Иногда, события и героев многовековой давности, мы воспринимаем с позиции современных знаний. Например, если сказать, что один из прототипов героя гениального писателя Н. Гоголя Тарас Бульба был
казахский жырау Доспамбет, то у скептиков сразу возникнут вопросы
Кажущуюся на первый взгляд неправдоподобной информацию мы попытаемся объяснить и доказать неоспоримыми фактами.
Так вот, в свои годы Николай Васильевич Гоголь просил многих присылать ему степные легенды. Одна из них была песней Доспамбета Азаулы (Доспамбета из города Азау, ныне Азов).
Доспамбет жил в начале XVI века и был общим жырау для казахов, ногаев, каракалпаков и других кыпчакских народов.
В книге, которая найдется у многих читающих казахскоязычных читателей, «Поэты пяти веков» (Анталогия казахской поэзии, 1-том) есть стихи вышеуказанного степного поэта-воина Доспамбет.
«Воевать, коль он рожден –
Знает: будет поражен,
Но придут ему на смену
Есакай, Косай, два сына,
Лет чрез шесть в Азове этом
Будут править мои дети!» - поется в песне Доспамбета.
Правда, этому не суждено было сбыться, так как Косай влюбился в турчанку и ушёл с ней к врагам.
Он сам об этом говорил в песне «Мой Косай»:
«В неполные восемнадцать лет успел ты возмужать,
Рос не по дням, а по часам, чтоб быть отцу под стать.
Как солнца луч, ты мне светил в весенний месяц май,
Украсил ты кыпчакский род, цветок степей — Косай!
Не зря отец твой Доспамбет, наследника любя,
Сам жеребенка изловил арканом для тебя.
Растил и холил жеребца, а время подошло,
Он сам сынишку посадил в походное седло.
С дней детских лоб твой не знаком был с бритвою не зря,
—
И вот украсил славный чуб чело богатыря!
Чуб развевался на ветру, как знамя, тут и там,
И гусь летящий посылал тебе с небес салам.
Таким ты был, мой сын Косай, отважный молодец,
Когда поехал на войну бить турок твой отец.
И турки — славные бойцы, что истину скрывать! —
Да только твой отец умел и турок побеждать.
Ты не видал тех битв, Косай, а мне в ночном бою,
Увы, увидеть довелось и смерть, и кровь твою…
Победа славною была, бесценным был трофей, —
То слезы поздние отца, боль матери твоей.
От горя разум потеряв, запричитала мать,
Отец уж сына не найдет, хоть будет век искать…
Страданье душу укрепит, осилю я беду,
И утешение себе в боях с врагом найду.
Пускай земля родных степей твою не давит грудь,
Ты смерти заглянул в глаза, избрав отважных путь.
Ты так мечтал, чтоб враг не смел родной земли топтать! —
Не думал в лагере врагов я сына повстречать!
Узнай, Косай, что кровь твоя к отмщению зовет,
Не забывает о своих сынах степной народ.
Святая кровь твоя отцу и брату дорога —
Мы будем, не жалея сил, в боях рубить врага!»
Опечаленный убийством своего сына Косая, Доспамбет в другой битве потерял камчу. Вернувшись за ней во вражеский стан, он получил смертельные раны. Если у древних спартанцев выражение «со щитом или на щите» олицетворяет отношение не только к оружию, но и потерять все, то у кочевников потеря камчи означала потерю не только власти и оружия, но и чести.
Самое интересное то, что песни, относящиеся к Доспамбет жырау, как и выше отмечал, встречается у многих тюркских народов.
Тот период, когда Н. Гоголь успел записать легенду о Доспамбет жырау - это было время угасания былого могущества кочевников.
Но, для Доспамбета, город Азов, где он проживал, представлялся не хуже Стамбула.
В своих стихах он отмечает:
«Не уступит Истамбулу
Гордый город наш Азов!
Азовчанин Айдамет, -
Гордый ратник Доспамбет,
Он не ниже своим рангом,
Чем правители и ханы,
Выше их он правотой
И божественной судьбой!».
Что известно о Доспамбете Азовском, по прозвищу Азавлы (то есть «сын Азова»)?
Доспамбет родился в Азове в начале XVI века в знатной семье. Он получил традиционное воспитание, учился в медресе (примечательно, что в городе Азов тогда были несколько мусульманских мечетей, католических храмов и православная церковь). Принадлежал к оппозиции степняков Крымского ханства, выступавшей против протурецкой ориентации.
Азовская крепость была самой северной точкой Османской империи, столицей Азакского санджака (военно-административной единицы), резиденцией двухбунчужного паши, центром взаимоотношений турок и кыпчаков.
Поэтому Азов, словно любимый ребенок, казался самым красивым и сравнивался им с главным городом империи.
«Озера с кугою, озера степные,
Кто здесь ночевал, не жалеет.
Как львы, аргамаки – кони лихие,
Кто их оседлал, не жалеет.
Кто, в дальний и трудный собравшись набег,
Кольчугу надел, не жалеет.
Кто жен обнимал и чистый как снег
Запах вдыхал, не жалеет.
Кто красного с белым пятном на лбу
Седлал скакуна, веселя толпу,
И пир затевал, не жалеет.
Враг хлынет, будто двойной поток,
Стрела вонзится иглою в бок,
Забьется кровь, как полыни пучок,
Прольется кровь, как речная вода,
В степи ковыльной, сражаясь тогда,
Жизни батыр не жалеет!»
Так он описывает свою жизнь, нисколько не сожалеет о несбывшихся мечтаниях.
Таким был прототип героя Н. Гоголя – Доспамбет жырау, с подачи писателя ставшего Тарасом Бульбой!
Не зря Доспамбет воспевал удалую жизнь степного рыцаря. Он не жалел, что уходит из жизни рано. Он уверен, что жизнь прожил достойно и ни о чем не сожалеет.
«У реки холодной не жалею.
Что топор в руке своей сжимая,
Войско удалое возглавляя,
Шел я в бой с врагами, не жалею,
Что стрелою острою, крылатой
Поражал я насмерть супостата,
И об этом тоже не жалею.
Что навьючив острогорбых наров,
Кочевал я долго, не жалею.
Что седлал могучего тулпара
И по степи мчался не жалею,
Что я шлем с луною схожий
Надевал не раз, я не жалею.
Что красавиц целовал, на ложе
Распустивших косы, не жалею.
Жизнь свою сейчас припоминая,
Ни о чем прожитом не жалею.
Умирая воином Мамая,
Я, шахид, о смерти не жалею».
В материале использованы материалы следующих авторов: О.Жанайдаров, М.Магауин, Н.Салтаев, А.Ярлыкапов и т.д.
Амандык АМИРХАМЗИН