Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Реабилитация жертв политических репрессий: этапы и проблемы

5437
Реабилитация жертв политических репрессий: этапы и проблемы - e-history.kz

31 мая в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий и голода. Указ Президента страны К.К. Токаева от 24 ноября 2020 г. о создании в Казахстане Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий является важным историческим событием. Это новый этап в усилении политики исторической памяти в нашей стране, новая страница в отечественной науке. 

 

На сегодняшний день одним из актуальных вопросов, как в научном, так и в общественном плане, являются процессы реабилитации жертв политических репрессий. Как известно, в 1929-1953 гг. около 5,4 млн. советских граждан подверглось различным формам репрессий, массовый голод 1932–1933 гг. на территории Украины, Белоруссии, Северного Кавказа, Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири, Казахстана унес жизни по разным оценкам от 2 до 8 млн. человек.

В республике в 1920-1950-е гг. были осуждены сотни тысяч человек, приговорены к высшей мере наказания, среди них и представители казахской элиты: выдающиеся деятели Алаш, видные деятели науки, культуры, политики. Наша республика стала местом ссылки и депортации для миллионов советских граждан. За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более 5 млн. человек, депортировано порядка 1,5 млн. человек. В сравнении с цифрами репрессированных количество умерших от голода 1932-1933 гг. исчисляется, по разным данным от 2,2 млн. до 4,5 млн. 

Изучение трагических судеб семей репрессированных позволяет в полном масштабе оценить все масштабы последствий эпохи сталинизма, ее влияния на судьбу всего общества. Целые поколения потомков репрессированных сделали свой нелегкий выборони не изменили своих фамилий, остались верными самим себе, вспоминая о своих родственниках и чтя глубоко в душе их память, но остались за бортом общественной жизни, носили позорное клеймо близких «врага народа». Но, как ни парадоксально, они вышли победителями в этой нелепой борьбе государства со своими гражданами. Благодаря большой работе потомков репрессированных стала возможна реабилитация.

Принято считать, что реабилитация жертв политических репрессий осуществлялась в три этапа. Первый этап проходил с марта 1953 по 1967 гг. Второй этап – с 1987 г., с момента создания Комиссии Политбюро ЦК КПСС «по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х гг.». Третий этап начался с 1991 г. и продолжается до сих пор. 

Изначально реабилитацию в годы хрущевской оттепели проводили органы КГБ, Верховный суд СССР, Генеральная прокуратура СССР, Верховные суды и прокуратуры союзных республик (в том числе и Казахская ССР). В годы перестройки и на современном этапе реабилитацией политически репрессированных стали заниматься органы юстиции Казахстана, Министерства национальной безопасности РК, Верховный суд РК, Военная прокуратура и Военный суд РК, Генеральная прокуратура РК. Реабилитация политически репрессированных граждан стало носить более организованный, планомерный и открытый характер, нежели чем в советское время. Были отменены все внесудебные решения, вынесенные так называемыми «тройками» «двойками» и «особыми совещаниями» в отношении незаконно репрессированных в годы сталинских репрессий.

После смерти И. Сталина практически сразу же началось освобождение и реабилитация лиц, репрессированных при сталинском режиме. В Казахстане за период с 1 июня 1954 г. по 1 июня 1956 г. было пересмотрено 28631 дело на 35853 человека. Из них прекращено дел в связи с полной реабилитацией в отношении 2855 человек, переквалифицировано по составу преступления на 707 человек. Однако по своей сути реабилитация жертв политических репрессий в 1950-е – начале 1970-х гг. была неполной и являлась политическим процессом.

Второй этап процесса реабилитации начался с образования 27 сентября 1987 г. Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х гг. XX века. Именно в этот период были реабилитированы алашские деятели, что особенно важно для истории Казахстана. Необходимо понимать, что практически не было полной информации о судьбах репрессированных. На то время было лишь известно, что деятели Алаш были арестованы в 1937-1938 гг. Официальной информации об их расстреле не было. Лишь в марте 1938 г. в газете была опубликована короткая информация о том, что 28 «врагов народа» были расстреляны. Никто не мог узнать что-либо о своих родственниках, а среди населения распространялась ложная информация об их предательстве.

