История одной фотографии: Зухра Нурмухамедовна Ахмерова
Поделиться:
27.02.2025830
Одна из завидных красавиц Самарканда, дочь губернского секретаря – Зухра Нурмухамедовна Ахмерова.
В прошлом году исполнилось 155 лет яркой и интересной личности, чья общественная и политическая деятельность на рубеже XIX-XX вв. в Туркестанском крае незаслуженно забыта в независимых государствах Центральной Азии, хотя имя его в регионе было достаточно известным.
В период царского правления деятельность его в интересах населения края всегда ассоциировалось высоким уважением и доверием. Он – интеллектуал своего времени, правовед, тюрколог, востоковед, переводчик. Проживший многие годы в Самарканде, наряду с выдающимися российскими учеными, как никто другой знал сакрально-интимные стороны духовной жизни мусульманского населения края и посему всю свою сознательную жизнь посвятил этому народу.
В тандеме с российскими учеными, одним из первых обследовал исторические памятники Самарканда, чьи труды по сей день остаются бесценными и, как отмечают российские ученые - уникальными для исторической науки. Вариантом его смелого и неординарного перевода надписей в Гур-Эмир до сих пор пользуются наши современники в Самарканде [1]. Он - автор карманного русско-узбекского словаря, который пережил 4 издания в период 1894-1915 гг. и был высоко востребован как у коренного населения, так и русской её части. Словарь пользовался большим спросом у населения, и как писалось в печати, его можно было приобрести у секретаря Статистического Комитета М. Вирского (Ургутская ул., дом №23), в магазинах Д.Н. Захо, Д.Д. Филатова в г. Самарканде, а также в книжном магазине «Букинист» г. Ташкента. Данная работа была положительно оценена самим академиком В.Р. Розеном. Кстати, термин «чекара» - граница, в оборот введена им, и он по сей день широко используется в Центральной Азии, цитируется во многих справочниках и словарях [2].
Наряду с другими достойными представителями, он выдвигался кандидатом в Государственную Думу I-созыва от мусульманской части Туркестанского края в 1906 году, однако, по надуманным предлогом был исключен из его списков [3, 4]. В 1914 году он принимает участие в работе IV-Всероссийского съезда мусульман в г. Санкт-Петербурге. Совместно Б. Каратаевым, А. Букейхановым озвучивают вопросы «О положении киргиз в России». Сам выступает с докладом «О реформе духовных правлений» [5, 6, 7].
После свержения самодержавия, он один из активных политиков Туркестанского края. В периодических публикациях того времени имя его упоминается во всех значимых политических событиях. Он – тонкий политик, стратег, один из лидеров организации «Улема Джамияти» в Туркестанском крае. Его политические взгляды на фоне быстро меняющейся политической ситуации в регионе вызывают, порой, полярные мнения у его политических сторонников. Как лидер своей организации был избран на должность Председателя Народного Совета Туркестанской автономии, но, в последующем, он отклонил свою кандидатуру, поскольку в сложившихся условиях видел иной путь достижения
независимости народов Туркестана. В рамках всероссийского мусульманского движения, имя его цитируется как в отечественных, так и в зарубежных изданиях, однако, германский период его политической деятельности за независимость народов Туркестана, за исключением отрывочных воспоминаний некоторых политиков того времени, остается до конца не изученным [8, 9]. В 1919 году он вернется из Германии в свой родной Самарканд, где его жизнь оборвется трагически при невыясненных обстоятельствах и будет похоронен на мемориальном кладбище Шах-и Зинда.