Пантелеймон Пономаренко прожил 82 года, в его жизни уместились революция, первая мировая и Великая Отечественная войны, руководство двумя союзными республиками
Пантелеймон Кондратьевич сумел пережить репрессии, чуть не стал во главе СССР, но на закате карьеры не смог избежать дипломатического скандала
Пантелеймон Пономаренко родился 9 августа 1902 года в семье украинских крестьян, выходцев из Харьковской губернии, на хуторе Шелковском станицы Белореченской Майкопского отдела Кубанской области. Детство и юность молодого Пантелеймона была полна работы: в 12 лет юный Пантелеймон работал подмастерьем в швейной мастерской, а в 16 лет добровольно вступил в ряды Красной Армии. Красногвардеец П. Пономаренко участвовал в гражданской войне и оборонял Екатеринодар от белых.
После установления Советской власти, в 1919 году Пантелеймон Пономаренко отправился на Северный Кавказ постигать азы нефтяного промысла, затем связал свою жизнь с железнодорожным ремеслом. В железнодорожной отрасли Пантелеймон вырос с должности слесаря до машиниста. Вечерами он учился на факультете Краснодарской рабочей молодежи, что впоследствии подтолкнуло его к поступлению в Московский институт инженеров транспорта.
В 1922 году Пономаренко вступил в коммунистический союз молодежи, в 1925 году подающий надежды Пономаренко был принят в партию большевиков. Переехав в Москву, Пантелеймон окончил Московский институт инженеров транспорта в 1932 году, после чего прошел кадровую службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Службу Пономаренко проходил в чине комбата железнодорожных войск в Могилеве и на Дальнем Востоке.
Через четыре года, в 1936 году, Пантелеймон Пономаренко оставил службу в Красной Армии и работал инженером Всесоюзного электротехнического института, писал научные работы, посвященные тяговым подстанциям электровозов.
Возможно, так и закончилась бы партийная карьера не имевшего особой славы в ходе Гражданской войны и поздно вступившего в партию Пономаренко если бы не Алексей Чуянов, инструктор отдела руководящих партийных работников ЦК ВКП (б). В своих воспоминаниях «На стремнине века. Записки секретаря обкома» А. Чуянов так описывал стремительный карьерный рост Пономаренко:
«Знакомясь с кадрами Московского электротехнического института, я обнаружил, что на посту секретаря парткома этого института работает П.К. Пономаренко. Кажется, знакомый по Кореневскому району товарищ, вместе работали. Пригласил его в ЦК для знакомства. И не ошибся. Это был Пантелей Пономаренко с Кубани. Теперь научный работник института и секретарь парткома. Вспомнили дела и дни кубанских комсомольцев, работу среди казачьей молодежи. Не отпуская Пантелея из ЦК, я решил «показать» его руководству».
А. Чуянов слово сдержал и познакомил коллегу с секретарем ЦК Андреем Андреевым, который и сыграл значительную роль в переводе Пономаренко из института в аппарат ЦК ВКП (б). на одном из совещаний ЦК ВКП (б) Пономаренко так рьяно отстаивал необходимость издания технической литературы для советских инженеров, что произвел впечатление на И.В. Сталина. Это послужило его будущему карьерному росту.
18 июня 1938 года А. Андреев привез Пономаренко в Минск и рекомендовал белорусским коммунистам избрать нового секретаря ЦК Белоруссии. Вечером Пономаренко избрали членом ЦК, а на следующий день И.В. Сталин специальным указом возложил на плечи Пономаренко руководство республикой. По воспоминаниям Пономаренко, Иосиф Сталин дал ему четкие указания – покончить с репрессиями.
Вместе с тем, при правлении Пономаренко репрессий и вправду стало меньше. Именно непосредственное вмешательство первого секретаря БССР сохранило для будущих поколений классиков белорусской литературы Янка Купала и Якуба Коласа. Тогда, осенью 1938 года, Пономаренко не дал формального ордера на арест народных поэтов, а уже после - поехал на прием к Сталину, где отстоял их право на свободу. Вместо ареста поэты получили ордена Ленина.
1 сентября 1939 года фашистские войска Гитлера вошли на территорию Польши, тем самым ознаменовав начало Второй мировой войны. Через несколько недель, 17 сентября, Красная Армия заняла западные территории Украины и Белоруссии.
П. Пономаренко встречается с населением Западной Белоруссии. Сентябрь, 1939 г.
Во время раздела новых территорий между УССР и БССР первый секретарь ЦК Украины Никита Хрущев расширил свои административные границы, лишив Белоруссию большей части новых территорий. Это привело к открытой конфронтации между главами союзных республик - Хрущевым и Пономаренко.
Вражду двух первых секретарей ненадолго прекратил Сталин. 22 ноября 1939 года Сталин вызвал Пономаренко и Хрущева в Кремль, где, выслушав доводы сторон, разрешил ситуацию с некоторыми поправками в пользу Белоруссии. Пономаренко вспоминал: «По лицу, по настроению Никиты Сергеевича чувствовалось, что он остался недоволен таким исходом и эту историю он надолго запомнит».
С началом Великой Отечественной войны Пономаренко, имевший за спиной опыт боевых действий, стал членом военных советов, а также руководил партизанами. Тем не менее, начальный период войны был целиком и полностью проигран. Когда число погибших перешло на сотни тысяч, Пантелеймон Кондратьевич списал всю вину за потери на генерала Дмитрия Павлова и его подчиненного Владимира Климовских. В июле 1941 года обоих военачальников расстреляли.
П. Пономаренко, 1941 г.
