Ни для кого не секрет то, какую роль в истории независимого Казахстана играет нефтегазовая промышленность. Между тем, о спрятанных в недрах земли богатствах было известно еще в XVIII веке. Почти два столетия спустя на нефтяные промыслы Эмбы прибыли российские купцы, которым посчастливилось стать свидетелями первого нефтяного фонтана на казахской земле в середине ноября 1899 года. Но финансовой мощи этих предпринимателей хватило ненадолго, а потому в начале XX века права на разработку месторождений отошли англичанам.
Исследователи сообщали, что знаменитый Урало-Эмбинский район в дореволюционный период входил в тройку самых богатых нефтяных месторождений Российской империи после Грозного и Баку. Кроме того, из года в год объем годовой добычи рос гигантскими темпами: если в 1911 году было добыто всего 15,7 тысяч тонн нефти, то в 1914 году эта цифра перевалила за 272,8 тысяч тонн. Сейчас же одному только Кашагану потребуется всего пять-шесть дней, чтобы осилить показатели 1914 года. Словом, нефть уже более ста лет является чуть ли не важнейшим ископаемым топливом для человечества, а ее ценность не раз становилась определяющей на многих этапах мировой истории ХХ века. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о современной нефтяной эпохе, к которой в том числе был причастен и Казахстан.
Нефть или, говоря иначе, сырая нефть – это ископаемое топливо. Оно является продуктом превращения органического вещества в углеводороды в течение миллионов лет. Сырая нефть, обычно существующая в виде обычных месторождений, иногда оказывается и на поверхности земли. Именно поэтому человеку было известно о ней еще с древних времен. Она использовалась по всему миру в качестве материала для строительства, а также в медицинских целях. С ее помощью в 4-м тысячелетии до н.э. на берегах Евфрата возводились стены Вавилона, топили печь его цари, бальзамировали трупы в Древнем Египте, а в Древней Греции использовали в качестве топлива для маяка. Однако, вместе с тем, нефть не использовалась повсеместно вплоть до XIX столетия, когда произошло резкое увеличение объемов ее использования.
Дело в том, что в разгар индустриальной революции в Европе и Америке из-за массового перехода от ручного труда к машинному стремительно возросли энергетические потребности, которые, главным образом, удовлетворялись за счет угля. В этот же период человечество открыло для себя добычу нефти с помощью буровых скважин, отчего во всем мире начался поступательный интерес. Исследователи считают, что первая буровая установка для добычи нефти была использована в Российской империи (Баку), затем этот способ перекочевал в Европу (Витце, Кросно, Плоешти) и Северную Америку (Ойл-Спрингс, Тайтусвилл), где начали появляться первые современные нефтяные скважины.
Поначалу сырая нефть заменяла собой горючее китовое масло в фонарях. Она обладало большей удельной теплотой сгорания, чем уголь и было намного более удобно в транспортировке, нежели газ. В начале ХХ столетия уровень потребления нефти увеличился, особенно в области транспорта, благодаря запуску крупномасштабной сборочной линии автомобилей, переоборудованию двигателей судов и авиационному буму в период Первой Мировой войны.
В течение конца XIX – начала ХХ века нефтяные месторождения открывались по всему миру. В 1917 году промышленная добыча нефти добралась и до Венесуэлы, которая уже на исходе 30-х годов ХХ века вошла в тройку крупнейших нефтедобывающих стран в мире. На Ближнем Востоке, контролируемой в тот период Британией, западные компании захватили новый рынок, отдавая часть своих доходов местным странам в виде платы за использование их нефти. В ходе Второй Мировой войны спрос на нефть рос стремительно, а обладание нефтяными ресурсами превратилось в международный вопрос первостепенной важности. Некоторые историки отмечают, что во многом именно несопоставимый нефтяной потенциал противоборствующих сторон сыграл одну из ключевых ролей в ходе гитлеровской кампании, где с одной стороны США, СССР и Великобритания, пионеры нефтяной промышленности, а с другой – Германия, Италия и Япония, всю войну тщетно пытавшиеся решить проблему топливно-энергетической уязвимости.
После окончания Второй Мировой войны, в 1952 году, Соединенные Штаты Америки подписали соглашение с Саудовской Аравией, согласно которой согласились взять на себя финансовые обязательства по развитию нефтедобывающей отрасли государства. Словом, было заключено соглашение, позволявшее стране получать лишь 50% доходов от продажи ее нефти.
