Абхазские негры
09.04.2019 2615
Абхазские негры, или кавказские негры, - небольшая расово-этническая негроидная группа абхазского народа, проживающая в абхазском селении Адзюбжа в устье реки Кодор и окрестных селах Абхазии

Об этническом происхождении абхазских негров и о том, как эти африканцы попали в Абхазию, у специалистов единого мнения нет. Ряд историков утверждает, что заселение неграми ряда деревень в окрестностях Адзюбжи в Абхазии произошло в XIX веке (согласно Вианору Пачулиа — во второй половине XIX века); другие авторы датируют его XVII веком.

По одной из версий, несколько сотен чернокожих рабов было закуплено и ввезено князьями Шервашидзе (Чачба) для работ на плантациях цитрусовых. Этот случай стал единственным — и, по-видимому, не вполне удачным — опытом относительно массового импорта африканцев, произошедшим на территории Черноморского побережья Кавказа.

По другой версии, негры-абхазы — потомки колхов. Однако вопрос о вероятности хоть какой-то преемственности между античными колхами и нынешними абхазскими неграми открыт: достоверных свидетельств о существовании негроидного населения в исторической Колхиде не имеется. Также они могут происходить от египетских коптов (копты не являются неграми) или от фалаша, эфиопских иудеев. Абхазский писатель Дмитрий Гулиа в книге «История Абхазии» развил теорию о переселении предков абхазов наряду с предками колхов из Египта и Абиссинии. Гулиа сравнил данные по топонимике Абхазии и соответствующей местности Эфиопии и утверждал, что некоторые из географических названий «совершенно одинаковы»: Багада — Багада, Гумма — Гумма, Табакур — Дабакур и т. д.

Заинтересовавшийся проблемой Максим Горький вместе с абхазским писателем, председателем ЦИК ССР Абхазии Самсоном Чанба посетил село Адзюбжу, где встречался со старожилами-неграми. По итогам своей поездки и сравнения полученных сведений с доступной ему литературой он счет эфиопскую версию происхождения абхазских негров похожей на достоверную.

Существует и ряд «народных» опоэтизированных легенд. По одной из них, упоминавшейся в докладной записке Ивана Исакова Никите Хрущёву, вблизи абхазских берегов во время шторма потерпел крушение османский корабль с невольниками, которых везли на продажу. И нынешние негры-абхазы — потомки спасшихся с того корабля и основавших колонию в Абхазии. Эта легенда, правда, не объясняет, как такой корабль могло занести в воды этой части Чёрного моря настолько далеко от основных морских путей негритянской мировой работорговли.

Другая легенда повествует о сношениях нартов и неких «чернолицых людей». По ней легендарные нарты вернулись на Кавказ из дальнего африканского похода с сотней провожатых-негров. Последние остались жить в Абхазии в селе Адзюбжа.

По третьей легенде к появлению негров-абхазов причастен Пётр Великий: он-де ввозил в Россию много арапов — и тех из них, которые не смогли акклиматизироваться в северной столице России, Санкт-Петербурге, щедро дарил абхазским князьям. По свидетельству кандидата исторических наук Игоря Бурцева, таких «подарков Петра» в Абхазии действительно могло оказаться несколько десятков.

Возможно, в определённой степени верными являются сразу несколько научных гипотез и легенд одновременно: многие из них де-факто не исключают, а дополняют друг друга.

По-грузински негры-абхазы назывались შავი კაცი (шави каци; «чёрный человек») или შავი ხალხი (шави халхи; «чёрный народ»). В упомянутой докладной записке Ивана Исакова Хрущёву об абхазских неграх, в числе прочего, рассказывается, что наместник Кавказа Илларион Воронцов-Дашков, подражая Петру Великому, имел в своём личном конвое негров из Адзюбжи, которые сопровождали его в черкесках. Принц Александр Ольденбургский, основатель Гагры, держал при своём дворе по нескольку представителей от каждого из народов Черноморского побережья Кавказа, в том числе местных негров. По рассказу А. М. Чочуа, в 1880-х годах в Адзюбже жила большая семья негров: мать Халлыла, её сыновья Амбер, Ква-Ква и Черин и дочери; сыновья женились на абхазских девушках.

Известно, что уже в XIX веке все абхазские негры говорили только по-абхазски и считали себя представителями абхазского народа. Остальные абхазы воспринимают это без возражений, как должное. Их совокупное количество оценивается разными наблюдателями в диапазоне от «нескольких семей» до «нескольких деревень». Относительно преимущественного вероисповедания среди источников тоже нет единства — по-видимому в Абхазии существуют или существовали в недавнем прошлом и негры-христиане, и негры-мусульмане, и негры-иудеи.

О. В. Маан (2006) указывает, что они живут в сёлах Адзюбжа, Кындыг, Тамыш, Тхина, Река, Елыр. В. Пачулиа (1964) добавляет также селения Паквеш, Меркула, Ачандара, а также город Сухум.

Абхазские негры занимаются выращиванием цитрусовых, винограда, кукурузы, работают на угольных шахтах Ткуарчала, на предприятиях Сухума — трикотажной фабрике, в порту и др. Как и многие абхазы, абхазские негры сегодня говорят и по-русски. Большая их часть ассимилирована и сильно метисирована, многие покинули Кодор, осев в других частях Абхазии, соседних Грузии и России, а также и за их пределами.

Среди весьма противоречивых свидетельств, касающихся или предположительно касающихся предков абхазских негров или их самих, исследователи обычно отмечают следующие:

 

Колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах… Они темнокожие, с курчавыми волосами. Впрочем, это ещё ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более, зато основательны следующие доводы. Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы.

