Статус аксакала в истории
Самым уважаемым и почитаемым возрастом является – «аксакал». Выражение учтивости и обходительности заложена в истории казахского народа. В традиционном казахском обществе люди, достигшие пожилого возраста, считались носителями народной мудрости, много испытавшие на своем веку. С аксакалами постоянно советовались, руководствовались их напутствиями. Если кто-либо начинал новое дело, то первым делом получал напутствие аксакала, а кто приезжал издалека, считал своим долгом навестить такого человека. Такая традиция идет из глубокой древности. В древнем казахском обществе понятие аксакал обозначало очень опытного, старшего по возрасту, авторитетного и влиятельного родоначальника, даже бия. Но пользовавшиеся и уважением, и почетом аксакалы, не имея официальной должности (би или родоначальник), занимали не менее важное место, чем представители власти. Аксакалам, выполнявшим функции родоначальника, обращались представители рода и наряду с подчинением его власти обязательно выполняли его решения. Старец являлся не только особенной категорией возраста человека, но и был и показателем институтов организации и регулирования общественных отношений. Вот таким был статус аксакала в истории казахского народа.
Названия возрастов человека
В казахском обществе к каждому возрасту человека есть свое название. Новорожденного назвали шакалак (кызыл шака – краснокожий малыш), ребенка до года – саби, бопе, от 2 лет до 3 лет – булдиршин, подростока 13-15 лет - ересек бала, 16-19 лет – бозбала (юноша), бойжеткен (девушка). Про мужчину 30-40 лет говорят еркек, орда бузар (мужчина в рассвете сил), замужняя женщина - келиншек, а незамужних - кари кыз (старая дева). К 45 годам мужчина достигает возраста, когда к нему прислушиваются - наступает возраст карасакал. Карасакал (чернобородый) – мужчина зрелого возраста. В этом возрасте с опытом приходит мудрость. К 70 годам карасакал достигает статуса аксакала.
Бауыржан Момышулы о пожилом возрасте
Бауыржан Момышулы разделял пожилых стариков на четыре группы: шал (старик), кария (старец), аксакал (старейшина, уважаемый старец), абыз (мудрец). Шал – это тот, который не может решить никакие вопросы, кроме мелких бытовых дел, который караулит чужие дома и распространяет сплетни. Кария – это тот, который руководит своим родом, держит все в порядке. Аксакалом называли того, кто заботился о целом ауле. А старца, который решал споры, боролся за честь, говорил от имени своего народа и выступал с пламенными речами, делился своими знаниями он называл абызом (мудрецом).
Аксакал – это честность и ответственность
Главным своим долгом аксакалы считали сохранение семейного очага, спокойствие рода, решение проблем целого аула, недопущение недостойных поступков своими земляками-односельчанами. Старейшинами могли быть те, кто ранее занимался или имел опыт руководства общественными делами, кто имел безупречную репутацию. Аксакалов не избирали, они достигали народного признания своей репутацией, порядочностью, открытостью, были известны своими благородными поступками. Таким людям доверяло население той или иной местности. Иногда бывали моменты, когда в ауле не было аксакалов. Тогда их роль выполняли люди, достигшие сорока и более лет, являющиеся общепризнанными лидерами среди жителей аула. Мудрым аксакалам свойственны высокая гражданственность, принципиальность, глубокое чувство ответственности, бережное отношение к людям.
При этом они сохраняют предельную скромность и считают лучшим человеческим качеством порядочность. В повседневной жизни казахов путники, посещая тот или иной аул, вначале заходили к аксакалам, советовались с ними, сообщая о цели поездки, и получали советы. В жизни было немало случаев, когда необходимо было посоветоваться с аксакалом по поводу бедственного положения односельчан или по поводу разногласий, недоразумений, споров, возникших между аулчанами.
Аксакалы в зеркале народной мудрости
Есік алдында төбе болса,
Ерттеп қойған атпен тең.
Ауылыңда қария болса,
Жазып қойған хатпен тең.
(Если возле дома имеется высокий холм,
считай, что имеешь оседланного коня,
а если в доме есть почтенного возраста человек,
считай, что имеешь мудреца).
Сақалға ақ түсті – Көңілге дақ түсті.
(Как побелела борода, так и в душе укрепилась обида)
Қарты бар елдің Қазынасы бар,
Қызы бар елдің Базынасы бар.
(У народа, имеющего стариков, есть богатство
У народа, имеющего дочь, есть желанье)
Алтыға дейін бала ерке,
Алпыстан кейін шал ерке.
(До шести лет ребенок избалован
После шестидесяти старик избалован)
Институт аксакалов сегодня
Как и в прошлом, в наше время на аксакалов возложено большое доверие и ответственность. Не тратя время на ежедневные, мелкие дела аксакалы должны превратиться в орган, который бы решал актуальные дела жителей города, района, аула. Они могли бы смело задавать актуальные и насущные вопросы руководству и заставить решать проблемы до конца. Сегодня, в условиях развития гражданского общества Казахстана институт аксакалов мог бы занять свое достойное место. Аксакалы – это старейшины, которые соединяют разные социальные группы между собой: представителей культуры, науки, религиозных деятелей, даже служащих государственной службы. Потому что нет такой сферы деятельности человека, которая не была бы связана с традициями и обычаями казахского народа. Казахское государство развивалась в том числе благодаря аксакалам. Благодаря благим идеям, добрым намерениям, активным стараниям таких аксакалов Казахстан стал независимым государством. В прошлом аксакалам давали высокую оценку. И сейчас они достойно несут это звание.
Напутствие молодым
Подрастающая молодежь всегда подражала старшему поколению. Поэтому надо уже в молодости задумываться о своем будущем преклонном возрасте. Каждое слово, дело человека влияют на формирование общественного образа человека, становление его основных качеств, достоинств и недостатков. Известно, что в старости очень трудно изменить характер. Все это, в конечном итоге, влияет на будущее человека, а в будущем этот человек должен будет давать правильное направление для следующего молодого поколения. Некоторые говорят, «надо правильно стареть», но это не означает, как думают молодые, становиться «шалом». Аксакалы только благодаря своей мудрости, опыту, знаниям заслуживают этого звания, пользуются уважением и почетом и выступают образцом для подражания. Они – гордость народа.
Арман СУЛЕЙМЕНОВ
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)