Имена многих женщин сакских воительниц, правительниц были вписаны в историю. Слава об отважных женщинах Томирис, Зарина, Таксай, была известна далеко за пределами Великой степи.
По старинным законам, сакские девушки не могли выйти замуж до тех пор, пока не научатся стрелять из лука, владеть мечом, кидать копье. Все воительницы отличались жестокостью к врагу, но в быту, в обычной жизни были мягкими и покладистыми.
Саки с особым уважением и почтением относились к женщинам. К примеру, древнегреческий историк Ктесий писал: «Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву».
«Отец истории» Геродот также отмечал отвагу и храбрость сакских девушек. Во время войны сакские женщины охотились для того, чтобы кормить не только свою семью, но сражающееся войско.
Во многих античных источниках упоминаются «амазонки», отряд или племя, полностью состоящее исключительно из девушек. Они выполняли задания особой важности.
По словам профессора Алмы Кыраубаевой, после смерти мужа, царица Зарина сформировала конницу из сорока девушек.
«Одежда у них была особенная. На них были надеты доспехи, на голове шлем, на ногах сапоги. Конница из сорока девушек в любое время суток должна была охранять покой царицы Зарины».
А.Қыраубаева, «Ежелгі әдебиет», Алматы, «Өнер», 2008
По словам исследователя Т.Журтбая, в этот спецотряд отбирали совсем юных девушек.
«В связи с бытом кочевого, воинственного народа, 13-летних девушек брали в «женский отряд», их обучали стрелять из лука, кидать копье, владеть саблей. Они участвовали в сражениях, не могли выйти замуж пока не проявят в бою подвиг», - пишет он.
После тщательного отбора девушек учили военному делу, владению оружием. Лишь после полного освоения военного искусства их отправляли сражаться. Личным телохранителем царицы Зарины стала одна из таких девушек по имени Кунсулу. Согласно легенде, она уже в 10-летнем возрасте сражалась наравне с мужчинами и по прямому указанию царицы Зарины командовала отрядом девушек из 100 (в некоторых источниках из сорока) девушек-воинов. Сакская царица без всякого колебания отправляла сотню Кунсулу на выполнения особых заданий.
В своей книге «Ежелгі сақ дәуіріндегі балалар әдебиеті» Мендыбай Абилулы приводит такую народную легенду:
«Однажды во время выполнения особо задания сотня вместе со своей предводительницей Кунсулу попала в окружение персидских войск и вступила в сражение. Многих персов они убили, но силы были неравны, и отряд во главе с Кунсулу попал в плен. «Убить всех вместе с Кунсулу», - приказал предводитель персов.
Но средний сын персидского царя, сраженный красотой и умом Кунсулу, сказал: «Отец, не убивайте Кунсулу, пусть она станет вашей снохой, я возьму ее в жены».
Царь персов был вынужден согласиться с просьбой сына.
Кунсулу, думая о сохранении жизни своих воинов, о том, что война принесет много горя, высказала свою просьбу среднему сыну царя:
- У меня есть одно условие, если его выполнишь, то я стану твоей женой...
- Говори,- сказал сын царя, - Какая просьба? Я выполню любую твою просьбу.
Тогда Кунсулу сказала:
- Освободите мою сотню девушек, и отправьте на родину.
Персидский царь исполнил просьбу Кунсулу и освободил девушек. Так Кунсулу стала снохой персидского царя. Государства помирились и на сто лет воцарился мир.