Бытует мнение, что именно такие звуки издавал символ дракона, изображение которого нанесено на племенные знамена саков, гуннов и сарматов
Населявший Туранские степи кочевой тюркский народ, как и другие народы региона, активно использовали музыкальные инструменты в своей воинской традиции. На полях сражений наши предки использовали звуки даулпаза и барабана чтобы предупредить наступление или отступление врага. Вместе с тем, эти инструменты были своего рода приказом, призывом к внезапной мобилизации и отправке в боевой поход. Музыкальные инструменты широко использовались в траурных церемониях прощаний с бойцами, положившими жизнь в борьбе с вражескими захватчиками, или же в торжественных церемониях, встрече гостей и т.д.
По словам исследователей, обыкновение использовать музыкальные инструменты в военных целях берет начало очень давно. Наряду с тюркскими народами торжественные религиозные сборы и военные походы народов древнего Ирана, Египта, Индии и Китая сопровождались игрой на духовых и ударных инструментах. Позже, в XVII-XVIII веках, эта традиция перекочевала в Европу. В воинские образования Российской империи они впервые попали на рубеже XVII и XVIII веков.
Сегодня историки одаривают вниманием лишь некоторые виды музыкальных инструментов (барабан, труба), ранее использовавшихся в боевых действиях. Тем не менее, это не говорит о том, что другие инструменты в эпоху тюрков не использовались.
Теперь попробуем внимательно рассмотреть и другие виды музыкальных инструментов, которые использовали наши предки. В книге известного исследователя Серикбола Кондыбая «Книга боевого духа» («Жауынгерлік рух кітабы») рассказывается об инструменте «шың» (литавры). По словам автора, литавры – исконно казахский инструмент.
Литавры. Древний ударный музыкальный инструменты, который изготавливался из латуни и железа и обладал мощным звучанием. Во время набегов литавры использовались наравне с барабаном, трубой и гармонью.
«Как только они прибыли торгауыты ударили в литавры и барабаны, предзнаменуя многотысячный бой». Из эпоса «Ер Таргын».
Шәкпір. Одна из разновидностей или же наименование барабана. По словам С. Кондыбая, слово «шәкпір» имеет персидское происхождение.
Кепшік. Перетянутый кутырем либо тонкой кожей круглая дангыра.
Керней. Медный духовой инструмент с длинной трубой.
Керуіш. Щипковый музыкальный инструмент, изготовленный из дерева и обработанной кожи и внешне напоминающий лук (оружие).
Набат. Большой медный барабан.
Накар. Барабан, кимвал. Также имеет персидское происхождение.
Литавры. Ударный музыкальный инструмент в форме полушарий (дека) обтянутых кожей.
Дагыра. Музыкальный инструмент, изготовленный путем вырезания тесьмы из сыромятины, натягиванием невыделанной телячьей шкуры на деревянный круг. Похож на барабан.
Дангыра. Круглый деревянный ободок, одна сторона которого обтянута навешанной металлическими погремушками кожей.
Барабан. Ударный музыкальный инструмент, полый корпус которого натянут мембраной.
Най. Духовный музыкальный инструмент. В сведениях Марко Поло о татарах (тюрки) встречается такая запись: «(они) не смеют начинать битвы, пока не забьет накар их предводителя; как только он забьет, тут они начинают битву. Есть у татар и такой обычай: когда они изготовляются и ждут битвы, прежде накар забьет, поют, играют и веселятся, поджидая схватку... Просто удивительно, как хорошо они пели и играли». Другими словами, автор книги говорит, что роль инструментов на психологическое состояние поднятии духа, настроения, на отдых, празднования и бодрости особенна.
Уран. Изготавливается путем сложения двух полых, без сердцевин деревянных труб, снаружи они заматываются сыромятиной. Звук мощный, низкий, но не превышает 1-2-х звуков. В древности уран использовался во время набегов, охоты.
Дауылпаз. Древний народный музыкальный инструмент. Его использовали во время обычной охоты и охоты с ловчими птицами. Корпус его выполнен из полой древесины, а наружная часть украшена орнаментом. На дауылпазе играют при помощи деревянных колотушек во время народных праздников и в составе оркестра.
Дабыл. Ударный музыкальный инструмент, обе стороны которого обтянуты кожей. Для натягивания кожи существуют специальные рукоятки. Играют на нем руками или нагайкой. Сила звука зависела от того, как натянута кожа и от способа хранения. Корпус дабыла изготавливается из гибких деревьев: ивы, березы, тополя.
Шындауыл. В древности использовался во время охоты. Корпус полностью металлический, а одна из сторон обтянута кожей. До непосредственного обтягивания кожей внутрь корпуса вставляются металлические подвески и колокольчики, целью которых является придание шумного звучания.
Не секрет, что музыкальные инструменты нередко использовались для поднятия боевого духа своих войск и устрашения врагов. Для достижения этих целей широко применялись свист стрел и короткие, легкие копья.
Бытует мнение, что именно такие звуки издавал символ дракона, изображение которого нанесено на племенные знамена саков, гуннов и сарматов. О изображении дракона на боевых знаменах саков свидетельствуют записи греческого историка Флавий Арриана. Рассказывая о военных знаках аланов в своем труде «Тактика», Арриан пишет: «скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соразмерной длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и тела драконов вплоть до хвостов сделаны похожими на змеиные. Смысл в следующем. Когда лошади стоят смирно со знамен свешиваются лишь разноцветные лоскутья, но как только начинается движение лоскутья надуваются ветром, а при быстрой езде они издают свист. Это объясняется сильным ветром, проходящим сквозь них. Эти значки не только радуют взор
(Ежелгі дүниедегі және византиялық дереккөздеріндегі Ұлы Дала тарихы. ІІІ т.).