Архивное наследие: история столицы в документах РГИА
Поделиться:
17.03.202560
Работа с фондами Российского государственного исторического архива (РГИА) открывает уникальную возможность для изучения малоизвестных страниц истории Казахстана, и в частности, становления и развития его современной столицы – Астаны. Период царского правления оставил богатейшее наследие в архивных документах, позволяя проследить эволюцию Акмолы от небольшого укрепления до значимого регионального центра.
Мы не просто перечислим архивные документы, но и попытаемся интерпретировать их. Наш анализ позволит читателю увидеть, как история Астаны отражается в этих уникальных источниках, и как они могут помочь нам лучше понять прошлое города.
В РГИА имеется документ (фонд 797, опись 21, дело 46505), представляющий собой переписку должностных лиц, касающуюся строительства православной церкви. Этот документ не просто фиксирует факт строительства, но и раскрывает важные аспекты формирования городской среды Акмолы.
Изначально храм планировалось возвести в укреплении Актау, однако впоследствии место было изменено на Акмолу. Это решение не было случайным, а отражало стратегические изменения в регионе. Упразднение комендантского управления в Актау привело к сокращению военного контингента, что сделало содержание там крупного храма нецелесообразным.
Также можно заметить, то что изменилось восприятие царской администрации Акмолы как центр силы. Командующий Отдельным Сибирским корпусом обосновал перенос проекта в Акмолу, учитывая её растущее значение как административного и военного центра. Здесь располагались ключевые учреждения: штаб-квартира Сибирского линейного второго батальона, Окружной приказ, военный полугоспиталь и казачьи поселения. Таким образом, выбор Акмолы был продиктован не только религиозными, но и стратегическими соображениями.
Примечательно, что Синод не только одобрил строительство храма в Акмоле, но и перенаправил на этот проект средства, изначально выделенные для Актау. Это свидетельствует о поддержке центральных властей в развитии православного присутствия в регионе.
Решение о переносе строительства храма в Акмолу стало отправной точкой для появления первого православного храма на территории будущего города. Этот факт отражает процесс формирования культурного и духовного ландшафта Акмолы.
Более позднее представление об Акмоле дает отчет Военного Губернатора Области Сибирских киргизов за 1860 год, хранящийся в фонде Совета министра внутренних дел (Ф. 1281, оп. 6, д. 104). Согласно отчету 1860 года, Акмола представляла собой небольшое поселение с крайне ограниченной инфраструктурой. В городе отсутствовали базовые социальные институты и службы, характерные для развитых населенных пунктов Российской империи того времени. В частности, медицинская помощь была представлена лишь одним гражданским врачом и аптекой при военном лазарете, что указывает на слабое развитие гражданского здравоохранения. Отсутствие собственной больницы вынуждало гражданское население обращаться за помощью в военное ведомство. Кроме того, в Акмоле не было ни библиотеки, ни постоянной полицейской команды – правопорядок обеспечивался силами казаков. Отсутствие пожарной команды и возложение обязанностей по тушению пожаров на самих жителей свидетельствует о низком уровне городского благоустройства и самоорганизации. Все эти факты, зафиксированные в официальном документе, наглядно демонстрируют значительное отставание Акмолы в своем развитии от центральных губерний Российской империи в середине XIX века.
Присвоение Акмоле статуса окружного города в октябре 1862 года стало ключевым моментом в ее истории, задокументированным в фондах Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов (Ф. 18, оп. 4, д. 928) и Первого департамента Сената (Ф. 1341, оп. 108, д. 538). Этому предшествовал период, в течение которого Акмола, благодаря своему выгодному географическому положению, приобретала все большее значение как региональный центр. Город привлекал торговцев и людей разных сословий, о чем свидетельствует наличие развитой торговой инфраструктуры, в частности, Акмолинского гостиного двора, насчитывавшего около 70 торговых лавок. Решение о преобразовании Акмолинского поселения в окружной город было принято на основании ходатайства генерал-губернатора Западной Сибири, учитывавшего местные обстоятельства и необходимость повышения статуса поселения. Рапорт министра внутренних дел об этом был рассмотрен Сенатом 18 октября 1862 года по указу императора, и уже 23 октября того же года соответствующий указ был приведен в исполнение.
Получение Акмолой статуса окружного города повлекло за собой расширение прав для ее жителей, что зафиксировано в документах Министерства внутренних дел (Ф. 1287, оп. 38, д. 602). В частности, все свободные лица, включая выходцев из азиатских регионов, принявших российское подданство, получили возможность официально приписываться к городу в качестве купцов, мещан и ремесленников. Это давало им законное право заниматься различными видами экономической деятельности: торговлей, промышленным производством и ремеслами. Более того, приписанные жители получили возможность учреждать фабрики и заводы на территории города при условии получения соответствующего разрешения от властей, причем данное право предоставлялось на десятилетний срок. Эти меры, направленные на стимулирование экономической активности и привлечение новых жителей, стали важным фактором дальнейшего роста и развития Акмолы.
