Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Нельзя жить патриархальными ценностями

9291
Нельзя жить патриархальными ценностями - e-history.kz

Фото: Арман Мухатов

 

14 июня 2023 года в Доме дружбы прошел круглый стол «Семейная медиация и разрешения семейных конфликтов» в рамках государственного социального заказа ГУ «Управление внутренней политики города Астаны» «Создание и организация деятельности Центра примирения (Медиации)». Круглый стол посвящен роли медиации в разрешении семейных конфликтов. Большинство лиц, считающих, что их права кем-то нарушены, обращаются за защитой в правоохранительные органы и суды. Немало таких фактов, когда пытаются урегулировать конфликт иными способами, такими как самоуправство, привлечение третьих лиц и т.д. Такие методы защиты не редко граничат с нарушением Закона. В настоящее время появились способы разрешения конфликтов с участием медиаторов.

В работе круглого стола приняли участие руководитель ГУ «Управление внутренней политики» акимата г. Астаны Д. Бабамуратов, судьи по семейным вопросам, медиаторы, представители Центра обслуживания населения, Центра занятости населения г. Астаны, сотрудники Департамента полиции г. Астаны, Кризисного центра «Үміт», представители неправительственных организаций и средств массовой информации.

С приветственным словом в качестве модератора открыла мероприятие руководитель проекта Бекишева Роза Мухамедьяровна. В прошлом году более 300 семей обратились за помощью, из них 47 семей достигли примирения. Этого, конечно же, недостаточно. Поэтому в работе по решению семейно-бытовых конфликтов важная роль отводится медиации. Медиация – это форма примирения. Медиатор помогает семьям примириться, налаживает диалог, находит точки соприкосновения. В то время, когда на самом высоком уровне говорят о росте тяжких бытовых преступлений в семьях, медиация стала одним из эффективных способов решения семейных, бытовых споров. Семейные конфликты – это одна из острых социальных проблем, которая отражается на семьях, детях и обществе в целом. Для эффективной работы медиаторам нужны специальные методические пособия, справочники, помощь государственных органов, вплоть до внесения изменений в законодательство республики.

Руководитель ГУ «Управление внутренней политики г.Астана» Бабамуратов Даурен Абуталипович подчеркнул важность медиации как информационного инструмента по решению семейных проблем. В современном информационном пространстве, социальных сетях очень много негативной информации о семейных трагедиях, драках, суицидах, убийстве жен и даже детей. При этом такой поток новостей с каждым днем становится все больше, что отрицательно влияет на общественное сознание, мнения молодежи о современных ценностях. Действительно, мир меняется на глазах, и поведенческая культура не должна оставаться прежней. Обществу надо говорить о том, какой должна быть современная семья, на какие ценности должна ориентироваться молодежь. Важны оценки, критерии, лидеры общественного мнения. Нельзя жить патриархальными ценностями в ХХI веке. Сейчас и муж, и жена являются полноценными членами общества. В обществе до сих пор преобладает архаичное мышление, что родители могут избивать своих детей, но это мнение в корне ошибочно. Об этом надо постоянно говорить.

Хорошо, когда молодые люди создают новую семью. Но в современном информационном поле понятие «семья» зачастую связано с негативными событиями: муж избил жену до смерти, жена убила мужа топором, муж убил детей и т.д. Такие новости не дают молодым правильных ориентиров, сбивают с пути, толкают на плохие поступки. А ведь можно помочь людям, даже просто поговорить, ведь одно слово может исправить ситуацию для этого нужны медиаторы. По мнению Д.Бабамуратова, надо больше показывать примеры благополучных семей, различные положительные семейные моменты, поощрять молодые семьи, повышать престиж семьи, например, в рамках национального конкурса «Мерейлі отбасы».

В своем выступлении член Комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики акимата г. Астаны Саркенова Карлыгаш Сабитовна назвала основные причины разводов, главными среди них являются алкогольная и наркотическая зависимость, насилие, увлечение азартными играми. Семьи зачастую распадаются из-за недопонимания между супругами, отсутствия диалога в семье.

Судья Сарыаркинского районного суда Зинашева Лейла Сатыгалиевна рассказала о том, что в суды поступают тысячи дел, поэтому суды нуждаются в помощи медиаторов. Однако подготовка медиаторов занимает время и деньги, есть граждане, желающие пройти обучение, но нет средств. Мешает высокая стоимость обучения. По мнению судьи, необходимо предоставить госзаказ на подготовку медиаторов. Например, в Голландии медиация внедрена во все сферы жизни общества, в каждом трудовом коллективе есть медиатор.

Судья Алматинского районного суда г.Астана Айгуль Елюбаевна Молдыбаева считает, что лучшие семейные ценности надо транслировать в будущее. В современной ситуации молодые пары знакомятся, влюбляются, хотят вступить в брак, но мало знают друг друга. Чтобы семейная жизнь складывалась без серьезных проблем и недопонимания эксперт предложила перед регистрацией брака проводить специальные курсы, тренинги. Молодежь должна знать, что их ждет в браке, что такое семейный быт, из чего складывается семейное благополучие. Необходимо вести работу по вступлению в семью, проводить воспитание молодых родителей, как им воспитывать детей. Например, с рождением, второго, третьего ребенка, все внимание родителей переключается на новорожденного, при этом и старший ребенок тоже нуждается в заботе и внимании, старшим детям тоже нужна поддержка, несмотря на наличие в семье нескольких детей.

Таким образом, проблема семейно-бытовых конфликтов показала свою актуальность и необходимость снижения негативной резонансной информации в информационном пространстве. Иногда достаточно одного слова, чтобы супруги подумали и сохранили брак. Стоит прислушаться к народной мудрости, что умная женщина воспитывает 3 поколения, своих детей, будущую жену и будущего мужа.

Арман Сулейменов

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?