Бейбарс – аль-Малик аз-Заһир Рукн-ад-дин Бейбарс I аль-Бундуктари ас-Салих (ок. 1217/18 – 1277)– мамлюкский султан Египта и Сирии (1260–1277) тюркского (кыпчакского) происхождения, видный военный и государственный деятель средневекового Египта.
Хотя сведений о политической жизни Бейбарса в Сирии и Египте достаточно много, информация о его детстве и роде отрывочна. Данные о Бейбарсе можно найти в трудах его современников и средневековых арабских авторов, в частности у Мухаммеда бин Али Ибрагима бин Шаддада аль-Халаби (1286) «Сира аз-захир Бейбарс» («Жизнь Захир Бейбарса») и Мохи аддин Абдолла бин Абд аз-Захир бин Нишвана Аль-Хазами Аль-Масри (1292) «Ар-рауда аз-захир фи аз-малик аз-Захир» («Видный сад жизни аль-алика аз-Захира» [1, с. 726].
Ибн Шаддад был одним из самых близких людей Бейбарса, как и Мохи ад-дин Абд аз-Захир. Именно этот человек, ставший личным писарем султана, написал послание султана к золотоордынскому правителю Берке хану. А Абд аз-Захир был дворцовым писарем, его руками и под строгим контролем султана была написана биография Бейбарса. В связи с тем, что он не мог нарушать требования султана, не желающего оставить в истории сведения о детстве и период рабства (мамлюк), автор обошел в своем труде некоторые важные вопросы.
Однако Абд аз-Захир в преамбуле своей книги написал только одну строчку касательно данного вопроса: «Это султан, Малик аз-Захир Рукн ад-дин Абу-л Фаттах Бейбарс бин Абдулла ас-Салихи ан-Неджми, получил счастье прийти вместе с великим султаном Салихом Неджметдином Айюбом из Сирии из тюркских племен «барлы» [2].
Ал-Макризи так же в своем труде «Ас-сулук» писал: «Бейбарс – тюрк. Его купил Малик ас-СалихНаджметдинАйюб». Египетский автор XIV века аль-Айни в своем произведении «Икду ал-джуман фи тарихахл аз-заман» («Жемчужина населения времени»), ссылаясь на слова Бейбарса «Мин Бурджоглы кабилятун мин тюрк», говорит, что султан из племени «бурдж». Аль-Идриси писал, что племя «бурдж» населяет на севере Черного моря [1, с. 726].
В русских летописях ХІ–ХІІ вв. указано, что в числе половцев (кыпчаков) были потомки «буршевич». Казахские исследователи связывают название племени «бурдж» с племенем бериш, который находится в составе современного казахского народа. Анализ исторических данных свидетельствует о том, что в то время род бериш проживал в Крымском регионе (в настоящее время – в Атырауской области) [3].
Интересно, что символ племени бериш – стрела, изначально очень похожий на символ аршакидской династии ираноязычной племени парна на севере Каспия [4, с. 34]. Известно, что аршакидская династия (250 до н. э. – 227 г. н. э.) явлась династией, правившей Парфией, Арменией, Азербайджаном, Иберией и Кавказской Албанией. После распада Тюркского каганата различные тюркские этнические группы стали создавать отдельные государственные структуры. По словам Б. Кумекова, «…углубление и развитие этнических связей в Дешт-и-Кипчаке повлияло на формирование группы кипчаков в регионе. Единый этнический регион, хозяйственный подход, общественные отношения и общий язык способствовали общению кипчаков с другими этническими группами. Из-за повышения политического веса кипчаков многие другие этнические группы и племена называли себя кипчаками и приняли этот этноним» [5, с. 45].
Отец Бейбарса – Жамак, а мать – Айнек из кыпчаков. По словам некоторых исследователей египетской истории, он был куплен в детстве в Дешт-и кыпчакской степи и принят в отдельный отряд султана Салиха Нажима ад-Дина из династии айюбидов. Изначально, Бейбарс намеревались продать одному торговцу в Дамаске за 800 дирхемов. Но тот обнаружил недостаток – на глазу Бейбарса было бельмо, и отказался от его покупки. Затем его приобрел повелитель Айдакин Аль-Бундукдари, который по традиции произвел его в мамлюки под именем Бейбарыс Аль-Бундукдари. Затем Бейбарс, занимая должность султана, назначил бывшего хозяина Аль-Бундукдари правителем Дамаска [6, с. 102].
