гордо заявлял казахский батыр. Не каждая стрела или копье могли пробить доспех. Длина кольчуги, представленной в экспозиции, составляет 95 см, вес – 12,5 кг. 

В этом зале особое внимание обращает на себя дулыга – шлем казахского воина ХVІІ-ХVІІІ веков, его инвентарный номер 228 свидетельствует о принадлежности шлема к первоначальной коллекции Кокшетауского музея, и в списке 1925 года он тоже значится. Шлем, цельнометаллический, полусферической формы для защиты головы воина от стрел и ударов холодным оружием. К шлему прикреплялась кольчужная сетка, защищавшая шею воина. Представленный в экспозиции казахский боевой шлем, украшен золотистым орнаментом «қошқар мүйіз» и конскими волосами. Таких раритетов по Казахстану немного, из которых три находятся в областном музее Кокшетау, точнее сказать, теперь два, так как один из шлемов был передан в Государственный музей Казахстана, впоследствии переименованный в Президентский Центр культуры, и наконец, сейчас, это Военно-исторический музей РК. Документы с обеих сторон о передаче экспонатов были подписаны директором областного музея Кокшетау Светланой Жакыповой и директором Государственного музея РК – Нурсаном Алимбаем. Общее количество переданных предметов: 21, среди которых музейного значения по этнокультуре и быту казахского народа: сырмак, алаша, конек, бесік и другие, а также артефакты из эпохи бронзы и вышеназванный шлем. Что интересно, три шлема записаны под одним номером – 228, а за номером 227 значится айбалта, что свидетельствует о поступлении их в одно время. 

Казахские воины в столкновении с противниками применяли айбалту – боевую секиру с острым лезвием, напоминающим мусульманский полумесяц. Айбалта, наряду с мечом и копьем, как грозное боевое оружие, использовалась практически у всех народов. В экспозиции музея представлена айбалта – боевая секира с острым лезвием и длинной реконструированной рукояткой. 

Белбеу – мужской кожаный пояс, принадлежал к разряду защитных снаряжений казахских батыров. B средневековый период использовались широкие плотные кожаные пояса. Для усиления защитных функций поясов на них закреплялись крупные металлические детали. «Кісе белбеу» считался обязательной принадлежностью одежды казахских охотников и скотоводов. В экспозиции, на фигуре воина, представлен пояс, инкрустированный серебряными, металлическими пластинами. Кожа с тиснением, длина пояса 160 см. Исторические оригиналы воинского снаряжения логично дополняют реконструированные лук, колчан со стрелами и щит.   

- Вот вы говорите «оружие неизвестного батыра». А есть среди экспонатов предметы, которыми пользовались настоящие батыры казахского народа?

- Бесценные раритеты легендарного батыра Канжыгалы Богенбая (1690-1778) были представлены в Ерейментауском историко-краеведческом музее Акмолинской области. Сохраненное до наших дней воинское снаряжение батыра, бережно хранилось у потомков, которые передали этот раритет в Военно-исторический музей Вооруженных сил Казахстана в Астане. Шлем Богенбая хранился у потомка прославленного батыра в седьмом поколении, жителя с. Малтабар Ерейментауского района Жабая Кенжалина. Уникальный экспонат представляет особую ценность в экспозиции Военно-исторического музея РК. 

Дулыга – стальной шлем Богенбай батыра, в нижней части украшен традиционным казахским орнаментом «қошқар мүйіз», рельефное серебряное украшение окантовано металлическими позолоченными пластинами. Знаменитый полководец казахских войск, прославленный военачальник эпохи хана Абылая – Канжыгалы Богенбай, в первой половине XVIII века боролся за независимость своей страны и своего народа.

- Расскажите, пожалуйста, о макете города, представленного в экспозиции.

- В экспозиции зала представлен макет средневекового города Бозок, которого считают «прямым предком Акмолы, а его последним потомком является Астана – столица современного Казахстана». Городище открыто в конце ХХ века известным казахстанским археологом К. Акишевым. Установлено, что Бозок содержит материалы четырех государственных образований, существовавших на территории Казахстана: Западнотюркского каганата, Кыпчакского ханства, Улуса Жошы, Казахского ханства. 

- Какие предметы, помимо оружия, представлены в экспозиции?

- С древнейших времен через казахские степи проходил Великий Шелковый Путь – «Ұлы Жібек Жолы», соединявший мировые культуры Востока и Запада. Свидетелем всемирной «шелковой» магистрали является бронзовое зеркало VІІ-ІХ веков, представленное в музейной экспозиции. Зеркало из эпохи китайской династии Тан было изготовлено в зооморфном и растительном стиле, с рельефными фигурами бегущих львов. Представленный в экспозиции экспонат был привезен сотрудниками музея из топонимической экспедиции 2006 года в Аршалынский район Акмолинской области. Бронзовое зеркало, найденное случайно детьми на берегу Арнасайского водохранилища, по всей вероятности, находилось в одном из древних захоронений, на территории которого уже в ХХ веке было построено водохранилище. Со временем, древний курган был смыт водой, и волны чудом вынесли на берег этот бесценный раритет. 

В экспозиции, посвященной истории Казахской государственности, представлены средневековые монеты, самая ранняя из которых датируется 832 годом. «На территории древнего Казахстана денежная торговля процветала во все времена. Собственную монетную продукцию в VІІ-VІІІ веках выпускали тюркские правители на юге Казахстана и Жетысу, на оборотной стороне которых имелась надпись: «Небесного Туркеш-кагана тенга». И сейчас, в современном Казахстане национальной валютой является – тенге. 

Особый интерес представляет монета - дирхем ХІІІ-ХІV вв. из государства Чагатаидов. Монета с заметными следами длительного пребывания в обращении, следами чистки, однако при этом четко видны рельефные надписи и древний казахский орнамент «қошқар мүйіз», символизирующий материальный достаток и благополучие. Древнейшие монеты являются важным источником социально-экономических, торговых и международных отношений в истории Казахской государственности. Хронология и династийная принадлежность коллекции музейных монет предоставлены по данным исследований М.И. Урстембаева, директора областного музея в 2006-2007 годах. 

Уникальным памятником исторического значения на территории Акмолинской области является мавзолей, возведенный в честь основателя Казахского ханства – Жанибек султана. Шедевр средневековой архитектуры строили искусные мастера и ремесленники, собранные из городов Центральной Азии, для сооружения которого в специальных печах было изготовлено свыше 50 000 кирпичей. 

Данный средневековый мавзолей исследовала в 2010 году Есильская археологическая экспедиция под руководством директора НИИ археологии им. К. Акишева Марал Хабдулиной. Памятник XV века находится недалеко от местности Коргалжын, в 100 км южнее города Астаны. В географическом регионе, в низовьях реки Нуры до наших дней сохранились такие гидронимы как: «Керей», «Жаныбек-Шалқар», «Сұлтан келді», что свидетельствует о появлении их в одну историческую эпоху – в период образования Казахского ханства. 

Представленные в экспозиции экспонаты из ханского мавзолея «Жаныбек-Шалқар», великолепные облицовочные плитки бирюзового и серого цветов украшенные рельефным восьмиконечным орнаментом, встречаются на многих архитектурных сооружениях древности. С обеих сторон центрального узора нанесен рельефный орнамент, имитирующий величественный мазар в миниатюре. Музейная экспозиция «Ұлы Дала өркениеті» посредством древнейших раритетов знакомит посетителей с историей Казахской государственности. 

- Большое спасибо за интересное, содержательное интервью!

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?