4 ноября 1988 г. Верховный суд Казахской ССР отменил постановление ОГПУ по делу о разоблачении контрреволюционной и тайной террористической организации деятелей Алаш. Так, в решении Верховного суда говорилось, что в следственных делах ОГПУ «имели место грубые нарушения законности», и что со стороны этих лиц преступных действий не обнаружено. Вместе с тем Верховный суд принял во внимание литературный анализ произведений деятелей Алаш, в котором говорилось об отсутствии признаков антисоветской пропаганды. Это стало возможным благодаря работе специальной комиссии, созданной ЦК Компартии Казахской ССР. Ее председателем был назначен академик Ж. Абдильдин, а в состав вошли известные академики, ученые и писатели: М. Козыбаев, С. Кирабаев, С. Зиманов, А. Тажибаев, А. Кекильбаев и др. Целью работы комиссии было показать отсутствие антисоветских настроений в трудах деятелей Алаш, а при обнаружении таковых постараться сгладить углы. В результате работы этой комиссии было реабилитировано наследие десятков видных деятелей Алаш и стало возможным открытое изучение и распространение их трудов. Именно с этого времени берут начало научные изыскания ряда исследователей, которые сейчас известны как известные ученые-алашоведы.

В 1991 г. начался третий, современный этап процесса реабилитации жертв политических репрессий, как в СССР, так и в союзных республиках. В ноябре 1991 г. Президиум Верховного Совета Казахской ССР принял постановление о создании государственной комиссии по изучению обстоятельств голода и массовых политических репрессий в Казахстане. В состав комиссии вошли видные ученые, общественные деятели и руководители правоохранительных органов. Возглавил комиссию известный ученый, директор Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, академик М.К. Козыбаев. Перед учеными стояла задача по изучению государственных актов и постановлений, явившихся основанием для массовых политических репрессий крестьянства Казахстана. Комиссия проработала до ноября 1992 г., изучив документальные материалы республиканских и ведомственных архивов, статистические источники, периодическую печать, свидетельства очевидцев. В заключении комиссии от 7 декабря 1992 г. силовые компании по коллективизации и оседанию кочевых и полукочевых хозяйств были признаны незаконными и противоречащими правам человека, а люди, пострадавшие от конфискации имущества и выселения, понесшие наказание в виде расстрела, лишения свободы или высылки за сопротивление проводимой политике были названы жертвами репрессий.

В 1993 г. Верховный Совет Республики Казахстан принял закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». Если официально до 1993 г. органами прокуратуры было реабилитировано 75 тысяч человек, то после принятия закона работа по реабилитации заметно активизировалась. За эти годы в Казахстане издано 14 «Книг скорби», в которые занесены имена почти 146 тысяч безвинно пострадавших соотечественников. В соответствии с законодательством было реабилитировано более 340 тысяч незаконно репрессированных граждан, возведены десятки памятных знаков в местах захоронения жертв тоталитаризма. На территории бывших гулаговских лагерей стали функционировать мемориальные комплексы, на государственном уровне отмечается День памяти жертв политических репрессий.

Однако необходимо отметить, что в ходе подготовки данного закона не были учтены выводы комиссии 1992 г. и предложения ученых о необходимости учета специфики и особенностей политических репрессий в Казахстане. В результате были фактически юридически реабилитированы только 5-6 категорий, в том числе лица, осужденные приговорами и решениями, так называемых судов «двоек», «троек», «коллегиями», «особыми совещаниями» прокуратуры, а также представители депортированных в Казахстан народов из других республик СССР. Реабилитация раскулаченных баев и казахских крестьян (шаруа), пострадавших в период силовых компаний по коллективизации и оседанию кочевых и полукочевых хозяйств, беженцев в период голода, участников народных восстаний по действующему закону не была предусмотрена, поэтому по ним комплексная работа не велась.

Поэтому перед созданной Государственной комиссией стоит задача по полной реабилитации всех категорий жертв политических репрессий для восстановления исторической справедливости. Для этого в составе Госкомиссии были созданы подкомиссии и рабочие группы по изучению специфики и особенностей политических репрессий в Казахстане и сбору материалов по отдельным категориям репрессированных, в том числе:

раскулаченных баев, полуфеодалов (середняков) и крестьян (шаруа), жертв насильственной коллективизации, заготовительных политических кампаний большевистско-сталинской власти в отношении крестьянства, участников 372 крестьянских восстаний;

казахстанских беженцев, вынужденных покинуть пределы Казахстана в результате карательных акций государства в ходе проведения различных насильственных политических кампаний и голода; 

- насильственно депортированных в Казахстан народов и спецпоселенцев;

- жертв и пострадавших, находившихся в лагерях ГУЛАГа НКВД на территории Казахстана, а также членов их семей;

- участников политических выступлений народа, борцов за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана, представителей творческой, научной и культурной интеллигенции;

- военнопленных казахстанцев, оказавшихся в 1939-1945 гг. в плену фашистской Германии, Финляндии и других европейских странах;

- жертв политических репрессий из числа представителей традиционного духовенства и т.д.