Усиление кочевого быта, войны с соседними государствами в этот период стали причиной массового переселения тюрков в зону обитания оседлых. Кроме того, в связи с развитием торговли у кочевников конкуренция за обладание городами юга стала причиной прихода тюркских кочевников в этот регион. Таким образом, тюрки вынуждены мигрировать на территории оседлых в поисках новых пастбищ для скота.
Анализ исторических данных показывает, что рост потребности в пастбищах для скота и стремление к торгово-экономическим связям с оседлыми народами в конце XI века, наряду с политическими событиями, происходящими в Центральной Азии, способствовали перекочевке тюрок на относительно свободные места. Основной целью нападения огузов на Мавераннахр, Хорезм, Хорасан, Джурджан в Х веке было не только завладение пастбищами и пленными, но и стремление к торговым отношениям с южными соседями. По словам Б. Кумекова, перемещение кимакских племен в оседлые районы на севере государства Саманидов было вызвано необходимостью установления торговых отношений с ними [5, с. 121].
Исторические личности тюркского происхождения по-разному делали политическую карьеру в других странах мира, особенно в мусульманских. К первой группе относятся лица, попавшие в плен в результате междоусобиц и войн, вступившие в должность местных правителей, после чего добились военной карьеры, ко второй группе относятся вступившие на службу по собственному желанию как наемные солдаты и добившиеся высокого положения.
Об идеологическом кризисе тюркского общества этотого периода писала в своём труде Н. Нуртазина: «…ухудшились традиции, теряя смысл, даже та естественная религия, мифология отделились, изменились, разрушились изнутри, становились светскими. В переходный период тюрки стали тесно контактировать между собой» [7, с. 52].
По данным средневековых арабских исследований, тюрки в это время переживали и моральный кризис. Например, имеются такие факты о карлуках: «…есть храмы, на стенах которых изображены правители. Карлуки испорчены, не запрещаются грехи. Играя азартные игры, делали ставки на жен и даже на детей» [8, с. 96]. О кризисе религиозной идеологии Л.Н. Гумилев писал: «Снижение пассионарной энергии населения ведет к распаду – последней фазе этнической системы. Боевой дух народа был ослаблен. Предпочитали покой. Народ стал склонен к развлечениям. Среди кочевников распространилось воровство, в боях с легкостью сдавались в плен противнику ради жизни» [9, с. 266]. Даже в надписях Кюль-тегина говорится, что «…ты бродил по всем тюркским странам. Скитались, выживая».
Тюркские племена, переживавшие не только политический застой, но и духовный кризис, теперь по своей воле, иногда в результате войн, нанимались в качестве рабов в соседние государства. В результате политических столкновений появилось много тюркских рабов и рабынь, которых вывозили в другие страны. Мужчин-тюрок использовали на военных должностях, женщин держали в качестве домработниц. В средневековых источниках написано, что «тюркские девушки красивые, нежные, светлолицые. Они узкоглазые, но очаровательные. Большинство среднего роста. Мало девушек высокого роста. Они много рожают. Дети рождаются красивыми и наездниками. Они аккуратны, хорошо готовят пищу. Склонны к расточительству…» [8, с. 96].
Тем не менее, тюркские рабы, благодаря своим естественным боевым качествам, добились успеха в военных делах, чем в низких должностях, присущих рабам. Отсюда первоначально занимавшие низкие должности тюрки со временем участвовали в военном деле, добились значительной государственной карьеры.
Низам ал-Мульк описывает военную карьеру тюркского раба во дворце Саманидов: «В течение одного года исполняет обязанности раба. В это время он носил одежду из зенданской ткани (местность в Бухаре). Через год по согласованию с хаджибом, начальником шатера (висаком) присваиваются обычные чепрак и тюркское имя. В третьем году он получал особый пояс (карашор). А в пятом году седло получше, украшенное звездами уздечку, получал более дорогую одежду и дубинку. В шестом году получил парадную одежду, в седьмом году чин «висак баши», символом достойности висака башмака – черную войлочный калпак и одежду гянджа, украшенные серебром. Постепенно он получил звание «хайльбаши» (начальник отряда) и достигал звания «хаджиб» [8, с. 97]. По такой лестнице тюрок Айтак ал-Хазари, который начал свою карьеру помощником повара при халифе ал-Му’тасим, стал в Самарре командиром дворцовой охраны.
