Альжаппар Абишев. Шахтер, писатель, драматург
Его судьба, как и судьбы многих его современников, была полна лишений
Альжаппар был рожден в семье бедняка, сам выучился читать и писать, пережил голод и Великую Отечественную войну, стал классиком отечественной драматургии. Портал Qazaqstan Tarihy предлагает вспомнить самые яркие страницы жизни шахтера, писателя и драматурга Альжаппара Абишева
Альжаппар Абишев родился 15 октября 1907 года в местечке Аспантау Каркаралинского уезда Семипалатинской области в семье бедняка. Вообще, каркаралинская земля всегда была богата на музыкальных, поэтических и литературных талантов. К таковым относятся кюйши Таттимбет Казангапулы, акын Ажар Журтыбайкызы, актер Калибек Куанышбаев, певцы Куан Лекеров, Жусупбек Елебеков и Нугман Абишев, поэт Габдиман Игенсартов и конечно же акын, композитор и певец Мади Бапиулы. С последним маленькому Альжаппару посчастливилось познакомиться лично. О Мади много лет спустя Альжаппар напишет книгу, которую назовет «Найзағай» («Гроза»).
Альжаппар с самого раннего детства был приучен к тяжелому труду. Он помогал отцу, батрачил у баев, а потому учиться читать и писать ему приходилось самостоятельно.
Помимо самого Альжаппара в семье было еще двое детей, однако в те суровые годы, которые тяжелой ношей легли на плечи казахского народа, они погибли. Первым погиб старший брат Альжаппара. Дочь драматурга Раушан, вспоминая беседы с отцом, рассказывала, что события 1920-х годов спровоцировал жуткий голод в стране. В голодные годы у семьи Альжаппара украли корову, на поиски которой отправился старший брат Альжаппара. К несчастью, он сумел отыскать похитителей, но погиб от их рук.
После гибели брата Альжаппар принял решение отправиться в Караганду. Согласно рассказам его дочери, вместе с ним выехали молодая жена и сестра.
В. Михайлов на страницах книги «Великий джут» так описал это: «Я заранее перебрался в Караганду: догадывался, что грозит беда. Взял с собой из Каркаралинска мать, жену, младших братьев. Мы, пятеро, и уцелели. А из нашего аула выжили только двое».
В Караганде он устроился на работу в шахту. Тяжелейшие условия труда, 10-15 часов на многометровой глубине, куда не проникали лучи солнечного света, тяжелый молот и кирка… Но именно этот адский труд помог ему выжить и поддержать родителей. Он вспоминал:
…Помню, рядом с нашим бараком в Караганде стоял шалаш. Жили там трое джигитов-работяг, из моей смены. Однажды в сорокаградусный мороз они не вышли в ночную. Десятником был немец по фамилии Харон. Поутру возвращаемся мы с ним домой, решили завернуть к шалашу. Второй день мела вьюга, дверь шалаша вся была завалена снегом. Кое-как разгребли ее сапогами, входим. Возле потухающих головешек лежит мертвая женщина, на груди младенец месяцев шести-семи. Пытается сосать, но молока уже нет. Заливается плачем… Харон сразу все понял. Закрыл глаза умершей, подхватил ребенка, закутал его в шубу и – помчался…
Вообще события тех лет Альжаппар Абишев прекрасно описал в разговоре с писателем Валерием Михайловым в книге «Великий джут»:
– Моего отца звали Абиш, отца Абиша – Жуматай, отца Жуматая – Жолдыбай. От колена Жолдыбая нас, потомков, было в 1931 году девяносто четыре человека. Вот наша семья… После коллективизации в живых осталось семеро…
Во время работы в шахтах Караганды Альжаппар успешно окончил местный рабочий факультет и начал демонстрировать заложенный в него каркаралинской землей литературный дар. Его произведения сразу же нашли отклик не только у читателей, но и у редакторов.
