Портал Qazaqstan Tarihy продолжает серию публикаций исследователя Д. Черниенко, посвященную историческим обстоятельствам появления и современному состоянию сакральных мест Казахстана
Во время экспедиции Шевченко продолжал внимательно изучать священные места, которые попадались на пути команды.
25 июля 1848 года Шевченко в составе команды на шхуне «Константин» отправился из Раима по Сырдарье в плаванье по Аралу.
Могила Мула-Доса-Мал на полуострове Куланды
4 августа экипаж сделал остановку в северо-западной части моря на полуострове Куланды (от «кулан» – дикая лошадь), на котором в течение нескольких дней проводились исследования, был обнаружен каменный уголь. За время Аральской экспедиции Шевченко оказывался здесь трижды: в августе и сентябре 1848 года и в конце августа 1849 года. В один из этих заходов и был выполнен рисунок (акварель) «Могила Мула-Доса-Мал на полуострове Куланды». Под рисунком и на обороте рукой Шевченко было написано: «На полуост[рове]: Куланды уроч.[ище]: Джанъ такты Булакъ Мог[ила]. Мула Доса Малъ».
Одинокая могила уважаемого в народе человека – муллы, как одна из редких достопримечательностей этого сурового края, обратила на себя внимание художника.
По мнению Л. Большакова, чтобы создать такой рисунок, необходимо было знать, что собой представляет эта могила и что с ней связано. Поэтому весьма вероятно, что указанная надпись, которая для Шевченко была, скорее всего, непонятной, могла быть сделана под диктовку кого-то из знатоков этого края, кто был в этот момент рядом, то есть из числа казахов-местных жителей.
В центре рисунка на холме изображена небольшая прямоугольная ступенчатая постройка с завышенными углами, напоминающая склеп. Справа – каменный столб (кулпытас?), по центру и слева – два камня, вокруг местами верблюжьи колючки и трава. На втором плане равнинная местность, граничащая с морем, неровный берег которого образует затоку. На дальнем плане гористый ландшафт и море создают линию горизонта. Акварель создана в разных по насыщенности тонах – от самого светлого до почти черного – так мастерски передается суровая природа полуострова и обширное пространство Аральского моря.
В 20-х числах июля 1849 года экспедиция находилась у восточного берега уже упомянутого полуострова Куланды, где всеобщее внимание привлек большой камень (скала), описанный в дневнике А. Бутакова так:
«Камень этот представляется издали в виде большого белого саркофага; он составляет островок, тянущийся к NN на 50 саж[еней, т.е. прим. 106,6 м], а в ширину имеет около 20 саж[еней, т.е. прим. 42,6 м]. Высота камня Аулье, обрывистого со всех четырех сторон, – 35 ф[утов, т.е. прим. 10,5 м]; он состоит из пластов известняка, наклоненных от NN к SO на 10°, и всход на вершину так крут, что мы взбирались с трудом по выдавшимся углам камня».
Токпак-Атисе-Аулье (рис. 1)
Шевченко выполнил зарисовку этой скалы дважды с разных сторон, оставив внизу каждого рисунка надпись: «Токъ-пакъ-атисе-аулье». По данным аральского краеведа Л. Сапожниковой, Шевченко рисовал, по всей видимости, с лодки, т.к. в то время это был совсем небольшой островок километрах в двух от берега у мыса Изенды-Арал. Во время прибоя волны с силой ударялись о высокий камень, постепенно подтачивая его снизу и формируя заметные выемки, что хорошо видно на рисунках.
На вершине камня издавна обитали разные породы птиц, делая привалы при перелетах через Арал, а некоторые виды жили на нем постоянно и в безопасности заводили там свои гнезда. Местные жители по-разному называли эту загадочную скалу – «Токпак-Ата», «Шапка», «Белая» (т.к. имеет известняковый состав), «Камень-спасение»:
«На Куланды, говорят, камень Святой,
Таинственный такой…
Путешественников спасает,
Силу дает и вдохновляет!»
В Приаралье сложено немало легенд про этот огромный камень, который путешественники, застигнутые внезапным штормом, использовали для временного убежища. Одна из легенд гласила:
«Давным-давно Всевышний для птиц, которые делали сложный перелет на север, поставил посреди пути камень, который давал новые силы лететь дальше. Вначале люди приходили просто любоваться на отдыхающих очень красивых птиц с разноцветными оперениями. Но вскоре многие узнали про этот камень и место обитания удивительных птиц, нашлись и те, кто стал их ловить и убивать. И тогда Всевышний поднял огромный камень и спрятал его в синем море, подальше от людских глаз. И по-прежнему на нем останавливались птицы… Местные жители приплывали на лодках любоваться такой красотой, уезжали в радостном, хорошем настроении. Птиц больше не трогали и гнезда не разоряли, т.к. знали, что тогда в одну ночь Камень-аулие может исчезнуть и не станет спасать мореплавателей в шторм…»
Токпак-Атисе-Аулье (рис. 2)
Читайте также:
Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко: Раим
Д.А. ЧЕРНИЕНКО,
старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,
кандидат исторических наук
При подготовке материала использованы публикации Л. Большакова, Л. Сапожниковой, статьи из «Шевченковской энциклопедии» (в 6 томах, Киев, 2013–2015).
(Продолжение следует)