— Геродот, История. В девяти книгах. Книга II. Евтерпа / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: АСТ, «Ладомир», 2001.

 

Святой Иоанн Златоуст, пребывавший в ссылке в Питиунте (ныне Пицунда), упоминает об «эфиопах» как о части коренного населения.

 

Я был поражён чисто тропическим ландшафтом. На яркой зелени густых девственных зарослей вырисовывались хижины… крытые тростником, копошились курчавые негритята, везде были… чёрные люди в белых одеждах. Негры ничем не отличаются от абхазцев, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру… Мне думается, что негры в этих местах являются случайным элементом.

— этнограф Е. Марков, публикация в газете «Кавказ», 1913 год.

 

В 1884 году я проехал часть Абхазии и встретил там несколько негров. Тип лица у них, как мне помнится, был абиссинский, но у них самих каких-либо определенных сведений о своем происхождении не было. По религии они были мусульмане, но, кажется, они что-то знали и о католичестве. В 1887 году я взял одного молодого, лет 20, негра в прислуги. Это был самый преданный человек. Он нигде не соглашался спать, кроме, как у дверей моей комнаты. Он был католик.

— В. Тьебо, публикация в газете «Кавказ»

 

До сих пор в горах Абхазии осталось негритянское население. …Мусульманские чёрные деревни Абхазии жили немногим лучше, чем их предки в Африке: почти полная неграмотность, бедность. Местное население не смешивается с неграми, их оттеснили в бесплодную горную местность… Молодёжь, знающая по-русски… рассказывала, что все хотят учиться, что женщины неграмотны, что, вообще, — раса вымирает.

— дочь Иосифа Сталина Светлана Аллилуева, «Только один год» — Нью-Йорк: Harper & Row, — 1969. ISBN 0-06-010102-4

 

Впервые я увидел их не в Израиле, а в далёком Сухуми. И встретились мы в… сухумской синагоге. На втором этаже служка продал мне пакет мацы, испечённой на «американской машине». Вдруг в комнату вошли несколько совершенно чёрных курчавых мужчин — по виду настоящие негры — и на абхазском языке что-то спросили служку. Он им ответил… Когда они ушли, я спросил: «Эти негры — евреи? И как они здесь очутились?»

— Н. Орлов, «Абхазские потомки Пушкина» — журнал «Алеф» (Израиль)

 

— Ну а как живется неграм в Советском Союзе?

— Каким неграм? — заинтересовался хозяин.

— Как каким? — удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. — Вам!

— А мы не негры, — сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, — мы — абхазцы.

писатель Фазиль Искандер, Сандро из Чегема, книга 2. — М.: «Московский рабочий», — 1989.

 

Небольшое число негров в XIX — начале XX века проживало также в аджарском городе Батуми.

В Библиотеке Конгресса США в составе коллекции фотографа Джорджа Кеннана хранится фотография карабахского негра-арабо-горца (1870—1886 годы).

 

Фотография карабахского негра, сделанная Джорджем Кеннаном в 1870 году, из Библиотеки Конгресса США

 

Английский писатель и историк Джейсон Гудвин в своей книге «Величие и крах Османской империи» приводил примеры и других африканцев, живших в европейской части империи: чернокожих черногорцев, потомков вывезенных из Африки в XVI в. рабов, живших в городке Улцинь по крайней мере до 70-х годов XX века, и негров-язычников, обитавших в пещерах и развалинах под афинским Акрополем.

 

Литература:

Маан О. В. Абжуа. Историко-этнологические очерки Очамчирского района Абхазии. Пачулиа В. В краю золотого руна. Исторические места и памятники Абхазии. Богданов, К. Переменные величины. Погода русской истории и другие сюжеты.  Негры в Кодорском ущелье — «Родина», № 11 — 2001 год. Фридман, Г. Заметки о биографии А. П. Ганнибала. Инал-Апа Ш. Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. — Сухуми: Алашара, 1976. — С. 41; Бгажба О. Ранние этапы этнической истории. // Абхазы. (Народы и культуры). Островский, В. Загадочный Абрам. Версии — альманах «Еврейская старина», № 12 (36). Кторова, А. Загадка национальных корней Пушкина — «Русский журнал», 15 сентября 2002 года. Анненков, В. Сны об Апсны. Абхазия в снах и фотографиях. Архивировано 26 марта 2011 года. — «Известия науки», 25 июля 2003 года. Приключения нарта. Сасрыквы и его девяноста девяти братьев. Масалов, А. Зана, самка снежного человека-2 — «Аномальные новости», № 39, 2007 год. Счастье старого негра. — «Заря Востока». Лаговский, В. Кавказская пленница — «Комсомольская правда», 11 августа 2006 года. Передельская, Н. Хижина тёти Нуцы — «Московский комсомолец», 23 мая 2003 года. Пачулиа, В. В краю золотого руна. Исторические места и памятники Абхазии.  Заур Маргиев: Батумские негры Three-quarter length portrait of man, seated, facing front (англ.). 1 photographic print on carte de visite mount. Library of Congress. — Inscribed on verso: Karabakhski "Arab" Negro mountainier. Кторова А. Загадка национальных корней Пушкина. Рихтер З. В солнечной Абхазии и Хевсуретии // Из серии «Библиотека пролетарского туриста». — М.—Л.: Физкультура и туризм, 1930. Blakely A. Russia and the Negro: Blacks in Russian History and Thought. — Howard University Press, 1989. — P. 201.