Турмагамбет Изтлеуов. Учитель, жырау, переводчик
16.10.2019 2606
Берега Сырдарьи помнят тысячи животрепещущих историй и видели как сложились судьбы многих тысяч людей

Они были свидетелями как кровопролитных сражений, в которых сотнями гибли славные сыны народа, так и рождения сотен талантливейших казахов, чей дар спустя десятилетия восславит культуру и историю народа. Одним из таких казахов был Турмагамбет Изтлеуов, человек, подаривший народу «Шахнамэ»

Турмагамбет Изтлеуов родился 9 июля 1882 года в ущелье Акжайлау Куандарьинкой волости Казалинского уезда Сырдарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства. Отец Турмагамбета Изтлеу был одним из образованнейших людей того времени. Местность, где родился Турмагамбет Изтлеуов, подарила народу немало талантливых акынов. Среди них особо стоит отметить Ешнияз Сала, его сына Кете Жусипа, Омара Шораякулы и Запа Даулетбаева. В разное время здесь родились обладатель ордена Трудового Красного Знамени Байдан Турганов, ветеран войны Кылышбек Байжанов и другие.

В XIX веке каждый казахский мальчик, стремившийся к получению образования, учился грамоте и письму в аульных школах. Турмагамбет был таким ребенком. До своего четырнадцатилетия Т. Изтлеуов учился в кочевых школах мулл Кожабая, Алдашбая и Ораз-ишана. Так, получив начальное образование, 14-летний Турмагамбет отправился в Бухару для учебы в Медресе Мир-Араб, а позже в медресе Кокельташ в Ташкенте. Несмотря на то, что в то время медресе были религиозными учреждениями, там обучали персидскому, арабскому, турецкому и чагатайскому языкам, а также позволяли пополнить багаж знаний в области литературы и истории.

После окончания обучения в Бухаре, Турмагамбет отправился в Ташкент, где продолжил обучение в медресе «Кокельташ». В этом медресе он познакомился с будущим классиком таджикской литературы Садриддином Айни. Интерес к литературе, увлечение восточными языками сблизили их, вместе они готовили стенгазету медресе. Кроме учебы, вместе они учили детей в Каракалпакстане и делали первые шаги на пути к преподавательской стезе.

Если взглянуть на факты из жизни Турмагамбета, то можно заметить, что у него рано раскрылись способности акына. Свое первое произведение басню «Черный жук» он написал, будучи четырнадцатилетним юношей, а первую поэму «Декханин Марди» - в восемнадцать.

Так, окончив обучение в Ташкенте, Турмагамбет в 1905 году вернулся в родной аул и продолжил преподавательскую деятельность. В родном ауле он основал мечеть, построил школу и на протяжении двадцати лет неустанно учил детей грамоте. К слову, Турмагамбет не забывал и о своем писательском таланте. Вплоть до ареста 1937 года он успел написать порядка десяти поэм, самые известные из которых «Мудрейший старец», «Пленная девушка» и «Рауа бану».

Известно, что Турмагамбет был на стороне восставших во время противостояния в Туркестане 1916 года. Повстанцам он посвятил толгау «Земля покрыла тревожная мгла», а приход к власти большевиков встретил с воодушевлением. В этот период известны его произведения «Счастье тебе, Кенес ага» (1918) и «Ленин - солнце» (1923). Однако несмотря на оды, которые он писал советской власти, это не уберегло его от репрессий. Исследователи говорят, что следователям не нравилась та поэзия, которую Изтлеуов пропагандировал в своей школе. Эта неприязнь вылилась в репрессии в отношении акына.

После 1921 года Турмагамбет Изтлеуов был несколько раз подвергнут ссылкам, а также по меньшей мере три раза был подвергнут арестам и допросам.

В 1934 году широко праздновалось тысячелетие персидского поэта Фирдоуси. Советская литературная элита тоже должна была внести вклад в празднование тысячелетнего юбилея персидского поэта. Плюс ко всему, нарком просвещения республики Темирбек Жургенов активно готовился к проведению декады казахской культуры в Москве, которое было запланировано на 1936 год.

В рамках этого события нарком изъявил инициативу перевести знаменитейшее произведение «Шахнамэ» Фирдоуси на казахский язык. Стоит сказать, что попытки перевести «Шахнамэ» на казахский язык предпринимались и раньше, но либо переводчики быстро сдавались, либо перевод не отличался качеством. Тогда Жургенов отправился к известному знатоку персидского языка, ставшему к тому моменту классиком советской таджикской литературы, Садриддину Айни. Он спросил у Айни о том, кто из казахов смог бы осуществить перевод великого произведения Фирдоуси на казахский язык, на что Айни ответил: «В Казахстане есть всего один человек, который сможет перевести «Шахнамэ» и это Турмагамбет Изтлеуов».

На тот момент Турмагамбет уже был в очередной раз арестован и содержался в Казалинской тюрьме. По указанию наркома Жургенова Турмагамбет был освобожден и вскоре прибыл в Алма-Ату, где встретился с наркомом. Жургенов спросил его смог бы тот перевести «Шахнамэ» на казахский язык, на что Турмагамбет ответил: «Это произведение я читал на арабском, персидском, турецком и даже на чагатайском языке. Многие части даже знаю наизусть».

На этом и условились. Его устроили на должность научного работника в наркомпросе, выделили пенсию в 300 рублей и поручили сделать перевод, приуроченный к юбилею Фирдоуси. Турмагамбету сняли комнату, а работу, которую Фирдоуси писал на протяжении 35 лет, ему предстояло сделать за одиннадцать месяцев.  Забегая вперед, скажу, что по мнению видных казахских писателей того времени у него получился даже не художественный перевод, а вольное, адаптированное изложение «Шахнамэ» на казахском языке.

Турмагамбет Изтлеуов успел перевести только треть из 120 тысяч строк поэмы (часть из которых была представлена в Москве), когда в «Казгосиздате» была прекращена верста его книги. Вскоре после этого на наркома Жургенова было заведено уголовное дело. Тогда Изтлеуов поручил своей супруге Рабиге собрать все его рукописи и спрятать. Позже Рабига рассказывала, что поначалу заворачивала работы мужа в кошму и прятала под таганом и кереге, однако, когда следователи стали упорствовать, вовсе закопала их в родном ауле Турмагамбета. Именно благодаря ей работы Турмагамбета дошли до наших дней.

Турмагамбета Изтлеуова арестовали в 1937 году, но незадолго до смерти в 1939 году его выпустили. Ветеран Великой Отечественной войны Таимбет Комекбаев (на фото справа) рассказывал, что сотрудники НКВД спрашивали его мулла ли он, на что тот отвечал: «Нет, только учился арабской грамоте», его спросили еще раз зачем он построил мечеть, на что он ответил: «Мечеть построил народ. Я сдал ее и своего сына в колхоз».

Когда Турмагамбета выпустили в 1939 году, Таимбет Комекбаев был одним из тех, кто его забирал. В том же году Турмагамбет Изтлеуов умер, в возрасте 55 лет, оставив после себя большое литературное наследие и память, которая жива в каждом его стихотворении.