Система образования в казахском обществе в 20-30 годы ХХ века
26.01.2021 24264

Еще в средние века на казахской земле были заложены основы системы образования. Так, в VIII-X веках в стране начали функционировать религиозные учебные заведения, мусульманские медресе. Центры этих религиозных школ находились в древнем Туркестане, Таразе, Сайраме, Отраре и других городах. Система образования, сформированная в средние века, сохраняло свое значение вплоть до начала прошлого века, она заложила высокий уровень развития образования в казахской степи и питала народ знаниями.

 

В медресе детей обучали сезонно. Плату за обучение производила обучающая сторона, либо аульный округ. Но порядок выдачи ученикам официальных удостоверений об окончании школы строго не соблюдался. Обучение грамоте проходило с целью изучения арабских букв и слов, особенно арабского текста Корана, который надо было знать наизусть.

Городские медресе (шахристан, рабад) были центрами начальных мусульманских школ. В медресе преподавали муллы, ишаны, кази, хазреты, высокопоставленные религиозные деятели, получившие образование в Багдаде, Дамаске, Бухаре.

С момента установления царской власти во второй половине XIX века на казахской земле стали открываться школы других направлений. С этого времени на казахской земле были созданы школы, сформированные на основе классической системы образования. Наряду со школами была создана библиотечная система.

Одним из главных факторов массового открытия школ того времени была подготовка специалистов для колониальной системы управления. Об этом в статье «Қазақстандағы халық ағарту ісі» (Просветительское дело в Казахстане) на сайте Baribar.kz говорится так: «Необходимость подготовки переводчиков к колониальной системе управления царским правительством, нехватка работников на хозяйственные и чиновнические административные нужды, потребовала увеличения смешанных русско-казахских школ из года в год. Русско-казахские школы, открытые в 1861 году в г. Троицке, в Оренбургской крепости близ Торгая, в форте № 1 Казалинска, представляли собой учебные заведения такого типа, которые пытались охватить казахскую молодежь. Однако материальное обеспечение казахских школ, организованных в отдельных укреплениях, степень образованности учащихся в них не отвечала требованиям жизни. Школы в Казалинске и Перовске впоследствии были преобразованы в городские училища. Там преподавали педагоги, получившие образование в Казани, Петербурге».




Даже при царском правительстве религиозные школы имели большой потенциал. При мечетях в казахских аулах были открыты школы, которые по указанию уездного управления обеспечивали образование. В религиозных школах помимо предметов, проповедующих религию, преподавались такие предметы, как география, юриспруденция, история, логика, риторика, математика, философия, астрономия, медицина.

Согласно данным, приведенным в статье «Просветительское дело в Казахстане» на сайте Baribar.kz, в конце XIX века в Казахстане сложилась следующая система просвещения: начальные учебные заведения, классы приходских школ, неполные гимназии, русско-казахские смешанные школы, сельские и обучающие основам грамотности школы, средние учебные заведения, реальные училища, мужские и женские гимназии.

Из казахской земли вышло много ученых, которые учились в вышеуказанных религиозных школах (медресе) и внесли вклад в казахскую духовную культуру. Один из них – великий ученый, прозванный Вторым учителем, наш предок Аль-Фараби, 1150-летие которого мы отмечали не так давно. Аль-Фараби, окончив медресе в средневековом Отраре, обучался в Дамаске, Багдаде. Великий поэт, мыслитель Абай Кунанбайулы окончил медресе «Ахмет Риза» в Семипалатинске. В Уфе в медресе «Галия» обучались деятели Алаша Беимбет Майлин, Магжан Жумабаев. В Кызылжарском медресе обучался Науан Хазрет, учитель знаменитого Акана Сери и деятеля Алаша Шаймердена Косшыгулова.

Система образования в казахском обществе в 20-30-е годы прошлого века претерпела большие изменения. Государство стало принимать в свою компетенцию систему светского образования и просвещения. В октябре 1920 года был образован Народный комиссариат просвещения Казахской АССР, начался новый этап системы образования на казахской земле. Государственный и общественный деятель Алаша Ахмет Байтурсынулы был назначен нарком просвещения.

Деятели Алаша начала ХХ века внесли огромный вклад в развитие светского образования в стране и нововведения.

