Именно таким предсказанием, согласно легенде, одарила юного Наполеона гадалка. Будущий Empereur des Français на предвидение ворожеи ответил лишь взрывным смехом, однако спустя много лет, призывая
французских сынов в ряды добровольцев с трибуны скандировал, что Первой Империи грозит интервенция степняков, кормящихся мясом лошадей.
Согласно историческим запискам, известно, что до Октябрьской революции 1917 года казахов было принято называть киргизами, реже – киргиз-кайсаками. Несмотря на то, что почти все казахи того времени, воевали в составе башкирских полков, европейцам не составляли особого труда отличать казахов от, скажем, казаков или калмыков, которые также воевали в иных частях царской армии. Возможно, основной отличительной чертой казахов от башкир могла стать разность в вооружении. Дело в том, что начиная с 1736 года Царская политика проводила организованный и методичный курс на демилитаризацию башкир. Серия башкирских восстаний, причина которых кроилась в опасениях потерять вотчинные земли в результате насильственной колонизации Башкортостана, стала реакционным ответом на меры, принятые царизмом в отношении коренного населения. Недовольство ростом налогов, злоупотребления и произвол высоких чинов вылилось в вооруженные протесты трудовых масс против феодального и национального гнета. После нескольких емких и болезненных потерь, ставших итогом восстаний башкир 1681 – 1684, 1704 – 1711 и 1735 – 1740 годов, правительство Царской России приняло решение отказаться от христианизации мусульман Башкортостана, было подтверждено право башкир на землю, однако запретило башкирам иметь огнестрельное оружие и владеть кузницами. Это могло стать причиной того, что львиная доля башкир в Отечественной войне 1812 года была лишена оружия, в то время как на казахов это вето не распространялось.
Помимо непосредственного участия в военных действиях, казахи снабжали военные подразделения союзников провизией, в частности добротным и доступным мясом. Скот и скотоводческое сырье, привезенные казахами в Оренбургский край, нельзя переоценить, особенно в свете континентальной изоляции, которую учинил Наполеон. Также известно, что в период с 1804 по 1815 года Младший жуз продал свыше 1 тысячи, а Букеевская орда – свыше 48 тысяч голов скота на нужды войска.
Существует большая вероятность, что казахи вступили в войну с Французской империей гораздо раньше, чем началась Русско-французская война. С окончанием Войны Третьей коалиции, в которой принимали участие Франция, Испания, Бавария и Италия против Австрии, России, Великобритании, Швеции и Неополитанского государства, итогом которой стал Пресбургский мир, который лишал Австрии ряда территории, а Неополитанское королевство лишилось независимости, началась Война Четвертой коалиции. Огромные потери, которая понесла Царская Россия, вынудила просить помощи оренбургских башкир, в числе которых было немало казахов. Общая численность отправившихся на подмогу воинов составила свыше 7 тысяч человек.
Имена первых казахских воинов получило огласку спустя первый месяц после начала войны в России. 27 июля 1812 года в столкновениях при Малаевом Болоте особо блеснули Мурат Кулгоранулы и Ериш Азаматулы. 26 августа того же года во время Бородинской битвы (или битвы у Москвы-реки, как называют ее французские историки) под деревней Бородино пали смертью храбрых тысячи казахов, множество были награждены серебряной медалью (Майлыбайулы), медалью на голубой ленте (Карынбай Зындагулулы), орденом Святого Георгия (Аким Болат).
Неопределенный итог сражения войск, где потери сторон были примерно равными, продолжился тем, что царская армия начала подготовку контрнаступления. Вдогонку за ретировавшимся войском французов во главе с атаманом Платовым шли донские казаки, а уже следующим полком по улицам разгромленной Москвы шел 1-ый Башкирский полк. Подтверждением этого служит письмо Оренбургскому генерал-губернатору Г. С. Волконскому от фельдмаршала М. И. Кутузова: «Вы не можете представить, ваше сиятельство, радости и удовольствия, с каким все и каждый из русских воинов стремится за бегущим неприятелем и с какою храбростию наши воины, в том числе и казаки и некоторые башкирские полки, поражают их». В последующих боях при Рамоново мужеством и храбростью отличились Боранбай Шуашабайулы, Ыксан Аубакирулы. Орденом Святой Анны за подвиги в боях под Вязьмой был награжден есаул Сагит Хамитулы.