Во время войны Пантелеймон Пономаренко стал начальником Центрального штаба партизанского движения при ставке Верховного Главнокомандования (ЦШПД), в подчинении которого состояли партизанские формирования. Крупнейшими операциями партизан под командованием Пономаренко считались «Рельсовая война» и «Концерт». Интересно, что во время руководства Пономаренко в состав партизанского движения Белоруссии не принимали евреев, кроме врачей.
Незадолго до окончания войны, в 1944 году Пантелеймон Кондратьевич получил должность Председателя Совета Народных Комиссаров БССР. Пользуясь обретенными полномочиями, он выразил решительный протест против инициативы Г. Маленкова об отделении Полоцкой области из состава Белоруссии в пользу РСФСР в августе 1944 года.
«Пономаренко-то человек был хитрый, ехидный и большой подхалим. И сам, увы, любил подхалимов и разные там «тайны мадридского двора». И это не какой-то «оговор» его «задним числом» с моей стороны, а реальность. Наш Пантелеймон Кондратьевич еще в войну постарался обставить себя такими людьми, которые были ему выгодны».
Герой Советского Союза Василий Корж.
В октябре 1950 года Пономаренко стал министром заготовок СССР. А через 2 года вошел в состав Президиума ЦК КПСС.
Неожиданная смерть Сталина повлияла на судьбу Пономаренко – он был снят с поста секретаря ЦК, переведен в кандидаты в члены, а также потерял членство в Президиуме ЦК КПСС.
Существовала серьезная вероятность того, что Сталин действительно рассматривал П. Пономаренко как своего прямого преемника, а до того времени предлагал его кандидатуру на пост Председателя Совета Министров СССР.
«За несколько дней до смерти Сталина с его ведома была подготовлена записка с предложением о назначении Председателем Совета Министров СССР Пономаренко П.К. вместо настаивавшего на своей отставке Сталина, ввиду надвигавшейся на него старости, о чем он официально поднимал вопрос на октябрьском Пленуме ЦК КПСС. Этот проект был уже завизирован почти всеми первыми лицами, за исключением Берии, Маленкова, Хрущёва и Булганина. Весной 1953 года обсудить проект Постановления предполагалось на заседании Президиума ЦК КПСС. Однако неожиданная смертельная болезнь Сталина не позволила рассмотреть записку, а после кончины вождя, естественно, этот проект был отодвинут теми, в чьи руки перешла власть. С приходом к партийной власти Хрущёва этот документ исчез…»
Из воспоминаний Председателя Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова
К власти пришел партийный оппонент Пономаренко Никита Сергеевич Хрущев, который задвинул П. Пономаренко сначала министром культуры СССР (1953 - 1954), а потом отправил руководить Казахстаном, который еще в бытность Шаяхметова мечтал превратить в «целинную» республику.
Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко возглавлял Казахскую ССР чуть больше года – с 6 февраля 1954 года до 7 мая 1955 года.
В гостях у Мухтара Ауэзова Пономаренко предупреждал о Хрущеве:
«Работать в Казахстане очень интересно, здесь надо решать крупные проблемы, но не знаю, позволят ли мне долго оставаться в этой республике с ее замечательными людьми. Вам придется работать под началом Хрущёва. Учтите, это увлекающаяся натура. Многие вопросы он ставит неглубоко, всесторонне не продумывая. Ваши вопросы, предложения, мнения, если таковые расходятся с его мнением, он не пропустит. Более того, это может привести к нежелательным результатам».
Из воспоминаний Д. Кунаева
В Казахстане Пантелеймона Кондратьевича запомнили, как человека, выступления которого без шпаргалок длились иногда 1,5 – 2 часа. Кроме этого, во времена освоения целины Пономаренко не сидел в кабинете, а летал по всем целинным регионам. Но и тут нельзя не отметить вклад Пономаренко в освоение: в первый год масштабное освоение целины и вправду дало солидный урожай.
Но уже через год погодные условия и отсутствие научного подхода, о чем предупреждал первый секретарь Шаяхметов, сделали свое дело – урожай погиб.
За неудачи на целине кто-то должен был отвечать. В январе 1955 года на очередном пленуме ЦК КПСС Никита Хрущев подверг критике Георгия Маленкова, обвинив последнего в развале сельского хозяйства. Вслед за отставкой Маленковым должности лишился и Пономаренко. Бывший первый секретарь Казахстана отправился на дипломатическую работу.
После Казахстана Пономаренко был назначен Чрезвычайным и Полномочным послом СССР в Польше, далее шла дипломатическая работа в Индии и в Королевстве Непал по совместительству, а после – в Королевстве Нидерланды.
Пантелеймон Пономаренко в Дели, 1958 г.
В Нидерландах с Пономаренко связан дипломатический инцидент, который привел его к статусу «персоны нон грата». В октябре 1961 года, находясь в зарубежной командировке, советский ученый Алексей Голуб принял решение остаться в Нидерландах и попросил политического убежища. Его жена Ольга Голуб обратилась в отделение полиции в Амстердамском аэропорту с просьбой остаться в Нидерландах со своим мужем. В это время в отделение полиции вторглись 10 сотрудников советского посольства во главе с Пономаренко. В драке посол сломал нос одному из полицейских. Они силой вывели жену Голуба в офис «Аэрофлота». Находясь под давлением жена Голуба заявила, что хочет уехать обратно в СССР. Алексей Голуб получил работу в одной из фирм, лабораторию для научной деятельности, большую квартиру. Но тоска по супруге заставила его через полгода вернуться в СССР. Супруги публично раскаялись и были осуждены на 6 лет лагерей.
После данного скандала, Пономаренко стал представителем СССР в МАГАТЭ, а потом, вплоть до выхода на пенсию в 1978 году, преподавал в Институте общественных наук при ЦК КПСС.
18 января 1984 года П. Пономаренко умер в Москве.