Просвещение положило начало общественной деятельности алашской интеллигенции, жившей в сложный период прошлого века. Об этом в статье «Алаш қайраткерлерінің азаттық идеологиясын қалыптастыру қызметі» академик НАН РК, алашовед, доктор исторических наук, профессор Мамбет Койгельды пишет так: «Просвещенные умы нации начали свою общественную деятельность с просвещения. То есть казахская степь численно не входит в число крупных стран в составе империи, но и не относится к категории малых и слабых стран. Главное, у казахов есть свой путь как народа, его героическая история, его главное достояние – это земля предков (атамекен), сформированная через многовековую кровопролитную борьбу. Отныне главной задачей должно стать превращение его в активного субъекта, способного решить свою судьбу, посеяв семя знаний. Они были уверены, что настоящее образование, целенаправленная просветительская деятельность и воспитание изменят народ. Именно поэтому национальная интеллигенция внедрила во все программные документы систему образования нового качества, содержания, которая отвечала бы требованиям времени, сделать казахский язык языком образования и науки, чтобы приблизить этот рубеж, подготовить для этого учебники и учебные пособия, начали работу по изданию книг, газет и журналов для нации».

В целом, систему образования 20-30-х годов прошлого века прошла следующие этапы:

-        В октябре 1920 года был создан Народный комиссариат просвещения Казахской АССР, где А. Байтурсынов стал народным комиссаром.

-        Восемнадцатого февраля 1921 года была созвана Всеказахская учебно-просветительская конференция. В ней рассматривались вопросы по защите детей, создания единой школьной системы, профессионально-технического образования, политического воспитания, учебно-воспитательной работы и др.

-        В 1922 - 1923 годы были приняты меры по обеспечению национальных школ учебниками и программами, было издано 14 учебников на казахском языке.

-        В 1920-1930-е годы государство вложило значительные средства в укрепление образовательной базы школ страны. Было построено 367 школ, 361 школа была капитально отремонтирована.

-       В 1927-28 годы в республике было всего три средние школы (В Ташкенте, Оренбурге, Кызылорде). После окончания 7-летней школы большинство учащихся шли в техникумы и ФЗО.

-        В 1929 году республики перешла от арабского алфавита, который издревле был языком науки, литературы и культуры, на латынь, был нанесен серьезный удар по развитию образования. Большая часть богатого культурного наследия, написанного на арабском алфавите, была сожжена.

-        Переход с латинского алфавита на кириллицу в 1940 году отодвинул просвещение еще на много лет.

-        В 1937 году количество казахских начальных школ увеличилось с 537 до 1190, средних - с 11 до 48, неполных средних - с 143 до 237 (данные взяты из сети Википедия).

В соответствии с проводимой реформой в сфере образования в 20-30-е годы ХХ века был достигнут ряд изменений: увеличилось количество школ, перешедших на современную систему образования; среднее образование и государственные учебные заведения перешли на всеобщее обучение профессиональному образованию; утверждены системы образования Наркомпроса; открыты новые вузы; была систематизирована деятельность музейного, библиотечного дела, пресс-просвещения; изданы учебники, основанные на системе светского образования и просвещения; сформированы теоретико-методологические основы исследования системы светского образования и просвещения.

В 20-30-е годы ХХ века деятели Алаша трудились в сфере светского образования и писали учебники. Были изданы учебные пособия «Тіл тағылымы», «Әдебиет танытқыш» А.Байтұрсынулы, «Тәрбиеге жетекші», «Психология» Ж.Аймауытулы, «Қазақ халқының тарихы» М.Тынышбаева, «Бастауыш мектептегі ана тілі», «Педагогика» М.Жумабаева и другие учебники. Изданы предметные учебники: «Физика», «Грамматика», «Педагогика», «Алгебра», «Школьная гигиена», «География».

Подводя итог, можно сказать, что в 20-30-е годы ХХ века как говорил русский педагог К.Д. Ушинский, в соответствии с современными требованиями каждый учитель совершенствовал свои знания, систематизировал уроки, отвечающие новым требованиям, а не старые монотонные уроки, и создал золотой мост между школой и учениками. Сформировалась современная система образования и просвещения. В школе и вузе налажен вопрос подготовки необходимых кадров.