С 1924 года по 1934 год А. Абишев трудился учителем курса ликвидации безграмотности в Акмолинской области, параллельно работал сотрудником в газете «Қарағанды пролетариаты». Смышленого и образованного юношу заметил Сакен Сейфуллин. Он же и поспособствовал переводу А. Абишева завотделом газеты «Лениншіл жас». Вообще А. Абишева и С. Сейфуллина связывали крепкие дружеские отношения. Позже, после периода реабилитаций жертв массового террора, А. Абишев написал две пьесы «Сакен» (1965) и «Завещание Сакена» (1987), посвященные жизни и творчеству своего друга. Дочь А. Абишева вспоминала:
«С особым трепетом он вспоминал о своих встречах с Сакеном Сейфуллиным, об этом можно узнать из его произведения «Сакен аманаты». Сакен Сейфуллин одобрительно отозвался о первом литературном опыте моего отца, и это вдохновило его на долгие годы творчества. Никогда не забуду одну сцену. У папы был большой деревянный стол со вставкой из зеленого сукна, такие в кино часто показывают. В ящике стола он хранил фотографию Сейфуллина, сделанную в застенках НКВД. Его, кумира моего отца, в буквальном смысле растерзали. Время от времени папа доставал снимок, прижимал к груди и плакал: «Что они сотворили с этим великим человеком!»
В 1935 году Альжаппар и его супруга Кауия переехали в Алма-Ату. Говорят, что им настолько понравился город, что первую дочь они назвали в честь него – Алма. В столице до 1940 года А. Абишев занимал должности ответственного секретаря и заместителя редактора журнала «Әдебиет және искусство», а также принимал участие в драматических поставках как режиссер-постановщик.
Трудясь на литературном поприще, Альжаппар не забывал и о своем шахтерском прошлом. Это прошлое и стало основой его первого сборника рассказов и очерков «Завал», который повествует о трудовых буднях казахской молодежи в карагандинских шахтах. К слову, его первое произведение было написано на латинице. За нее А. Абишев в 1939 году получил орден «Знак Почета». Его супруга Кауия позже с нежностью рассказывала, как на свой первый гонорар муж купил ей модное плюшевое пальто.
До начала Великой Отечественной войны Альжаппар неустанно и самозабвенно был погружен в творчество. В этот период из-под его пера вышли повести «Непоколебимый» (1937), «Люди, осуществившие свою мечту» (1938), пьесы «За Родину» (1939), «Товарищи» (1941) и роман «Счастливые». Кроме того, в 1939 году он стал членом коммунистической партии, а год спустя стал отцом сына Мади.
Великая Отечественная война, конечно же, тоже нашла отражение в его творчестве. В эти тяжелые для советского народа годы Альжаппар был отправлен на фронт в качестве военного корреспондента. Там он стал свидетелем ужасов войны и подвигов советского, казахского солдата, общался с героями знаменитой панфиловской дивизии, стрелял с ними из одних окопов, но рассказывать об этом не любил.
Из этого опыта родились его рассказы «Тулеген Тохтаров» (1942) и «Саржан» (1943), рассказывающие о казахских героях-фронтовиках, которые твердо верили в окончательную победу, пьесы «Гвардия чести» (к слову, написанная в соавторстве с Мухтаром Ауэзовым) и «Горные орлы» (1943). Не обошел он вниманием и тех, кто трудился в тылу. Им он посвятил произведение «Молодое поколение», повествующее о самоотверженном героическом труде шахтеров в военное время и о дружбе украинских и казахских рабочих.
После войны он был награжден вторым орденом «Знак Почета», стал обладателем ордена Трудового Красного Знамени, у него родились дочери Райхан, Раушан и сын Максут. Между тем, после войны и до самой своей кончины он не переставал писать.
В первые послевоенные годы со сцены отечественных театров зрители не раз могли увидеть его пьесы «Дружба и любовь» (1947), «Единая семья» (1948), «Приговор отца» (1952) и «Мечтатели» (1960). В тот же период он написал ряд рассказов, которые были включены в его сборники прозаических произведений «Большая дорога» (1949), «Искра» (1950), «Глубокие корни» (1952) и «Детище эпохи» (1961).
Особой известностью пользовалась его пьеса «Зависть» (1955), которая в разное время была поставлена в театрах Киргизии, Башкирии, Татарстана и Монгольской Народной Республики.
Почетное место в его творчестве занимает роман «Гроза» о певце-импровизаторе и земляке Альжаппара Мади Бапиулы. В нем он правдиво изложил историю его жизни, не умолчав о том, что он был расстрелян красноармейцами. Сказать это вслух в то время уже само по себе считалось гражданским подвигом.
