Депортация. Корейские переселенцы
01.04.2019 3557
Несмотря на то, что депортация корейцев была организована высшим советским руководством во второй половине 30-х годов прошлого века, первые корейские переселенцы прибыли в Казахстан в конце XIX века

Первые корейцы на территории современного Казахстана и Средней Азии были зафиксированы первой всероссийской переписью населения 1897 года. Согласно этим данным, корейцы компактно проживали в Верненском уезде Семиреченской области, в Джаркентском уезде, в Сырдарьинской области, в Перовском уезде и в Акмолинской области. Историки полагают, что первыми переселенцами стали корейские эмигранты, покинувшие свою страну в разгар крестьянского восстания в Корее 1893-1895 годов и, последовавшей за ним, японско-китайской войны. Хотя Корея формально участия в этой войне не принимала, но война была развязана именно из-за нее, а корейский полуостров стал театром военных действий.

Вскоре после японско-китайского конфликта разразилась война между Российской империей и Японией за обладание Кореей и Маньчжурией (1904 – 1905 гг.). К войне с Японией российское правительство готовилось тщательно: накануне войны были подписаны соглашения с Австрией и Германией, был усилен военно-морской флот, к завершению шло строительство Транссибирской железной дороги. Япония к тому времени вышла победительницей в войне с китайцами, полностью лишив последних прав на Корею, а также передачу некоторых особо важных стратегических территорий (Ляодунский полуостров и Маньчжурия). Однако международное сообщество (Германия, Россия и Франция) не признало права японских милитаристов на владение Ляодунским полуостровом, вынудив японцев сдать его в аренду Российской империи. Эти события подтолкнули японское правительство к войне с царской Россией.

 

 

С началом русско-японской войны царь Николай II издал специальный указ, согласно которому «желтолицых» (это слово в законном порядке использовалось для обозначения всех японцев, китайцев и корейцев) Дальнего Востока отсылали под надзор полиции во внутренние губернии. То есть первые попытки насильственного переселения корейцев были совершены при царском режиме, а при советской власти депортация корейцев проходила под другим предлогом.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чеченцы, воспитанные казахской землей

 

В 1928 году руководители СССР пожелали избавиться от хлопковой зависимости от соседей. С этой целью большевистские радикалы выпустили специальную директиву, согласно которой все пригодные для возделывания хлопка земли было необходимо засевать соответствующей культурой. Авантюра удалась, однако со временем стало понятно, что хлопок вытеснил влаголюбивый рис. В результате, лишившись хлопковой зависимости, СССР попал в зависимость от поставок риса. К концу 1928 года в стране начались масштабные работы по развитию рисоводства. Для этого решили задействовать корейское население Дальневосточного края (70 семей, 300 человек). Эта инициатива принесла свои плоды: к 1931 году Казахстан стал самым рисосеющим регионом СССР (7200 гектаров земли было засеяно рисовыми культурами против 6636 гектаров на Дальнем Востоке и 1100 на Северном Кавказе).

 

Корейцы на рисовых полях Казахстана

 

Однако это решение о приглашении корейской диаспоры в Степной край не имело принудительного характера. Только к сентябрю 1937 года Совнарком и ЦК ВКП (б) совместным постановлением «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края» вынудили 172 тысячи этнических корейцев переехать в пустынные районы Казахской ССР. Мотивационная часть постановления звучала таким образом: «В целях пресечения проникновения японского шпионажа в ДВК (Дальневосточный край)».

 

«Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют: В целях пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край провести следующие мероприятия:

1. Предложить Дальневосточному крайкому ВКП(б), крайисполкому и УНКВД Дальневосточного края выселить все корейское население пограничных районов Дальневосточного края: Посьетского, Молотовского, Ханкайского, Хорольского, Черниговского, Спасского, Шмаковского, Постышевского, Бикинского, Вяземского, Хабаровского, Суйфунского, Кировского, Калининского, Лазо, Свободненского, Благовещенского, Тамбовского, Михайловского, Архаринского, Сталинского и Блюхеровского и переселить в Южно-Казахстанскую область, в районы Аральского моря и Балхаша и Узбекскую ССР. Выселение начать с Посьетского района и прилегающих к Гродеково районов.

2. К выселению приступить немедленно и закончить к 1-му января 1938 года.

3. Подлежащим переселению корейцам разрешить при переселении брать с собой имущество, хозяйственный инвентарь и живность.

4. Возместить переселяемым стоимость оставляемого ими движимого и недвижимого имущества и посевов.

5. Не чинить препятствий переселяемым корейцам к выезду, при желании, за границу, допуская упрощенный порядок перехода границы.