По запискам Аль-Омари, тюрки, бежавшие из кыпчакской степи, отличались своей совестливостью, героизмом, стройностью и благородством. В халифатской армии служили многие полководцы тюркского происхождения, как Афшин Буха Старший, его сын-Муса, Васиф, младший Буха, Салык, Ибн Васиф, Мухаммед ибн Буха, Байкбек, Минкаджавр-аль Фергани, Зерек [8, с. 97]. Тюрки, добившиеся высокой военной карьеры, иногда пытались захватить светскую власть из рук халифа. Уже в IX веке в Багдаде власть Аббасидов была ограничена тюркскими полководцами дворца. Халифы, проявившие слабость, иногда становились игрушкой в их руках. «Когда Мустайн сел на престол (862), влиятельные люди вызвали астрономов и спрашивали: «Скажите! Сколькобудет жить этот халиф и сколько времени будет править?» Тогда один весельчак, стоявший там, сказал: «Я могу лучшеастрономов предвидеть, править столько, сколько угоднотюркам» [8, с. 97]. Из этих сведений можно осознать значимость тюрков в халифате.
Еще один тюркский раб Мухаммад ибн Абу Садж Афшин в 866–879 годы был правителем халифата в Азербайджане и Армении. После он объявил себя независимым от халифата правителем.
Заслуги
Личная жизнь и политическая деятельность Бейбарса тесно связаны с политико-социальным положением того времени в Великой степи, простиравшейся от Алтая до Черного моря. Благодаря своим боевым талантам, Бейбарс был замечен другими правителями. С самого начала он проявлял себя не просто рабом, а воином.
Бейбарс вырос очень ловким, шустрым юношей. В 1246 году султан ас-Салих сразу заметил эти качества, назначил сардаром в собственный отряд. Но после смерти Салиха его сын Туран шах и его наследник Айбек стали меньше доверять мамлюкам.
В это время Бейбарс был в числе организаторов заговора против Туран шаха, который пытался избавиться от мамлюков и был соучастником в его убийстве. Новый султан Му’иаз ад-Дин Айбек (1250–1257), придя на престол, повелел приговорить к смертной казни участников покушения. В связи с этим Бейбарс вынужден был скрываться и покинул Сирию. После того как мамлюки убили Айбека, Бейбарс вернулся в Каир.
Новый султан Музаффар Сайф ад-Дин Кутуз (1259–1260) после взятия монголами Багдада, поручает Бейбарсу (1260) возглавить центр войска против войск монгольско-тюркской династии Хулагуидов, правивших в Иране и стремившихся покорить Сирию и Египет. В битве под Айн-Жалутом Бейбарс отличился своим мужеством. Дальнейшие атаки войск Хулагуидов не дали результата. Испытывая зависть к славе Бейбарса, султан Кутуз сделал ошибку и оставил его без внимания. Бейбарс, который был не согласен с несправедливым решением, тайно договорился с мамлюками и убил султана Кутуза на обратном пути в Каир. Бейбарс был объявлен султаном Египта, а в конце 1260 года он торжественно вошел в Каир. К официальному имени Бейбарса добавили титул «Рукн ад-Дин» («Опора религии»). Этот титул присужден за успешные войны против крестоносцев [6, с. 105].
По приходу к власти Бейбарс направил все усилия на подготовку к отражению наступления крестоносцев. С 1265 года одну за другой он начал брать их крепости.В 1275 году были организованы походы против малоазиатских сельджуков. В первые годы, когда Бейбарс был правителем Египта, в мусульманских владениях начались восстания. Восьмой крестовый поход, организованный из Европы, начался в 1270 году. Бейбарс не только остановил этот крестовый поход, но и вновь освободил территории, которые ранее были завоеваны крестоносцами. В 1266 году Бейбарс освободил Сафад, в 1268 году – Антиохию, в 1271 году – Хисын Аль-Аккрад, в 1267 году – Киликию.
Тюрки и монголы, завоевавшие Иран до прихода Хулагу, изначально имели тесные отношения с Улусом Джучи. Захваченные земли использовались в целом как общее достояние династии Чингисхана. Нойоны и принцы Джучи приняли участие в завоевании Ирана [8, с. 105]. После завоевания Ирана Хулагу, в Иране осталась часть прав сыновей Джучи на города [8, с.135].
В целом, имеются некоторые причины, по которым Бейбарс был благосклонен к Золотой Орде, так как Золотая Орда стала государством, возникшим на родине Бейбарса – в Дешт-и-Кыпчаке. В земельном споре между ханом Золотой Орды Берке и правителем государства Ильхана Хулагу мамлюки поддерживали Берке. Берке говорил: «Если невозможно вернуть войска в Золотую Орду, то перейдите в мамлюкский Египет». Между Египтом и Золотой Ордой за время Бейбарса до ХV в. сложились дружеские отношения. Он поддерживал принятие ислама Золотой Ордой.