Высочайшая трудоспособность не покидала Альжаппара и в более преклонном возрасте. В 1970-х годах он выпустил два прозаических сборника «Чудо» (1971) и «Улыбка Сауле» (1978). К слову, между двумя этими публикациями он стал лауреатом Ордена Октябрьской революции, а в 1980-х получил орден Дружбы народов.
В 1980-е годы А. Абишев возглавлял Совет старейшин Союза писателей Казахстана. К его мнению прислушивались, в доме у него частенько бывали видные представители казахской интеллигенции Габиден Мустафин, Мукагали Макатаев, Сабит Муканов и Шакен Айманов со своими семьями. По воспоминаниям дочери Абишева, мужчины частенько проводили ночи напролет в карточных баталиях пока женщины в другой комнате играли в лото.
Рассказывая о друзьях А. Абишева, его современники упоминают об одном интересном эпизоде, связанном с Альжаппаром и его отношениях со светилами казахской эпистолярной классики Габитом Мусреповым и Мухтаром Ауэзовым. Всем известен факт, что был момент, когда Мусрепов и Ауэзов не общались друг с другом. Они были холодны друг к другу повсюду - и в компаниях, и даже сидя в президиуме Союза писателей. Возможно, кому-то этот разлад был выгоден, но Альжаппару Абишеву было неуютно, обидно от этого. И, решив помирить живых классиков, он пригласил их к себе в гости и использовал для их примирения один весомый аргумент. Когда Мухтар Омарханович в 30-х годах был арестован, написанная им в 1930 году книга «История казахской литературы» была изъята из библиотек и уничтожена. Абишеву же было известно, что один экземпляр сумел спасти Габит Мусрепов. Поэтому он попросил его прихватить эту книгу с собой: «Возьмите ее с собой, и все будет нормально!». Мусрепов отдал ее Мухтару Омархановичу со словами: «Мука, если бы я плохо относился к вам, разве я сохранил бы это?». В годы реакции прятать предназначенную для уничтожения книгу мог только мужественный человек и верный соратник, и Ауэзов был тронут: «Я понял тебя. Спасибо. Думал, что это издание исчезло бесследно». Вспоминая об этом дне, Альжаппар Абишев говорил: «Я сделал одно хорошее дело в своей жизни – наладил отношения между двумя великими людьми!».
Историки вспоминают, что семья Альжаппара долгое время жила в старой квартире Динмухамеда Кунаева, в котором первый секретарь Казахской ССР прожил восемнадцать лет. От него семья унаследовала деревянный книжный шкаф, в котором по сей день хранится личная библиотека драматурга. Однако некоторые утверждают, что отношения между ведущим писателем Казахской ССР и первым секретарем были натянутыми. Сторонники этой теории вспоминают о письме А. Абишева Д. Кунаеву, в котором драматург спрашивал: «Почему в Казахстане, называемом лабораторией дружбы народов, нет дружбы между собственными жузами и родами? Не случится ли так, что наслаждающиеся сегодня родоплеменными делениями не положат наши головы под чужие сапоги?». Ответа на этот вопрос А. Абишев не дождался, а потому решил поставить спектакль «Бахвальство и совесть», в основе которого лежал этот конфликт. Спектакль получил оглушительный успех, но уже через несколько дней А. Абишев был вызван для беседы со секретарем ЦК Казахской ССР по идеологии Саттаром Имашевым. В ходе беседы они обсуждали какой смысл автор вносил в реплики героев «Каким бы мудрым ни был начальник, в окружении подхалимов ошибки не избежит» или «Небо чистое, дорога ровная. Но за рулем как будто пьяный водитель, и мы от страха дрожим».
В новом столетии, 31 мая 2001 года, Альжаппар Абишев опубликовал свою последнюю книгу «Айтпай кетті демеңдер». Это автобиографическое произведение, в котором автор высказался о пережитом, о современниках, друзьях и знакомых, с которыми успел поработать.
А. Абишев скончался 24 августа 2001 года, не дожив совсем немного до своего 95-летия. Однако за свою долгую жизнь он успел сделать многое. Он внес неоценимый вклад в становление и укрепление драматургии в Казахстане. Альжаппар Абишев был одним из величайших светил казахского театрального искусства, а его пьесы и поныне пользуются огромным спросом как у простых обывателей, так и у мастеров сценического искусства.