...

11. Увеличить количество пограничных войск на 3 тысячи человек для уплотнения охраны границы в районах, из которых переселяются корейцы.

12. Разрешить Наркомвнуделу СССР разместить пограничников в освобождаемых помещениях корейцев.

− Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов

− Секретарь Центрального Комитета ВКП(б) И. Сталин».

 

Постановление конкретизировалось и дополнялось секретной шифрограммой Ежова Люшкову, который руководил депортацией:

 

[Шифрограмма наркома НКВД СССР Н.И. Ежова № 535 начальнику Управления НКВД по Дальне-Восточному краю Г.С. Люшкову о сроках и порядке проведения операции по переселению корейцев]

29 августа 1937 г.

№ 535 от 29/8-37

ХАБАРОВСК КРАЙКОМ, КРАЙИСПОЛКОМ ЛЮШКОВУ

Первое. Сроки выселения корейцев для районов Посьетского и Гродековского направления к 1 октября и остальные районы к 15 октября утверждаются.

Второе. Корейцы города Ворошилова и других, расположенных в районах выселений подлежат тоже одновременному выселению. Корейцы-коммунисты, комсомольцы и вся корейская интеллигенция этих районов выселяются одновременно. Представьте соображения возможности переброски Каз.ССР и Уз.ССР редакций и типографий корейских газет, издательств и учебных заведений.

Третье. Корейцы-красноармейцы рядового и младшего нач[альствующего] состава частей ОКДВА и погранохраны подлежат все увольнению. Красноармейцы, силами которых выселяются, выезжают вместе со своими семьями.

Четвертое. Корейцы — нач[альствующий] состав частей ОКДВА и погранохраны перевести [во] внутренние округа. До их перевода их семьи выселению не подлежат. При переводе нач[альствующего] состава корейцев семьям разрешить выезд с командиром или в районы вселения.

Пятое. Всех корейцев, состоящих на службе в частях РККА, погранохраны и милиции из погранполосы немедленно отозвать.

Шестое. Подберите группу крепких работников корейцев ГУГБ, погранохраны и милиции для переброски Каз.ССР и Уз.ССР. Количество, фамилии, должности телеграфьте для получения назначения.

Седьмое. Выдворяем через границу упрощённым порядком. Брать с собою всё личное необобществлённое имущество. Вывоз ценностей разрешить. Паспорта и другие официальные документы при выдворении за границу отбирать.

Восьмое. Призыв из запаса НКВД на 3 месяца в порядке переподготовки 400 чел. разрешается.

Девятое. Паспорта при посадке в эшелон отбирать, иметь их у комендантов эшелонов. На месте будут выданы новые паспорта со ссылкой на постановление СНК 861 пункт 11.

−НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕЖОВ

 

Дело в том, что 7 июля 1937 года японские войска напали на китайский гарнизон на мосту Лугоуцяо, что послужило предтечей к масштабным агрессивным действиям японского правительства против Китая. Корея, к тому времени, считалась частью Японской империи. Между тем, стоит заметить, что к корейцам как к народу никогда не вменялись обвинения в коллаборационизме или пособничестве к врагу. Возможно, отсутствие таких обвинений (которые, к слову, были лишь формальным предлогом к насильственной депортации многих других народов в Казахстан) строилось на исключительной «просоветскости» корейского населения: в годы Гражданской войны 20% мужчин корейского населения добровольно вели вооруженные наступления против белогвардейцев в рядах армии либо партизанских отрядах.

Незадолго до депортационных мероприятий местные органы НКВД получили приказ о начале репрессий. За короткий промежуток времени силами НКВД были ликвидированы вся корейская секция «Коммунистического интернационала», почти все руководители ВКП (б) Дальневосточного края и большая часть корейцев с высшим образованием. Вместе с ними, под номенклатурную чистку попала Красная армия, местные органы НКВД и корейская интеллигенция. Новые руководители не имели опыта работы с этническими корейцами, однако с первых дней работы любыми доступными средствами поставили цель выполнения задачи по переселению корейцев.

Депортация корейского народа была первым репрессивным мероприятием по выселению целого народа в СССР. Оно также, как все последующие подобные мероприятия, проходили наряду с кампанией по выявлению и аресту этнических корейцев, проживавших в центральной и западных регионах СССР.