В составы подкомиссий и рабочих групп привлечены академики НАН РК, ученые ведущих научно-исследовательских институтов и университетов, осуществляющие научно-исследовательскую работу в рамках программы «Массовые политические репрессии 20-50-х годов ХХ века в Казахстане и процесс реабилитации: формирование единой базы данных» на базе Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова. Программа направлена на научно-экспертное сопровождение Госкомиссии по изучению архивных материалов по политическим репрессиям в Казахстане и выработке практических рекомендаций государственным органам для осуществления процессов полной реабилитации. Например, для сбора материалов ученые осуществляют работу в центральных архивах, закрытых фондах специальных государственных архивов ГП, КНБ, МВД, а также работают в зарубежных архивах. По результатам научных изысканий публикуются сборники нормативно-правовых актов и редких рассекреченных документов по политическим репрессиям, готовятся монографические исследования. В рамках программы планируется создание единой республиканской базы данных жертв политических репрессий, а также издание книги памяти. 

Для организации работы по сопровождению деятельности Госкомиссии был создан Проектный офис, состав которого сформирован представителями государственных органов и научных организаций. Для активизации работы членов рабочих групп в г. Алматы открыт рабочий кабинет Госкомиссии. 

В рамках Госкомиссии также осуществляет работу подкомиссия по рассекречиванию архивных документов, а также рабочая группа по информационному сопровождению. Все рассекреченные материалы будут находиться в открытом доступе. Для систематизации материалов по политическим репрессиям со всех архивов страны на базе Архива Президента РК создан Центр по изучению архивных материалов.  С этого года на базе архива была создана постоянно действующая комиссия по рассекречиванию документов.

Для восстановления полной картины во всех областях и городах республиканского значения созданы региональные комиссии по вопросам реабилитации жертв политических репрессий под руководством заместителей акимов, курирующих вопросы внутренней политики. В них вошли депутаты маслихатов, ученые, краеведы, представители общественности, правозащитники и поисковиков. Деятельность комиссий в регионах направлена на выявление и сбор архивных и исторических материалов в отношении жертв репрессий, организацию экспедиций в районы областей по выявлению новых имен, составление карт массовых захоронений репрессированных граждан страны, а также открытие музеев жертв политических репрессий на базе сохранившихся административных зданий лагерей ГУЛАГ. В целом, была работа развернута в более 60 государственных и ведомственных архивах во всех регионах страны. 

По итогам работы Госкомиссии по инициативе Проектного офиса Госкомиссии рассекречено более 2 млн. 400 тыс. секретных документов по репрессиям, реабилитированы более 311 тыс. жертв и пострадавших. В 2022 году под общей редакцией Государственного советника – Председателя Госкомиссии Е.Т. Карина издан 31 сборник в серии «Материалы Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий. 20-50 годы ХХ века», в том числе 29 сборников документов и 2 монографии. Из них 16 сборников было подготовлено научно-исследовательскими группами и 15 – региональными комиссиями. В этом году планируется данную серию продолжить сборниками региональных комиссий и сборниками воспоминаний потомков жертв репрессий и пострадавших. На базе Проектного офиса сформирован архив Госкомиссии, разрабатывается глоссарий – сборник специальных терминов по политическим репрессиям с учетом международных стандартовотражающий специфику политических репрессий в Казахстане, пополняется Единая база жертв политических репрессий. 

На сегодня в Казахстане в рамках политики исторической памяти проводится большое количество историко-просветительских мероприятий, направленных на увековечение памяти жертв репрессий, воспитание молодого поколения в духе патриотизма. И эту тенденцию необходимо продолжать, ведь для построения подлинно демократического государства необходимо выдвижение в особую ценность гражданских прав и свобод человека, что возможно только в преодолении тяжелых страниц совместной истории. 

Махаббат КОЗЫБАЕВА,

доктор PhD, директор филиала Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова в г. Астана

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?