После того, как он стал султаном, Бейбарс стремился установить дипломатические отношения с золотоордынским правителем Берке. По словам Амина аль-Холи, во время правления султана Бейбарса в Дешт-и-Кыпчак были посланы 8 послов [1, с. 728]. Этот союз сохранился до распада Золотой Орды.
В арабских летописях Сеит Мухаммед пишет об участии послов Берке хана на суннитской свадьбе сына султана: «Султан (Бейбарс)пригласил падишаха Берке и его посла Яфы, который был гостем в егодворце в качестве свидетеля. Они с радостью приветствовали это приглашение» [1, с 735].
Он был султаном Египта и оказал большую поддержку переселенцам из Золотой Орды. Аль-Омари сказал: «Цари выходили из них (египетские султаны выходили из тюркских мамлюков), а также способствовали к умножению их родственников, и они всесторонне поддерживали, приехавших в Египет. Из нихвышли военачальники его земли (Египта),бии». [1, с. 732]. Тюркам, пришедшим в Египет, Бейбарс отдал земельные участки недалеко от ворот Каир вблизи крепости Аль-Лук [1, с. 733].
В ответ на послание Берке, он отправляет в Золотую Орду официальное посольство во главе Сейфетдином Кушарбеком и законником Меджеддином. Бейбарс вместе с официальным письмом направил «родословную султана, подписанную его Тажаддином» [1, с. 736].
Таким образом, Бейбарс не только призывал их к борьбе с «безбожниками», но и желал восстановления связей со своими золотоордынскими родственниками. Египетские мамлюки использовали людей, бежавших из Дешт-и-Кыпчака и знающих кыпчакский язык в качестве переводчиков [8, с.140].
Султан Бейбарс скончался в 676 году хиджры 28-го числа месяца Мухаррам (2-го мая 1277 года). Он правил страной около 17 лет. После его смерти на трон сел его сын Насыраддин. Однако дети Бейбарса не смогли долго удерживать власть. Мамлюкские правители, стремившиеся к власти, убили его сыновей и, наконец, к власти пришел Сейфуддин Калауин из рода Кыпчак. Бейбарс умер в 1277 г. в городе Дамаске и похоронен под куполом библиотеки аз-Захариа [10].
В период его правления социально-экономическое положение страны стабилизировалось. По словам современников, султан любил конные игры, охоту, состязания. Султан известен своей простотой и вероисповеданием. Они всегда уделял внимание бедным, заботился о сиротах и брал их на свое попечение.
В каждом городе держал постоянный гарнизон. Укрепил порядок в государстве, окончательно прекратил взаимные столкновения. К мамлюкам начали приезжать купцы со всего мира. На всех реках были построены мосты и по одной мечети в каждом городе. Были отремонтированы каналы и дамбы [11].
Во внутренней политике страны султан Бейбарс укрепил позиции мусульманского государства, Египет превратился в процветающую страну. В юридической сфере султан Бейбарс внес беспрецедентные изменения. Назначал на должности судей представителей всех четырех суннитских мазхабов. Восстановил мечеть Аль-Азхар, значительно изменил и превратил ее в крупное учебное заведение, куда приезжали ученики из разных стран. В Египте и Дамаске было построено множество медресе. В частности, хорошо сохранилось здание медресе «Захири» в Каире. В медресе также работали библиотеки с богатым книжным фондом.
Был осуществлен капитальный ремонт мечети Пророка в Медине, обновлена мечеть пророка Ибрахима в Дамаске. В Иерусалиме были отремонтированы и обновлены мечети Аль-Акса, Куббат Сахра. Построен Дом юстиции, в котором решались различные проблемы и споры [10].
Бейбарс был активным защитником ислама и мусульманином. В 1260 году в Каире в торжественной обстановке был восстановлен Аббасидский халифат в качестве духовного учреждения, он посадил на престол халифа одного наследника из династии Аббасидов и превратил Каир в духовную столицу халифата.
Значение Бейбарса в истории ислама измеряется тем, что он защищал исламский мир от крестоносцев, прожил свою жизнь, защищая границы ислама с христианским миром, и был союзником хана Золотой Орды Берке. В результате Берке-хан принял ислам и укрепил связи между Египтом и Золотой Орды. Вступил в союз против Хулагу и его потомков, завоевавших территории Ирака и Ирана [11].
Султан Бейбарс создал мощную армию, морской флот и организовал оснащение вооружением, построил крепости, создал регулярную армию. Он впервые ввел артиллерию, которая была использована в битве при Айн-Джалуте в 1260 году. В мамлюкской армии были железные орудия под названием «мидфа». Позже эта артиллерия появилась в Европе, а англичане использовали эту технологию во время Столетней войны в 1346 году против французов [12].