 

 

Несмотря на первую попытку депортации народа, само мероприятие отличалось организованностью. Корейцам давали определенный срок для подготовки к выезду, семьями погружали в заранее подготовленные литерные эшелоны с указанием места и времени отправки. За каждым эшелоном был назначен ответственный, перед которым отчитывались старшие по вагонам из числа корейцев. Сам эшелон состоял из 50 вагонов непосредственно для проживания, 5-6 крытых грузовых вагонов, 2 открытых платформ, санитарного вагона и кухни. В каждом из пятидесяти пассажирских вагонов были оборудованы двухъярусные нары для 25-30 человек, металлическая печка и несколько человек из НКВД, которые изымали паспорта и занимались агентурной деятельностью. Дорога из Дальневосточного края в Среднюю Азию занимало от месяца до 40 дней.

Депортация целого народа привела к практическому исчезновению некоторых населенных пунктов, где жили преимущественно корейцы (Худувай, Арякнуезя, Пунктой, Тизинхе и др.). Что касается опустевших квартир и домов, то они были выделены бескровным переселенцам с западной части страны.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Депортация. Поляки Казахской ССР

 

Существуют расхожие мнения, однако, по мнению Международной конфедерации корейских ассоциаций СНГ, корейцы получили статус спецпереселенцев только в самом конце Второй Мировой войны, 2 июня 1945 года. Однако после японской капитуляции 28 августа эта инициатива была свернута. До этого времени у переселенцев с Дальневосточного края был статус административно высланных, что не давало им возможности свободного передвижения по региону, но они имели право занимать руководящие должности и получать высшее образование.

Архивные данные говорят, что советское руководство старалось максимально облегчить обустройство корейских переселенцев. В конечном пункте корейцам полагалась не только компенсация за утраченное при депортации имущество, но и безвозмездная материальная помощь (3000 рублей) на обустройство хозяйства в Узбекистане. Кроме того, статус административно высланных корейцев давал народу возможность претендовать на стройматериалы, кредиты и плодородные земли, что, впрочем, вызывало недоумение у местного населения. Однако не все земли, которые выдавались корейцам в Казахстане, подходили для традиционного для корейцев овощеводства и рисоводства, поэтому уже в первый год значительная часть депортированных корейцев перешла из Казахстана в Узбекскую ССР.

 

Сцена из спектакля корейского театра

 

По мнению историков, корейцев не брали на службу в Красную армию, но активно привлекали в качестве тружеников тыла или в «Трудармию». Исключение составляли лишь те, кто в период депортаций проживал за пределами Дальневосточного края, но их число было ничтожно. Вместе с тем, в СССР существовал негласный запрет на карьерный рост корейцев по партийной и военной службе. Однако и тут были свои исключения: Герои Советского Союза полковник КГБ Ким Евгений Иванович и Мин Александр Павлович.

Корейцы, наряду с другими народностями, строили историю Казахстана как в составе СССР, так и позже. К таковым можно отнести Анатолия Андреевича Кима, прославленного прозаика и драматурга, который перевел на русский язык роман Абдижамала Нурпеисова «Последний долг». О переселении целого народа он вспоминал так:

 

«В 1937 году, когда настал самый кровавый год сталинских репрессий, корейцев принудительно выселили с Дальнего Востока. Крестьян, служащих, студентов, рыбаков, детей и взрослых, актеров театра, охотников за пантами и искателей горного женьшеня — всех корейцев погрузили в товарные вагоны и под конвоем отправили в западном направлении... <…> Это насильственное переселение прямо обвиняло: виноват! Но в чем? Так до сих пор и не выяснено, в чем обвинялось корейское население Дальнего Востока. И около трехсот тысяч человек отправилось отбывать бессрочную ссылку, затаив в себе чувство неясной вины. Вот так я и родился с комплексом вины в своей крови»

 

В Казахстане также родились советские художники Владимир Цой и Николай Ли, заслуженный архитектор КазССР Владимир Ким, который приложил руку к строительству Национальной библиотеки Республики Казахстан и Дворец Республики в Алматы.

Казахская степь воспитала ряд советских спортсменов, таких как гимнастка Нелли Ким, пятикратная олимпийская чемпионка, пятикратная чемпионка мира, баскетболист Олег Ким и боксер Николай Ли.

Дед культового советского рок-музыканта, основателя и лидера группы «Кино» Виктора Цоя был выслан в Казахстан, учился на филологическом факультете корейского пединститута в Кызыл-Орде. К слову, его дядя Лев и тетя Алла, по состоянию на 2006 год, жили в Кызыл-Орде. Кроме В. Цоя к Казахстану имели отношения известный дирижер Геннадий Ким, эстрадная певица, заслуженный деятель Республики Казахстан Гон Чха Мун, советские актеры Ким Дин и Николай Ли, а также певица Нелли Ли.