Казахи в составе царской армии двинулись к границам вслед за отступающим войском Наполеона. В конце осени 1812 года, войско французской армии было прибито к реке Березина и уничтожена силами генералов Чаплица и Витгенштейна. В корпусе последнего сражались 4-й и 5-й башкирские полки, что стало предвестником полного поражения Наполеона. Уже в первых числах января 1813 года казахи 1-го Башкирского полка в составе войска Платова перешли Вислу и осадили крепость Данциг с 40 тысячами солдатами врага. Вскоре к ним присоединились еще порядка 10 полков, в составе которых также было немало казахских батыров.
Пока шла осада крепости, длившаяся чуть меньше года, в середине октября 1813 года под Лейпцигом произошло великое сражение, попавшее в историю как «битва народов». В этой кровопролитной бойне участвовало свыше 500 тысяч воинов с обоих сторон. Французский генерал и военный писатель Жан Батист Антуан Марселен де Марбо в своих мемуарах о наполеоновских войнах отмечал, что «новички, еще совсем не знавшие французов, были так воодушевлены своими предводителями, что, ожидая превратить нас в бегство при первой встрече в самый первый день своего появления, ввиду наших войск кинулись на них бесчисленными толпами, но, встреченные залпами из ружей и мушкетов, оставили на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того, чтобы охладить их наступление, только его подогрели. Они носились вокруг наших войск, точно рои ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было очень трудно».
Навыки казахских воинов был несколько новым для войска французских генералов. Военный историк Н. Гарнич писал: «Маленькая стрела, пущенная крепкой и умелой рукой всадника казаха, башкира или татарина, точно попадала в глаз или горло врага. Они мастерски стреляли в цель и притом с такой силой, что стрела на расстоянии 15 сажень могла пронзить насквозь не только человека, но и лошадь».
Глубокое и разрушительное поражение Наполеона было следствием не сколько отчаянных попыток казахов проломить врага в прямых столкновениях, сколько удивительным навыком исчерпывающего преследования противника. Получившие ордена Святой Анны и участники осады Глогау и Лейпцига, Нарынбай Жанжигитулы и воин-поэт Амен Байбатырулы в составе военных частей генерала Леонтия Беннигсена теснили французов и были первыми, кто вошел в Париж.
Интересен тот факт, что при гонениях французских солдат из земель Гамбурга, Берлина и Франкфурт-на-Майне, уже в Веймаре казахские батыры встретились с немецким писателем И. В. Гете, которому позже подарили лук со стрелами и национальный музыкальный инструмент сазсырнай.
В битве при Париже погиб командир четырех казацких полков, этнический казах Казыбай Черныш, в детстве осиротевший и воспитывавшийся у казаков Оренбурга. Примечательно, что уже через год после вступления на службу в 1788 он получил чин есаула. Он был награжден орденом Святого Георгия Первой степени.
31 марта 1814 года войска Царской России и примкнувшей к ним прусской армии вошли в столицу Франции. Тюркские воины в составе российской армии весьма дружелюбно налаживали связи с местным населением, не грабили и не уничтожали город.
Русский поэт и партизан генерал-лейтенант Денис Давыдов о казахских воинах отзывался следующим образом: "Росту они невысокого, сухощавые, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных".
Рассуждая о причинах участия тысяч казахских сарбазов в Европейской войне начала 19 века, можно отметить несколько обстоятельств. Во-первых, прямого принуждения к войне со стороны империи в отношении казахов не было. Во-вторых, с колонизацией казахской степи царизмом, стали обострятся социально-экономические противоречия. В то же время, определенная часть казахов уже к тому времени была втянута в орбиту общественно-политической жизни России, в том числе неся службу в составе регулярных и казачьих войск. Но главной, на мой взгляд, причиной участия казахов в той войне и проявленного ими героизма является тысячелетняя ментальность тюркского кочевого народа, ставившего военную доблесть в разряд славнейших достижений.
Всего за годы войны было сформировано 40 конных полков, каждый из которых состоял из пятисот тюркских воинов из Южного Урала и Оренбургской области. Унтер-лейтенант 2-го гусарского вестфальского полка Эдуард Рюпель, угодивший в русский плен, стал свидетелем их движения: «В таком полку – 400–500 человек: все исключительно сильные, широкоплечие, со смуглыми монголоидными лицами».
Художественных сведений о событиях того времени было немало. Однако непосредственное участие казахов в Отечественной войне 1812 года было отмечено в художественном творчестве русского живописца-баталиста Александра Осиповича Орловского. Будучи в подчинении у царского сына, Орловский уделял огромное внимание военному содержанию и, в ходе Отечественной войны 1812 года, нарисовал картину «Киргиз на лошади».