Рост населения и повышение статуса Акмолы привели к возникновению новых проблем, в том числе в сфере поддержания правопорядка. Документы фонда Главного управления Западной Сибири (Ф. 1152, оп. 6, д. 83) свидетельствуют о серьезной переполненности существовавших в городе арестантских камер. Ситуация усугублялась тем, что в этих камерах нередко совместно содержались задержанные мужчины и женщины, что указывало на ненадлежащие условия содержания. В качестве меры по решению этой проблемы было принято решение о строительстве в Акмоле новой деревянной гауптвахты на прочном каменном фундаменте, рассчитанной на размещение до 30 человек. Недостаток соответствующей инфраструктуры, в данном случае – помещений для содержания под стражей, стал очевидной проблемой, требовавшей своего скорого решения. Этот эпизод подчеркивает, что развитие города сопровождалось не только экономическим ростом, но и необходимостью решения насущных бытовых и социальных проблем, что является закономерным процессом для любого растущего населенного пункта.
Несмотря на присвоение Акмоле статуса окружного города, внедрение нового городского положения затянулось. Согласно документам Министерства внутренних дел (Ф. 1287, оп. 38, д. 1335), к началу 1873 года ходатайства о введении нового городского положения поступили только от более крупных городов региона, таких как Омск и Петропавловск. В связи с этим Военный губернатор был вынужден направить Акмолинскому уездному начальнику предписание провести обсуждение с городским обществом относительно возможности введения нового положения и, в случае отказа, выяснить причины такого решения. Ответ городского общества, датированный 29 марта 1873 года, отразил их опасения относительно недостаточной численности городского населения и, как следствие, ограниченности городских доходов. По мнению представителей городского общества, этих средств могло не хватить для полноценного содержания новой городской управы и выплаты заработной платы ее членам. Таким образом, опасения финансового характера и сомнения в достаточности людских ресурсов стали препятствием для быстрого внедрения нового городского управления в Акмоле.
Данный эпизод демонстрирует, что формальное присвоение статуса города не всегда автоматически приводит к немедленным изменениям в системе управления. Опасения городского общества Акмолы относительно своей малочисленности и финансовых возможностей являются вполне обоснованными и свидетельствуют о реалистичной оценке ситуации местным населением. Это также указывает на то, что процесс становления Акмолы как полноценного городского центра был постепенным и сопровождался не только юридическими изменениями, но и необходимостью учитывать социально-экономические реалии. Задержка с внедрением нового городского положения подчеркивает, что развитие города требовало не только административных решений, но и достаточных ресурсов и готовности местного сообщества к принятию новых форм управления.
Несмотря на задержку с внедрением нового городского положения, развитие Акмолы продолжалось, что привело к необходимости установления четких правил для поддержания порядка и благоустройства. 28 октября 1880 года Акмолинская Городская Дума утвердила обязательные для всех жителей города правила, зафиксированные в документах Министерства внутренних дел (Ф. 1287, оп. 40, д. 1381). Главной целью этих правил было обеспечение чистоты и порядка на территории Акмолинска. В качестве примера можно привести положение, обязывавшее каждого домовладельца следить за чистотой участка, прилегающего к его дому. Это включало регулярную уборку территории, которая должна была производиться не реже двух раз в неделю, а также в обязательном порядке накануне праздничных и торжественных дней. Введение таких правил свидетельствует о растущем уровне городской организации и стремлении к созданию более комфортных условий проживания в развивающемся городе.
Утверждение обязательных правил для жителей Акмолы в 1880 году является важным показателем становления городского самоуправления и формирования основ городской культуры. Введение таких базовых норм, как поддержание чистоты придомовых территорий, говорит о том, что городские власти и само население начинали осознавать необходимость коллективных усилий для создания благоприятной городской среды. Это также свидетельствует о постепенном укреплении административных структур города, способных разрабатывать и контролировать исполнение подобных правил.
Для получения детальной информации о финансовом положении Акмолы в конце XIX – начале XX веков неоценимое значение имеют сохранившиеся в фонде Министерства финансов (Ф. 573, оп. 30, дд. 1-10) сметы и отчеты о доходах и расходах города за период с 1894 по 1902 годы. Наличие подробных финансовых документов за указанный период открывает новые возможности для глубокого анализа экономического развития Акмолы. Изучение смет и отчетов о доходах и расходах позволит историкам и исследователям понять, какие сферы городской жизни финансировались в первую очередь, какие статьи расходов были наиболее значительными, и как менялась финансовая ситуация города на протяжении девяти лет.
