Сейчас в Алмате функционируют свыше двух десятков кинотеатров, большинство из которых были построены после обретения независимости
Однако самые первые алматинские кинотеатры начали свою работу еще в 1900 году, открыв эру кинематографа в Алматы
Первые диафильмы, появившимися на территории Казахстана, назывались диапроекторами, хотя для местного большинства привычнее звучал «волшебный фонарь». Для демонстрации кинофильма верненские «кинопрокатчики» от руки рисовали различные изображения на крупных стеклянных диапозитивах. Такие пластины-диапозитивы впервые появились в Казахстане благодаря физику К. О. Краузе и произвели фурор в Верном. Об этом грандиозном в мире искусства событии печатали в газетах следующее:
«Сюда прибыл физик Краузе, показывающий через призму «волшебного фонаря» грандиозные движущиеся туманные картины, оживленные фотографии во весь рост посредством настоящего синематографа братьев Люмьер. Первое представление – «Сенсационные иллюзии американского биографа» - состоится во вторник, 25 января»
Этот киносеанс состоялся 25 января 1900 года в народном доме имени Николая II в Пушкинском саду, который сейчас называется парком имени 28 гвардейцев-панфиловцев.
Как происходил показ диафильмов в начале ХХ века
Наряду с подобными киносеансами в Верном появилось еще одно развлечение – электропанорама. Электропанорама представляла из себя незамысловатый деревянный ящик с продетым в него окуляром. Посетитель оплачивал билет и через окуляр наблюдал как удав душит буйвола, пойманную арабами русалку, пещеру скелетов и многое другое. Кроме того, всем мужчинам старше 16 лет, посмотревшим первую часть, предлагали за дополнительную плату кадры пикантного содержания. Интересно, что офицерским чинам разрешалось пользоваться ящиком бесплатно.
Пионером в области строительства кинотеатров стал казахский коммерсант А. Р. Сейфуллин, выделивший средства на сооружение здания на пересечении Пушкинской и Гоголевской улиц. Он возвел частный кинотеатр «ХХ век» 14 января 1911 года. Благодаря его строительству в городе появилась первая в истории Верного электростанция мощностью в 14 лошадиных сил, которая снабжала электричеством музыкальный автомат «Симфониум», ложу на четырех человек и четыре ряда кресел. Внутренним убранством кинотеатра занимался художник Н. Прусиновский.
Репертуар кинотеатра «ХХ век» пополнялся из смонтированных хроник исторических событий фирмы «Пате» (т.н. «Пате-журнал»), фильмов приключенческого жанра под общим названием «Макс Линдер» и немых художественных фильмов «Сонька Золотая ручка» и «Жизнь за жизнь». Кроме кинокартин, верненский кинотеатр показывал облик городов Европы, полеты аэропланов, движение поездов и т.д.
О казахских кинотеатрах писал генерал-майор Русской имперской армии и видный деятель Белого движения Петр Николаевич Краснов после службы в Жаркенте. В своих дневниках П. Краснов часто писал об уникальной культуре Семиречья и о том, что пора бы отобразить ее на экране в ущерб вестернам с приключениями индейцев:
«А между тем, если бы смолоду нашу энергичную молодежь тянула бы не недоступная Америка, мечты о которой оканчиваются всегда одними мечтами, а тянули бы в Туркестан и Семиречье, кто знает, в какой цветущий край обратились бы эти пустыни, которые я проезжал одиноким всадником»
К сожалению, кинотеатр «ХХ век» просуществовал недолго: в феврале 1918 года в здании кинотеатра вспыхнул пожар, который уничтожил сооружение. К тому моменту в городе открылось еще несколько кинотеатров, поэтому большевики обвиняли в поджоге конкурентов.
Образование Жетысуской секции кино 15 октября 1925 года сделало из Алма-Аты центром киноиндустрии союзной республики. К 1927 году в Алма-Ате насчитывалось три кинотеатра и несколько коммунальных учреждений с кинооборудованием. В июне 1928 года в Алма-Ате начались первые в истории города съемки художественного фильма «Мятеж» по произведению Д. Фурманова. Через несколько лет, в 1934 году, в кинотеатре «Алатау» прошел дебютный показ фильма со звуком «Путевка в жизнь». В это же время повсеместно по городу начали появляться летние киноплощадки, которые позже переросли в полноценные кинотеатры.
Кадр из фильма «Путевка в жизнь»
Массовое строительства кинотеатров достигло своего пика в 1960-х годах. В это время в Алма-Ате уже вовсю работали кинотеатры «Ударник», «Родина», ТЮЗ и «Казахстан». Вскоре к ним присоединились культовые кинотеатры «Алатау» (1960), «Целинный» (1964), «Сарыарка» (1966), «Арман» (1973) и «Искра» (1973). К 1980 году в Алма-Ате было зарегистрирован 21 кинотеатр. При населении численностью миллион человек кинотеатры Алма-Аты ежегодно собирали порядка 13 миллионов зрителей.
«Андрей Рублев» и «Солярис» режиссера Андрея Тарковского, «Калина красная» Василия Шукшина, «Свой среди чужих, чужой среди своих» режиссера Никиты Михалкова, «Белое солнце пустыни» В. Мотыль – все эти шедевры порождали привязанности, удовлетворяли желания и потрясали жителей Алма-Аты. Это не считая легендарные кинокартин Гайдая «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука»!
Киноафиша, 1980 год
Наряду с советским репертуаром в алма-атинских кинотеатрах раскупали билеты на иностранные кинофильмы. Среди них комедии с французскими актерами Луи де Фюнесом («Оскар», «Человек-оркестр» и «Фантомас») и Пьер Ришаром («Высокий блондин», «Укол зонтиком»), американская антивоенная комедия «День, когда всплыла рыба», драмы «Благослови зверей и детей» про американских пионеров и «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?» с актрисой Джейн Фондой.
Киноискусство влияло на формирование советского поколения детей и подростков: после просмотра фильма «Тимур и его команда» алма-атинские подростки начали подражать героям в манере говорить и поведении на улице и дома, а после «Тарзана» - дети становились ловчее взбираться и спускаться с деревьев.
После обретения независимости в условиях тяжелой экономической ситуации государство решило передать некоторые кинотеатры в частную среду в рамках приватизации. Те кинотеатры, что остались на балансе государства («Казахстан», «Шугыла», «Юность»), не прерывали свою деятельность. В 1999 году ряд кинотеатров («Алатау», «Целинный», «Искра», «Байконур», «Сары-Арка»), выкупленных частными инвесторами, были восстановлены и вновь открыли свои двери для посетителей. Вместе с тем в городе стали открываться и новые кинотеатры («Номад», «Цезарь»).