Известно, что западные компании, доминировавшие на нефтяных рынках, часто вносили свой вклад в националистические движения в странах добычи нефти. В Иране, к примеру, в 1951 году зашли в тупик переговоры правительства Ирана с Англо-Иранской нефтяной компанией (АИНК). Вслед за этим, в стране прошли массовые демонстрации и забастовки с требованием национализировать нефтяные месторождения, а АИНК ликвидировать. Правительство премьер-министра Ирана Мохаммеда Мосаддыка прислушалось к мнению бастовавших. В ответ на это Великобритания инициировало эмбарго на импорт иранской нефти нефтяными картелями, подала иск в международный суд в Гааге, а в 1953 году вместе с Соединенными Штатами организовала государственный переворот в Иране, который, к слову, окончился для них успешно. В страну вернулся иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви, который разрешил консорциуму западных компаний использовать нефть. Тем временем, в Советском Союзе открытие нефтяных месторождений в Западной Сибири заставило страну инвестировать в ее добычу.
Вскоре дешевая и имеющаяся в изобилии нефть вытеснила уголь и стала главным источником энергии в мире. Но ее цена тогда не превышала трех долларов за баррель. Пять стран главных поставщиков нефти (Венесуэла, Иран, Ирак, Саудовская Аравия и Кувейт) решили объединиться, чтобы добиться большей прибыли. В сентябре 1960 года по их инициативе был создан ОПЕК, организация стран-экспортеров нефти. Вместе они хотели помешать доминированию западных компаний (т.н. «Семь сестер»), а также получить контроль над своими собственными ресурсами и эксплуатировать их в соответствии с национальными интересами.
В 1970 году Соединенные Штаты Америки достигли максимального уровня добычи нефти, отчего дальнейшее производство нефти начало снижаться. Однако спрос был, это и вынудило их импортировать нефть.
ОПЕК впервые использовала нефть в качестве политического оружия после войны Судного дня между Израилем и арабскими государствами Египтом, Сирией и Иорданией. На союзников Израиля (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония и Западная Европа) было наложено нефтяное эмбарго, а само производство нефти снизилось, что повысило стоимость топлива. Это был первый нефтяной кризис, который сильно ударил по индустриальным странам, чья экономика отныне целиком и полностью зависело от «черного золота». Страны попытались снизить уровень потребления нефти и инвестировать в альтернативные источники энергии, атомные и гидроэлектростанции, а также снова рассмотреть возможность использования угля. В свою очередь, нефтяные компании начали поиск новых нефтяных месторождений, открывали и эксплуатировали шельфовые морские источники, в особенности, в Северном море. Советский Союз, к слову, вышел победителем из этой ситуации. СССР стало крупнейшим поставщиком нефти в мире, в то время как в США, с началом добычи нефти на Аляске в 1976 году, ее производство также стало расти.
В 1979 году в Иране произошла «Исламская революция». Режим шаха Мохаммада Реза Пехлеви был свергнут, а вместо него была установлена Исламская Республика Иран, занявшая антизападную позицию. Вслед за этим в стране стала падать добыча, что вызвало «второй нефтяной кризис». Позже приграничные и территориальные споры и противоречия между Ираном и Ираком привели к ирано-иракской войне 1980-1988 гг.
В этот период в мировом масштабе уровень добычи нефти странами не-ОПЕК возрос и превысил ее добычу странами ОПЕК (70% против 30%). С этого момента цена нефти начала определяться уровнем спроса и добычи, а уже не странами ОПЕК. Однако для индустриальных стран стабильность на Ближнем Востоке все еще оставалась главным приоритетом. Поэтому когда Ирак и Иран избирают в качестве военных целей нефтяные месторождения друг друга, сотни военных кораблей прибывают в Персидский залив чтобы обезопасить поставки нефти. В результате войны Ирак оказался ослаблен и имел долговые обязательства перед Саудовской Аравией и Кувейтом, но, получив большое количество военной техники, эта страна стала обладательницей наиболее сильной армией в регионе. Ирак использовал это преимущество для вторжения в Кувейт в августе 1990 года. Саддам Хусейн заявил, что Кувейт последние десять лет незаконно добывал и продавал иракскую нефть, потому в качестве компенсации Кувейт должен будет не только простить 14-миллиардный долг Ираку, но и выплатить ему 2,5 миллиарда в качестве компенсации. Отказ эмира Кувейта выполнять эти требования стали поводом для ввода войск в Кувейт. Чтобы вмешаться и нейтрализовать армию Ирака от имени ООН была сформирована международная коалиция, возглавляемая Соединенными Штатами.
Произошедшие вслед за этим события стали причиной наложения нефтяного эмбарго на Иран и Ирак, что в определенном смысле сыграло на руку Саудовской Аравии, стремившейся вернуть себе лидерство в объемах добычи нефти. Словом, нефть была краеугольным камнем в защите экономических и политических интересов любого государства в течение всего ХХ века. В широкое использование она вошла еще в XIX веке, но до сих пор остается важнейшим для человечества топливом, своевременно завершившим эпоху ручного труда и повсеместного использования угля.