Документы о расширении Маринского училища (Ф. 733, оп. 224, д. 197) являются важным свидетельством внимания к развитию образования в Акмоле. Наличие официальной переписки позволяет понять процесс принятия решений о расширении учебного заведения, возможные трудности и согласования, которые приходилось проходить. План реконструкции дает наглядное представление о том, как предполагалось увеличить вместимость училища и улучшить условия для обучения. Этот архивный материал позволяет сделать выводы о приоритетах развития города, о значении, которое придавалось образованию, и о конкретных шагах, предпринимавшихся для удовлетворения образовательных потребностей населения.
Информацию о природных бедствиях и их последствиях для жителей региона, можно найти в архивном деле, содержащем запрос инистру внутренних дел относительно разлива реки Ишим (Ф. 1278, оп. 2, д. 2661). Дело о разливе реки Ишим является свидетельством того, что природные катаклизмы играли важную роль в истории региона. Запрос на уровне министра внутренних дел подчеркивает масштабность и серьезность последствий этого наводнения, что могло затронуть значительное количество людей, их имущество и хозяйственную деятельность. Изучение этого архивного дела может пролить свет на то, как местные власти и центральное правительство реагировали на подобные чрезвычайные ситуации, какие меры предпринимались для помощи пострадавшим и для предотвращения подобных событий в будущем.
План города и окрестностей Акмолы, созданный 7 августа 1917 года и хранящийся в фонде Правления общества Южно-Сибирской железной дороги (Ф. 442, оп. 1, д. 485), является ценным источником информации для изучения городской застройки и социальной организации того времени. Этот план предоставляет уникальную возможность визуально оценить структуру Акмолы в переломный момент истории. Относительно небольшое количество строений (около 95) позволяет судить о размерах города в то время. Наличие на плане религиозных сооружений – мечети и церкви – подчеркивает многоконфессиональный характер населения Акмолы. Обозначение мусульманского кладбища за пределами городской черты также является важной деталью, отражающей традиции и обычаи местного населения. Этот документ является важным артефактом для понимания того, каким был Акмола незадолго до кардинальных изменений, произошедших в регионе в последующие десятилетия.
Фотографии, хранящиеся в фонде Техническо-строительного комитета МВД (Ф. 1293, оп. 169, дд. 1 и 2а), представляют собой ценный визуальный источник, позволяющий увидеть, как выглядели общественные здания Акмолы в начале XX века. Визуальные источники такого рода позволяют преодолеть временной барьер и увидеть город глазами его современников. Фотографии здания общественного правления и дома городского общества дают представление о том, какие учреждения играли важную роль в жизни города, каков был их внешний вид и архитектурный стиль. Упоминание имен фотографов (Кесс и К.П. Шахов) также может быть интересно для изучения истории фотографии в регионе.
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что представленные архивные документы являются бесценным источником для изучения истории становления и развития Акмолы, впоследствии ставшей столицей независимого Казахстана – Астаной. Эти уникальные свидетельства прошлого позволяют проследить эволюцию города на протяжении более чем полувека, начиная с его скромного состояния в середине XIX века и заканчивая началом XX века, когда Акмола уже представлял собой формирующийся городской центр со своими особенностями, проблемами и достижениями.
Анализ архивных документов раскрывает многогранную картину развития Акмолы. Мы видим, как поселение постепенно обретало административный статус и расширяло свои экономические возможности, привлекая новых жителей и развивая торговую инфраструктуру. Вместе с тем, архивные материалы свидетельствуют и о трудностях роста, таких как нехватка базовых городских служб, проблемы с правопорядком и внедрением новых управленческих механизмов.
Документы отражают усилия городской общины и властей по организации городской жизни, включая введение обязательных правил для жителей и развитие образовательной сферы. Финансовые отчеты позволяют судить об экономическом состоянии города, а планы и фотографии дают визуальное представление о его застройке и архитектурном облике. Даже упоминания о природных катаклизмах, таких как разлив реки Ишим, помогают понять, в каком контексте формировалась история города и с какими вызовами приходилось сталкиваться его жителям.
Таким образом, архивные документы, хранящиеся в различных фондах, не просто фиксируют отдельные факты, но и позволяют воссоздать целостную картину прошлого Акмолы. Они показывают, каким непростым и поступательным был путь становления этого города, как решались возникавшие проблемы и как закладывались основы для его дальнейшего роста и превращения в современную столицу Казахстана – Астану. Эти уникальные источники являются ключом к глубокому пониманию истории города и его роли в региональном и национальном контексте.