Мягкая сила индийского народа
22.10.2018 1002
Махатма Ганди говорил, что главный принцип – это ненасилие. Если каждому дать в руки пряжу, прялку, он сможет сам работать, трудиться и кормить себя

Махатма Ганди известен в истории своими уникальными методами борьбы за свободу, он призывал к противодействию британскому колониализму принципом ненасилия. Он поощрял занятие ремеслом, прикладным искусством, чтобы его народ стал самодостаточным и экономически независимым.

Производство индийского текстиля берет свое начало еще в древности. Сохранились археологические свидетельства хлопковой текстильной индустрии в Мохенджо-Даре в Долине Инда приблизительно 3000 до н.э., и несколько фрагментов с более поздних периодов. Большинство сохранившегося текстиля датируется после XVII века, так как муссонный климат плохо воздействовал на ранние образцы.

В Древней и Средневековой Индии текстильная индустрия контролировалась политическими силами. Если правитель благоприятно относился к искусству – ткачество процветало.  В то время была четкое разделение между сельским текстилем для масс и изготовленным в правительственных цехах для знатных и зажиточных семейств из разных стран.

Высшее проявление мастерства текстильного искусства можно было обнаружить в ритуальной драпировке, изготовленной для храмов. И даже в современную эпоху индийцы предпочитали уничтожать даже изношенные работы, чем позволить им попасть в руки иностранцев.

С раннесредневекового периода (900-1200 вв. нашей эры) осталось несколько ценных заметок, но терминология того времени не была систематичной. Названия тканям, вероятно, давались по месту, где они производились. Описание ткацкой методики было довольно скудным.

Мусульманский период в Индии охватывает примерно с 1200 годов нашей эры до 1760 годов, когда Британская империя колонизировала данную территорию. Султаны управляли Индией, пока в начале XIII века на нее не напал Чингисхан, а Тамерлан вторгся в ее пределы в конце XIV века. Бабур, потомок Чингисхана, основал династию – Династию моголов в 1526 году. При великом правителе Акбаре, правившем до 2-й половины XVI века, текстильные искусства процветали

Торговля индийскими тканями велась и за рубежом. Так, ткани, произведенные в Гуджарате, были обнаружены в средневековом городе Египта, Фостате. Большое количество северного индийского шелка было продано через шелковый путь в страны Запада. Индийцы часто обменивали шелк на специи из западных стран.

Великолепное искусство индийского ткачества дошло до Астаны. В Национальном музее РК проходит выставка «Вастрам: великолепный мир индийского текстиля», посвященная 150-летию Махатмы Ганди. «Вастрам» на санскрите означает ткань.

Директор Культурного центра им. Свами Вивекананда при Посольстве Индии в Астане Санджай Гарг рассказал о текстильном искусстве в Индии:

- Индия имеет богатую текстильную традицию в различных регионах. То, что вы здесь видите, это лишь маленький проблеск того, что представляет собой все текстильное наследие Индии. Выставка посвящена 150-летию Махатмы Ганди, который боролся за свободу своего народа. Это мероприятие - символическая дань Махатме Ганди, его 150-летнему юбилею.  Также она проводится с целью познакомить казахстанцев с индийской традицией текстиля. Это передвижная выставка посетит различные страны. Отсюда мы направимся в Бухарест, столицу Румынии. Организатор этой выставки - Культурный центр имени Вивекананда при Посольстве Индии.

Руководитель отдела экспозицонно-выставочной работы Адильбекова Тогжан объяснила концепцию выставки:

- Индийская сторона проводит различные мероприятия в рамках празднования дня рождения Махатмы Ганди, которое началось 2 октября 2018 года и продлится до 2 октября 2020 года.

Национальный музей Республики Казахстан сотрудничает с Культурным центром давно. Мы проводили ряд различных культурных мероприятий, но выставка такого рода именно в области музейного дела впервые проводится в Национальном музее Республики Казахстан. Посольство Индии обратилось в администрацию Национального музея Республики Казахстан о проведении такой выставки, и потом уже началась наша совместная работа. Мы с ними выбирали залы, думали о том, какая будет концепция этой выставки, кто и что там будет стоять. 

На выставке представлено 38 работ. В основном, они являются дизайнерскими работами. Здесь представлены гобелены, настенные ковры и другие интересные вещи. Это хлопчатобумажные ткани, ручная вышивка и ручное ткачество. Здесь представлены различные штаты Индии.

Хлопок появился в Индии давно, больше 3000 лет до н.э. Эта техника окрашивания, производства хлопка не застоявшееся явление. Оно все время движется и идет вперед. В настоящее время такие интересные дизайнерские разработки и новые технологии окрашивания сейчас свидетельствуют о том, что индийский текстиль выходит на мировой рынок. А вышел он еще XVI веке, в средние века.

Используется различная техника, например, отпись, печати, прорезиненная печать и так далее. В других местах они используют наложение на хлопчатобумажную ткань, глины, посыпают опилками, красят, а потом эти опилки, грязь и глину смывают и заново, уже полностью окрашивают ткань в светлые оттенки. Таким образом, получаются очень красивые, красочные, яркие ткани, которые радуют глаз, создают праздничное настроение. Но самое главное, что техника окрашивания настолько развита у них – в основном они используют натуральные краски – что они не теряют цвет.

Махатма Ганди говорил, что главный принцип – это ненасилие. То есть каждому нужно дать в руки пряжу, прялку, и он сможет сам работать, трудиться и кормить себя.

Фотограф: Нурлан Нурышев