Преемником Мухамедхафия Мурзагалиева стала Костеловская Мария, первая женщина на посту секретаря Киргизского (Казахского) обкома РКП (б). Она же занимала эту должность немногим больше месяца
Родилась Мария 19 марта 1878 года в Уфимской губернии в семье мелкого городского чиновника Михаила Костеловского. Любознательная девочка училась на историко-филологическом факультете Высших женских курсов в Москве, затем на Высших женских курсах в Петербурге. Однако в марте 1901 года она была вынуждена оставить обучение. Виной тому стало ее участие в студенческой демонстрации в результате которой она вместе с мужем Вениамином Поповым студентом Петербургского университета были арестованы царской охранкой. Отныне их ждала высылка и регистрация в качестве лиц, сугубо опасных для монархии.
С таким досье супружеская чета была выслана в Новочеркасск. Находясь под постоянным надзором полиции, Попов и Костеловская держат связь с ростовским комитетом РСДРП, пишут листовки, в своей же квартире их печатают. Странно, но прямо перед глазами царской полиции квартиру четы посещают социал-демократы, устраивающие тут собрания. В целях конспирации Костеловская и Попов переезжают в Екатеринодар, но вскоре Попова арестовывают. Сразу после окончания тюремного заключения тяжелобольного мужа Костеловской, семья переезжает в Крым.
В этот период (1903 г.) молодая женщина вступает в РСДРП. В 1905 году М. Костеловская была избрана членом городского комитета Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в Ялте. Среди прочего в обязанности матери двоих дочерей входил сбор денег для пополнения партийной кассы в городе. На заре революции 1905-1907 годов, активной участницей которой она была, Мария Михайловна занималась партийной работой, частенько находилась в разъездах, неся большевистские поручения в Севастополь, Одессу, Луганск, Оренбург и Москву.
В 1906 году Мария Михайловна Костеловская недолго пробыла на посту партийного пропагандиста Василеостровского районного комитета РСДРП в Петербурге. В том же году ее перенаправляют в Финляндию. Там Мария Михайловна до 1910 года занимается партийными поручениями по организации нелегального перехода границы для эмигрировавших граждан.
Февральская революция 1917 года застала Марию Михайловну уже в Москве, а в марте член Московского бюро ЦК Михаил Ольминский обратился к М. Костелевской с просьбой о помощи – срочно нужна типография. Лишь со второй попытки 25 солдат во главе с Костеловской захватили типографию Сытина. Там же был написан первый оттиск «Бюллетеня Революции».
В начале 1917 года Мария Михайловна занималась пропагандой против меньшевиков и эсеров, готовит доклады перед рабочими и солдатами, принимает самое активное участие в формировании профсоюзных и молодежных организаций в Пресненском районе.
Первомайская демонстрация в Москве. 1917 год
В день возвращения Ленина в Петроград, 3 апреля 1917 года, Костеловская участвовала в организации его встречи на Финляндском вокзале. Мария Михайловна вспоминает об этом:
«В Питер я приехала 1 апреля. Там, как и у нас, в массах было бодрое настроение. Толкаясь в ПК (особняк Кшесинской) и в Таврическом дворце, где в то время происходили заседания Всероссийского совещания Советов, приходилось видеть много народу. Всюду носился авантюрист Керенский. 1 апреля приехал из-за границы Плеханов. Меньшевики устроили ему торжественную встречу. Рассказывали, что весь Исполком Совета выезжал встречать его на вокзал. Такова была общая обстановка. Я уже собиралась уезжать обратно ни с чем, как вдруг стало известно, что вечером приезжает Ленин. Эта весть быстро разнеслась по Питеру, и встречать Ильича двинулись на Финляндский вокзал многие тысячи рабочих, матросов и солдат».
Выступление Ленина с «Апрельскими тезисами» после возвращения в Петроград
Деятельность в Пресненском райкоме не осталась незамеченной. Уже в октябре она создает большевистскую газету для солдат и крестьян «Деревенская правда». Газета была довольно живой и интересной для рабочих слоев населения.
После Октябрьского восстания Мария Костеловская председательствует в Военно-продовольственном бюро. Не только в Москве, но и во всей России остро стоял вопрос о продовольствии. Согласно царским стандартам дневной паек обычного среднестатистического рабочего составлял кусочек хлеба со спичечный коробок, поэтому профсоюзы были обязаны включиться в борьбу за хлеб. Для этих целей и было создано специальное Военно-продовольственной бюро Всероссийского и Московского советов профсоюзов. Мария Михайловна руководила отправкой шестидесяти тысяч человек с мандатами, подписанными Лениным, в южные районы страны за продовольствием.
Удостоверение члена продотряда, выданное структурами ВЦСПС и Наркомпрода (ноябрь, 1920 г.)
В начале 1919 года Центральный Комитет партии назначает М. Костеловскую на самые сложные участки борьбы, без военного опыта и образования она стала начальником политотдела 2-й армии Восточного фронта.
Ошарашенная таким решением Мария Михайловна пишет короткую записку на имя В. И. Ленина: «Как понимать такое назначение?», на что Ленин ответил: «Понимать так, как есть: решение ЦК. Все – на наиболее трудное».
С окончанием войны М. Костеловская была заместителем председателя ревкома в Донбассе, заведующей отдела партийной жизни в «Правде», секретарем Краснопресненского райкома ВКП (б).
С июля по сентябрь 1921 года М. Костеловская возглавила партийную организацию Киргизской АССР. Одной из задач, поставленной партийным руководством было установление границ Киргизской (Казахской) ССР. Согласно Постановления ВЦИК от 10 июня 1921 года линия границы шла восточнее станции Исиль-Куль по границе с Петропавловским уездом, далее, севернее озер Кичи-Карой, Улькун-Карой, урочища Кара-Терек, придерживаясь южных границ русских волостей и выходя на станицу Черлаковскую на Иртыше.
Завершив работу в Казахской АССР, М. Костеловская становится редактором журнала «Безбожник у станка» (1923-1928), со страниц которого уничижительно нападала на религию и попов. Объектами ее грубых и нередко хамских нападок были не только священнослужители, но и умеренные атеисты, в частности народный комиссар просвещения РСФСР А.В. Луначарский и член Центральной контрольной комиссии РКП (б) Е.М. Ярославский.
В годы коллективизации М.М. Костеловская вплотную занимается политическим отделом МТС. Именно на ее отдел возлагалась коллективизация и содействие ОГПУ/НКВД в выявлении кулаков и подкулачников. Иными словами, Мария Михайловна Костеловская помогала проводить массовые репрессии в деревнях.
Мария Михайловна Костеловская пережила массовую «чистку» 1937-1938 годов. Хотя Мария Михайловна была осуждена 20 октября 1938 году на пять лет ссылки как член семьи репрессированного, уже 3 июня 1940 года была освобождена. В 1946 году она получила статус персонального пенсионера. 29 января 1964 года Мария Костеловская скончалась на 85 году жизни.