О военных преступлениях СССР. Часть 3
20.05.2019 1686
Катынский расстрел, Залещицкая трагедия, массовые убийства в Метгетене, Пшишовице и Налибоках, расстрелы под Орлом и в Львове…

Все это неполный список военных преступлений войск Советского Союза во времена Великой Отечественной войны. Редакция Qazaqstan Tarihy продолжает рассказ о бесчеловечных поступках советского солдата в условиях советско-германской войны

Вторая Мировая война переживает четвертый период войны. Союзные войска Британской империи, США, ряда европейских государств и патриотического движения «Сражающаяся Франция» под руководством британских и американских полководцев уже высадились в Нормандии и начали прорыв линии Зигфрида. В это самое время еврейская организация «Моссад ле-Алия Бет» (после окончания войны и основания Израиля организация получит статус политической разведки страны) вовсю занималась эвакуацией евреев Венгрии, Польши и Румынии.

В июле-августе 1944 года организация планировала переправку беженцев из порта румынского города Констанца в Стамбул, а оттуда – в земли Британской Палестины. Путь следования пролегал через Босфорский залив в Турции, откуда беженцы надеялись добраться до Палестины по суше. Для преодоления Черного моря организация «Моссад ле-Алия Бет» наняла три судна «Бюль-Бюль» (390 человек), «Мефкура» (320 человек) и «Морина» (308 человек), которые покинули румынский город-порт в 20:30 3 августа 1944 года. Эти судна шли под румынским флагом и с румынским сопровождением, им были предоставлены пути безопасного следования.

 

Советская подводная лодка Щ-215

К 00:40 5 августа все три судна находились в 40 км к северо-востоку от турецкого порта Иганда. Примерно в 2:00 того же дня «Мефкура» была атакована артиллерийским огнем советской подводной лодки Щ-215. Немецкий историк Юрген Ровер утверждает, что за все время обстрела в сторону «Мефкура» было произведено порядка 90 выстрелов из 45-мм пушек и около 650 выстрелов из пулеметов 7,62-мм. Судно затонуло, в спасательной шлюпке спаслись шесть членов экипажа, а из 320 пассажиров выжить удалось лишь пятерым, которых подобрало судно «Бюль-Бюль». Спустя несколько дней после инцидента советская сторона выступила с заявлением:

 

«Следуя в ночь на 5 августа вдоль побережья на широте болгаро-турецкой границы, Стрижак [командир капитан 3-го ранга] обнаружил небольшое судно, на котором, по его наблюдениям, находилось около 200 вооруженных людей. Не пытаясь выяснить его принадлежности, командир приказал открыть огонь. В результате сорокаминутного обстрела шхуна (а ею оказалась турецкая «Мефкура») затонула»

 

К началу военных действий в немецком поселке Неммерсдорф проживало немногим более 600 человек, большая часть из которых к утру 21 октября 1944 года была эвакуирована в связи с приближением советских войск. Сам поселок был отлично укреплен: большое количество дотов, окопов, противотанковые рвы и километры колючей проволоки. Тем не менее, 21 октября 1944 года советские войска ударили по немецким позициям. Советские бойцы достаточно быстро укрепились на занятых территориях, на что немецкое командование ответило бомбардировками поселка. Жители поселка, не успевшие покинуть дома, укрылись в бомбоубежищах. По воспоминаниям Герды Мешулат, в бункере на тот момент находилось 11 человек, в т.ч. 4 ребенка, а после начала бомбардировки в убежище спустилось несколько советских солдат. После конца обстрела в бомбоубежища прибыл офицер, который приказал немцам выйти из бункера, после чего расстрелял их, но сама свидетельница этих событий выжила.

22 октября немецкие солдаты несколько раз наступали на поселок, что вынудило советское военное руководство покинуть территорию и отступить. 23-24 октября части немецкой армии, Генштаб и военные репортеры вошли в освобожденный Неммерсдорф и уже 27 октября в газете «Völkischer Beobachter» вышла статья «Ярость советских бестий», в которой рассказывалось в каком виде перед репортерами предстал поселок Неммерсдорф после освобождения. В ней было указано о 62 изнасилованных и убитых немках. Международное сообщество на комиссии 31 октября утверждало, что «действия большевиков нарушили нормы ведения войны». В свою очередь Великобритания восприняла эти события как пропаганду, а советское агентство ТАСС опровергло сообщения в ноябре 1944 года.

 

Тела погибших жителей, Неммерсдорф, 20 октября 1944 года

 

Немецкое командование транслировало убийства мирных жителей в Неммерсдорфе в средствах массовой информации как повод для мобилизации немецкого народа против СССР. Тем не менее, есть множество противников этой версии. Так, один из участников боев за Неммерсдорф, Бернхард Фиш в своем произведении «Nemmersdorf, October 1944: What actually happened in East Prussia» пишет, что поселок Неммерсдорф был ловушкой для советских войск. Согласно его мнению, позиции поселка были специально ослаблены, чтобы допустить проникновение советских сил в деревню. Кроме того, после обнаружения тел убитых немецкое руководство не произвело ни одной идентификации погибших.  

Еще одной страницей в истории военных преступлений СССР стала резня в польском селе Пшишовице, произошедшее 26-28 января 1945 года. Жертвами этой резни стал 69 человек.

В январе 1945 года советские войска начали наступление и отбросили силы вермахта. К вечеру 24 января советские бойцы установили контроль над городом Глейвиц и в попытках догнать отступающего противника войска Красной Армии столкнулись с немецкими танковыми силами, сосредоточившими силы в городе Прейсвиц (Пшишовице). Бои за город шли несколько суток и в конце концов он перешел под командование красноармейцев. В ходе этих столкновений Красная Армия потеряла убитыми 101 человека и около 40 танков. Следующие два дня советские солдаты поджигали дома, насиловали и расстреливали местных жителей. Исследователи нашли тела 69 убитых в возрасте от 10 дней до 78 лет, похороненные в братской могиле.

Исследователи считают, что таким образом части Красной Армии хотели отомстить за потери в войне так как считали, что находятся на немецкой территории.