Көрісу – это древний традиционный праздник тюрко-монгольских народов или древний праздник казахов? Почему этот древний обычай сохранился только на западе страны?
Мы попытались найти ответы на эти вопросы. Итак...
Западные регионы страны начинают отмечать Наурыз мейрамы с 14-го марта. В этот день на западе страны (Мангистау, Уральск, Атырау, Актобе) отмечают праздник Көрісу (Амал). Мы попытались заглянуть в истоки этого древнего обычая. В связи с этим мы узнали мнения историков и ученых-этнографов и пришли к выводу, что древний обычай Көрісу не исследован в полном объеме. Никто не смог однозначно приравнять Амал к национальному празднику.
Нет никаких сведений о том, когда этот праздник появился на исторической арене, в каких регионах праздновался. Известно, что с празднованием Наурыз мейрамы, на западе широко распространился праздник Көрісу.
Мы недалеко продвинулись от мнения ученого Андрея АСТАФЬЕВА, долгие годы изучавшего историю Мангистауского края. По мнению ученого, «истоки казахского праздника Көрісу (Амал) находятся у монгольского и тувинского народа». Мы узнали мнение кандидата исторических наук, преподавателя ЗКГУ имени М.Утемиса Жанабека ЖАКСЫГАЛИЕВА о празднике Көрісу.
Мангистауцы два раза в год отмечают праздник Наурыз (14-го и 22-го марта). Андрей Астафьев объяснил этот праздник с научной точки зрения. Он долго изучал историю нашего края и пришел к выводу, что праздник Амал имеет монгольские и тувинские корни. Согласно легендам рода адай, люди пришли на плато Устюрт и полуостров Мангистау с востока. Возможно, оттуда же они принесли с собой иную календарную систему отсчета. По монгольскому календарю исчисление недель в нем ведется девятками, а начинается он с 22 декабря. Девятки дней группировались в четыре температурных цикла, совпадающих с четырьмя сезонами солнечного года (весна-лето-осень-зима). Начало нового года считалось от зимнего солнцестояния, после которого начинает увеличиваться продолжительность дня. Зимние холодные девять девятидневок, время «рождения» и «умирания» мороза, отсчитывались с 23 декабря по 14 марта. С 14 марта наступала весна — время «взросления» листьев и пения кукушки. Следом за началом весны на девятый день праздновалось весеннее равноденствие», – говорит Ж. Жаксыгалиев.
И вслед за мнением ученого, остановимся на схожих праздниках тюрко-монгольских народов.
Көрісу связан с праздником Шаган?
Шаган (Цагаан сар) – традиционный Новый год монгольского народа. Этот день как начало нового года у монголов называется «Цагаан сар», по-казахский «Ақ ай» (Белый месяц). В знак окончания студеной зимы и начала весны по древнему календарю монголы первый день весны отмечали как начало нового года. Казахи по-разному называют этот праздник. Например, казахи Китая называют этот праздник Шаган, а монгольские казахи – Саган сар.
В первый день весеннего праздника у монголов отмечается традиционный праздник «Золгох». Золгох – это новогоднее приветствие. В этот день все одеваются в национальные костюмы, младший протягивает руки старшему по возрасту, здоровается. Считается, что чем больше гостей посетит ваш дом в первый день Нового года, тем счастливее будет наступающий год. Известный историк Асылбек Байтанулы говорит, что между праздниками «Золгох» и «Көрісу» есть много общего.
Золгох или встречи – древний обычай монгольского народа. По монгольскому 60-летнему циклическому календарю в середине и конце февраля месяца они встречают свой новый год – Цагаан сар. Казахи называют его Шаган. В этот день они встречают первые солнечные лучи, приветствуют взрослых, здороваются. У монгольского народа ведется счет в девять девятидневок. Этот день начинается с самого короткого дня 23 декабря и длится ровно 81 день. И приходится он на 14 марта. Интересное явление. Однозначно здесь кроется какой-то смысл, - говорит А.Байтанулы.
Как мы видим, традиция «Золгох» - древняя традиция, отмечаемая с момента рождения нового месяца.
В этот день – день «Золгох», стар и млад выказывают знаки уважения друг-другу, дарят специально приготовленные подарки. Как и праздник «Көрісу» обычай «Золгох» празднуется восемь дней. Известный этнограф, журналист-блогер Жанарбек Акыби в своих исследованиях о празднике Көрісу, пишет, что в эти дни монголы одевают традиционную одежду, играют в национальные игры.
В первый день Шагана (Цагаан сар) народ встает рано, одеваются в самую лучшую, нарядную, новую одежду, встречаются друг с другом. Здороваются. Младший протягивает старшему по возрасту обе руки ладонями вверх. Старший, в свою очередь, кладет свои руки сверху, младший поддерживает старшего под локти. Друг-друга угощают молочными продуктами, дарят подарки, произносят праздничные пожелания. В этот день забывают и прощают все накопленные за год обиды, и люди снова обретают дружбу. Официально праздник Шаган (Цагаан сар) празднуется три дня, а неофициально - 8. В эти дни устраиваются соревнования «Ердің үш сайысы» - Аламан байге (грандиозные скачки), соревнования лучников, соревнования борцов, и праздничное шествие продолжается далее», – говорит Ж. Акыби.
Чолукшуур – древний обычай похожий на Көрісу
Праздник похожий на обычай Көрісу можно встретить у бурятов и у тувинцев. Этот обычай у них называется «Чолукшуур». И в этот праздник люди встречаются, здороваются друг с другом.
Обычай «Чолукшуур» совершался во время празднования тувинского нового года – Шагаа. В этот день младшие выказывают дань уважения старшим, проводят обряд прощания с прошедшим годом. Корень слова «Чолукшуур» - чол, чол-кежик означает — «подарок, благополучие, счастье», – говорит русский ученый, доктор исторических наук Марина Мунгуш.
В этот день на стол ставятся угощения из молочных продуктов, из мяса. Молочные продукты особо ценились тюрко-монгольскими народами, так как те занимались кочевым скотоводством.
Как видно, вышеупомянутые праздники «Көрісу», «Чолукшуур», «Золгох» преисполнены уважения и почтительности. В эти праздничные дни люди надевают национальные костюмы, оказывают дань уважения взрослым, приветствуют друг друга. Накрывают стол, зовут в гости родных и близких людей, празднуют новый год.
Тюрко-монгольские народы издревле ведут кочевое скотоводство. Поэтому особо почитались молочные продукты и продукты животноводства. Главной и неповторимой особенностью праздника считается обряд "көрісу". Люди здороваются в обнимку и желают друг-другу хорошие пожелания, младшие ходят здороваться к старшим. Люди радовались приходу нового года, тому что невзгоды остались в старом году. В этот день проводились праздничные мероприятия, играли в народные игры.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что история праздника Көрісу (амал) требует дальнейшего исследования. Возможно, этот праздник идет со времен наших предков саков и гуннов. Раскрывая смысл этого обычая, мы не преследуем цели объединения его с традициями других народов, мы хотим, чтобы этот обычай был включен в казахскую этнографию.
Поздравляем с праздником Амал!