Память
В настоящее время в Казахстане имя султана Бейбарса присвоено селам, школам, культурным очагам. Несмотря на то, что казахской интеллигенции было известно о султане Бейбарсе, общественность республики впервые узнала об известном предке после выхода художественного телефильма «Султан Бейбарс», который был создан в 1989 году киностудией СССР «Совэкспортфильм» совместно с египетской студией «Эль-Аламия». Фильм был снят режиссером Булатом Мансуровым по мотивам произведения Мориса Симашко «Емшан», где главную роль сыграл народный артист Казахской ССР Н. Жантурин.
18 октября 2007 года по поручению Главы государства в городе Каире заключено межправительственное соглашение между Казахстаном и Арабской Республикой Египет о реставрации мечети султана Аз-Захир Бейбарса. Общая площадь мечети 10 тыс. кв. метров. Общая стоимость проекта 12 млн. долл. США, из них долевое участие Казахстана – 4,5 млн. долл. За 2008–2011 гг. казахстанской стороной выплачено 4 млн. долл., за счет чего проведены работы по разработке проектно-сметной документации, оборудованию дренажной системы, укреплению оснований стен и колонн, наружных стен, возведению внутренних стен и изготовлению архитектурно-декоративных элементов. На объекте установлены мраморные резные колонны «Харсана Адия».
Также по поручению Главы государства о реставрации мавзолея султана Аз-Захир Бейбарса в городе Дамаске 18 октября 2007 г. заключено соответствующее межправительственное соглашение с Сирийской Арабской Республикой. Общая стоимость проекта составила 297,3 млн. тенге. Работы проводились в 2007–2010 годах. Комплекс общей площадью 850 кв. м. состоит из мавзолея, архива, библиотеки с 75 тысячами книг и рукописей, 3 учебных классов, фондохранилища, служебных кабинетов.
Объект используется Академией арабского языка Сирийской Арабской Республики.
К ЭКСПО-2017 в Национальном музее столицы Казахстана открылась выставка «Султан Бейбарс и его эпоха». На выставке были представлены 22 экспоната из коллекции Музея исламского искусства, рассказывающие о жизни и деятельности султана Бейбарса.
Руководитель фонда аль-Фараби и Султана Бейбарса С. Искаков организовал историко-научную экспедицию «По следам предков» в Египет, Королевство Иорданию, Сирию, Палестину, Ливан и Иерусалим, изучил исторические места, контактировал с местными историками.
Список литературы и источников:
1. Сайфетдинова Э.Г. Личность султана Бейбарса и его роль в развитии взаимоотношений мамлюкского Египта с Золотой Ордой по арабским источникам // Золотоордынское обозрение. – 2017. – Т. 5. – № 4. – С. 726–735.
2. Әлібекұлы А. Бейбарыс бейнесі халық қиялы мен тарихи жазбаларда // Қазақ әдебиеті. – 2013. – 7 қараша.
3. Әміржанұлы А. Бейбарыс сұлтан // Қазақ батырлары. – 2000. – № 10 (27).
4. Жеңіс Ж.Ж. Көне ирандық тайпаларының таңбалары // Қазақтану. – 2009. – № 7. Желтоқсан. – 18–24 б.
5. Кумеков Б.Е. Государство кимаков ІХ–ХІ вв. по арабским источникам. – Алматы: Гылым, 1987. – 121 с.
6. Бейбарыс: Арабтың халық романы (орыс тілінен аударған С. Абдрахманов). – Астана, Елорда, 2000. – 325 б.
7. Нұртазина Н. Қазақ мәдениеті және ислам (тарихи-мәдениеттанулық зерттеу). – Алматы: Өнер, 2002. – 208 б.
8. Жеңіс Ж.Ж. Ежелгі және ортағасырлардағы Иран мен Тұран. – Алматы: Алтын шаңырақ, 2016. – 238 б.
9. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. – М.: АСТ, 2000. – 439 с.
10. Құл-Мұхаммед М. Бейбарыс сұлтан // Жас Алаш. – 2000. – №12. – 16 қыркүйек.
11. Кекілбайұлы Ә. Бейбарыс. Тұла бойы тұнған жұмбақ тұлға // Егемен Қазақстан. – 1999. – 8 қазан.
12. Первым, кто применил артиллерию на поле боя, был султан Бейбарс. – URL: https://smkz.kz/pervym-kto-primenil-artilleriyu-na-pole-boya-byl-sultan-bejbars/.