Верховные казахские бии
06.06.2018 3674
2018 год является юбилейным для столицы Казахстана, которой исполнилось 20 лет. Ровесницей столицы является Монумент правосудию

Утверждение Акмолы в качестве столицы независимой республики вызвало интенсивное развитие инфраструктуры города, привело к его быстрому расцвету. Столица стала новым полем для реализации творческих культурных проектов, которые должны выполнять и символическую функцию, выражая знаковые события, напоминая о значимых датах и героях в истории Казахстана. Одним из таких символов стал Монумент правосудию, которому в этом году также исполняется 20 лет.

Работу над монументом вели несколько авторов: архитектор – Жарылгапов К.Ж и скульпторы – Мансуров М.А., Нартов А.М., Далбай Н.А. Памятник выполнен из бронзы. Знаменитый памятник на улице Омарова запечатлел трех известных казахских биев. Толе би стоял во главе Старшего жуза. Казыбек би – во главе Среднего жуза, Айтеке би возглавлял Младший жуз.

Такие большие полномочия им дал в руки Тауке хан. Тауке-хан правил в 1680-1718 годах. В XVII была сильна власть отдельных султанов, это создавало угрозу ханской власти и авторитету правителя. Тауке-хан решил усилить власть биев, тогда как султаны, напротив, отдалялись от центральной власти. Наследник Жангира наделил биев судебной властью. А если вспомнить, что Толе би, Казыбек би и Айтеке би приняли участие в создании свода законов «Жеты жаргы», то их полномочия распространялись и на законодательный уровень. «Жеты-Жаргы» регламентировал разные стороны общественной жизни в Казахском ханстве. Свод законов был основан на предыдущих нормах управления «Касым ханнын каска жолы» и «Есим ханнын ески жолы». 

Среди примечательных новшеств данного закона можно отметить то, что авторитет народного собрания, в котором неизменно важную роль играли бии, был закреплен на законодательном уровне. Согласно «Жеты-Жаргы» главы казахских родов должны были каждую осень являться на эти собрания. На них обсуждались важные вопросы внутреннего устройства государства и внешней политики, военная тактика.  

Ключевые решения были приняты на всеказахском курултае в 1726 году, в местности Ордабасы. На нем собрались знатные представители казахской элиты. Они произнесли клятву верности друг другу. Конец XVII – начало XVIII веков был действительно сложным историческим периодом для казахского народа. Казахское ханство регулярно подвергалось нашествиям со стороны джунгар и других соседних племен. Степной народ как никогда нуждался в централизации сил, а не в разобщенности и междоусобной борьбе. Идейными вдохновителями и руководителями борьбы с джунгарами стали Толе би, Казыбек би и Айтеке би.

По устным преданиям, три бия обладали не только недюжинным умом, но и высокими моральными качествами. В то же время не следует идеализировать их, ведь они тоже были людьми, и могли руководствоваться не только общемировым благом или абсолютными нравственными критериями, но и личными факторами, либо использовать хитрость или уловки для того, чтобы добиться желаемой цели.  

Айтеке-би способствовал тому, что жестокий обычай кровной мести сменился на «справедливое наказание». Таким образом, он остановил череду кровавых расправ между родами.    

В высоких качествах Казыбек-бия можно удостовериться не только от его соотечественников, но даже от врагов. Известное прозвище «қаз дауысты Қазыбек би» («гусиноголосый Казыбек би») ему дал джунгарский правитель, пораженный ораторским даром казахского бия. А уж оценку постоянного противника сложно обвинить в несправедливости.

Толе би, Казыбек би и Айтеке были действительно великими людьми в истории казахского народа. Они имели прогрессивные взгляды, могли справедливо решить спор и остановить вражду.

Но самая главная их заслуга в том, что они смогли сплотить казахский народ перед нависшей джунгарской угрозой.