Алдан Зейноллаулы Смайыл – известный писатель, общественный деятель. Всю свою сознательную жизнь он посвятил Астане и написал много книг по истории города
В своих работах писатель описывал жизнь молодежи, трудности аула, духовный мир молодого поколения. Сегодня, в канун Дня столицы, Алдан Смайыл рассказал нам о нашем городе.
Я работаю здесь с 1971 года. Раньше, в Советском Союзе, выпускнику после окончания вуза давали направление на работу. Куда направят, туда и поедешь, там и будешь работать. Также и я после окончания КазГУ по этому направлению устроился журналистом в Целиноградском областном радио. С тех пор я долго изучал историю местности. В Целинограде был краеведческий музей, библиотеки, фонды которых я перелопатил. Побывал в крупных российских архивах в Томске, Троицке, Петербурге, Москве и других городах. Обобщив, сгруппировав собранный материал, написал много статей и исторические книги «Астана ғасырлары», «Тарих тандаған Астана».
В 1990-2000-х годах опубликовал исторические материалы в 8 томах серии «Библиотека писателей Астаны». Они есть в библиотеках.
О чем говорит история? Слово «Акмола», известное большинству в переводе как «Белая могила», на самом деле имеет совсем иное значение и перевод. В свое время путешественник, историк Византии Прокопий Кесарийский изучал язык хуннского народа. Если разобраться, то «Ак» на хуннском наречии обозначает «Запад», а «мола» - крепость или укрепление. В 60-х годах ХХ века сюда из Китая прибыл ученый Кайрат Габитхан. Он учился в Китае, занимался научными исследованиями в китайских архивах. Этот человек тоже говорил, что слово «Акмола» обозначало западную крепость.
За городом есть холм Тайтобе, там и было хуннское укрепление, о котором я говорил. Еще одно доказательство этого находится в сторону Жезказгана. Если ехать в сторону Жезказгана, в степи есть гора Акмола. Там нет никаких могил и кладбищ. Значит в этом месте было еще одно хуннское укрепление. Поэтому мы должны отбросить все фантазии типа «белой могилы» и прочего – истинное название города пошло от хуннов и означало укрепления на западной границе хуннской империи. Их в свое время изучал Алькей Маргулан и другие ученые.
По моему мнению, более тщательного изучения требует местность Ботагай в стороне от Астаны. Древнее городище находится на берегу Нуры, ежегодно это место омывается рекой и со временем его может смыть.
Первые рукописные данные об этом городе оставил известный путешественник Вильгельм Рубрук. В 1250-х годах по поручению французского короля Людовика IX он отправился в специальную экспедицию. Зачем? Если выступить в поход на степи против кочевых народов, надо изучить своего врага: какой народ тут живет, какие места есть, какая у него армия, смогут ли они оказать сопротивление? Проще говоря, Вильгельм Рубрук был разведчиком. Путешественники, в большинстве своем, были разведчиками. Шокан Валиханов тоже в Коканд шел как разведчик. Ботагай встречается и в его записках.
В 1375 году Ботагай попал в знаменитый Каталонский атлас.
Потом его изучали российские офицеры и ученые Рычков, Шангин, Левшин и другие.
В 1694 году российские послы Ф. Скибин и М. Трошин нанесли на карту город Ботагай и отмечали, что он был крупным религиозным центром. Крепость частично уцелела благодаря Тауке хану, он никому не давал разрушить ее. Тауке хан говорил о местности Тайтобе, где пересекаются реки Есиль и Нура. В этом месте летом Тауке отдыхал на джайлау.
Мы бросили все силы на изучение крепости Бозок, а на самом деле должны изучать Ботагай.
Во-первых, этот город был известен еще при хуннах. Во-вторых, во времена средневековья он стоял на караванной трассе Великого Шелкового пути.
Ученые, изучавшие это место, не могут окончательно сказать, какая именно здесь была религия, но Ботагай был крупным религиозным центром. Хунны в свое время верили в Тенгри. Архитектура зданий соответствует тенгрианской культуре. Позже, возможно во времена Тауке хана, здесь была построена мечеть.
В 1832 года Российская империя построила здесь крепость. Когда строительство закончилось, состоялось открытие Акмолинского внешнего округа. Старшим султаном округа был назначен Коныр-кулжа Кудаймендин, потомок Тауке хана. Дети Тауке правили в этих местах. Эта местность относилась к их родовым землям.
Российские власти вели колониальную политику, угоняли скот, грабили казахов, поэтому по просьбе народа Кенесары 25 мая 1838 году направил войско в атаку и сжег крепость. Важно отметить, что это было первое национально-освободительное восстание казахского народа. Почему-то об этом никто не говорит.
Столицу перенесли не на пустое место, этот город был на западной границе хуннского государства. Именно здесь началось первое национально-освободительное восстание казахов. Этим местом надо гордиться!
В 1862 году Акмолинск получил статус города. Став уездным центром, в Акмолинске появились первые признаки индустриальной цивилизации. В 1909 году тут действовало 103 различных мелких завода. Купец Косшыгулов открыл первую кондитерскую фабрику. Была открыта 3-годичная женская гимназия, городская библиотека. Население было порядка 13 тысяч человек. В то время была две мечети, одна церковь и одна синагога.
Такая вот глубокая история у нашего города.
Главное фото: ru.egemen.kz