Что известно о Мариям Жагоркызы
17.07.2020 4017

Мария Егоровна Рекина, известная как Мариям Жагоркызы, родилась в семье русских переселенцев и выросла среди казахов Акмолинской области, которые и нарекли ее Мариям Жагоркызы («Мария, дочь Егора»). Она прекрасно владела казахской речью и выказывала неподдельный интерес к казахским народным песням, что, в конце концов, вылилось в написание композиции «Дударай», одного из известнейших кюев казахского народа. Портал Qazaqstan Tarihy поведает о жизни русской исполнительницы казахских кюев



Известно, что Мария Егоровна Рекина (в иных источниках - Рыкина) была дочерью русских переселенцев, прибывших в Акмолинскую губернию в 70-х годах XIX века и поселившихся на побережье озера Казоты. В соседстве с ними состояли аулы ру куандык племени аргын, с которыми у переселенцев завязались первые доверительные отношения.

Мария родилась в Акмолинской области в 1895 году. Она, две ее сестры и четверо братьев быстро овладели казахским языком, а сама Мария еще в детстве прославилась виртуозной игрой на домбре и искусством айтыскера. Местные даже прозвали ее Мариям Жагоркызы («Мария, дочь Егора»).

Существует несколько версий относительно обстоятельств знакомства Дуйсена и Мария. Одна из них рассказывает о том, что на момент их знакомства Дуйсен, сын бедняка Усена Окенулы, уже был женат на девушке по имени Ракыш. Ракыш носила ребенка Дуйсена, и вскоре после родов скоропостижно умерла. Мария взяла на себя все заботы по воспитанию маленького Хамзы. При том, что девушка была засватана за сына богатого купца из соседнего села по имени Андрей, она наотрез отказалась от жизни с нелюбимым человеком.

Как бы то ни было, Дуйсен и Мария полюбили друг друга, но царившие в те годы национальные и религиозные предрассудки не позволили молодым быть вместе. Первой покинула родной аул Мария, а вслед за ней ушел Дуйсен. Они скрывались в степи, мужественно переносили холод и голод, пока родители не повиновались чувствам молодых. Вскоре Дуйсен и Мария сыграли свадьбу.

Счастье оказалось невечным. Через месяц после свадьбы, в 1914 году, четверо братьев Марии и ее муж были призваны на тыловые работы. Этому событию была посвящена другая, менее известная песня Марии «Айсаулем». Дуйсен не прослужил и года: в армии он заболел чахоткой и умер, а 18-летняя Мария стала вдовой. Чуть позже, оправившись от горя и смирившись с утратой, по рассказам ее внучки Марии Шыкыржан, она уехала Верный, а во время событий 1916 года в Семиречье и вовсе прекратила выступать.

Вернувшись в родной аул, Мария вышла замуж за Боранбека, друга одного из старших братьев Марии. Она родила ему четверых детей: Рысалды, Муслиму, Сапарбека и Сайлаубека. Сын Сапарбек, по состоянию на 2013 год, жил в Киеве, где поселился сразу после окончания службы в армии. Усилиями дочери Муслимы в ауле Коргалжын воздвигли памятник любви и песне, посвященный Мариям. В свое время в доме Марии и Боранбека удалось побывать аксакалу Кабылда Есмагамбетову, который рассказывал:

«В сентябре 1950 года после окончания учебы меня направили сюда ветеринаром. Для получения некоторых бумаг я пришел в дом Боранбека, главного зоотехника села. За дастарханом мы обсудили работу. Чай наливала его супруга. Ее лицо было очень светлым, как будто свет шел изнутри. Открытый и добрый взгляд, размеренные движения… Потом я узнал, что это и есть та самая Мариям Жагоркызы».

Песня, посвященная истории любви Марии и Дуйсена, была записана в 1920 году известным собирателем казахского музыкального фольклора, музыкантом-этнографом Александром Затаевичем. В опубликованном им сборнике «1000 песен казахского народа» среди прочих было записано четыре варианта исполнения одной из наиболее любимых песен народа, одна из которых была лично сообщена основателем отечественного комсомольского движения Гани Муратбаевым.

Долгое время считалось, что песню сочинила сама Мария, но в последние годы число скептиков растет. Некоторые из них придерживаются мнения, что кюй был сочинен акыном Мади, а другие считают истинным автором друга Дуйсена акына Улебая. Сторонниками последнего являются литератор Акселеу Сейдимбек и поэт Калижан Бекхожин. Мария Шыкыржан по этому поводу высказывалась следующим образом:

«Мы знаем и никогда не сомневались, что песню сочинил Улебай. Писатель Калижан Бекхожин, друг Марьям в Алматы, где она жила некоторое время после смерти Дуйсена, лично мне рассказывал, что он приезжал в наши места, чтобы записать у неграмотного Улебая слова песни, где историю рассказывает акын. Существует также вариант Марьям. Она написала на казахском языке три куплета о своей любви. Но есть еще один текст, где совмещены оба варианта. В первом куплете поется, как русская девушка влюбилась в парня казаха, а далее идут слова самой Марии»

К слову, много лет спустя, в 1950 году, К. Бекхожин напишет в честь Марии поэму «Мариям Жагоркызы», которая ляжет в основу оперы Евгения Брусиловского «Дударай» в 1953 году.

Песня «Дударай» нашла своего слушателя и за границей. В 1925 году она впервые прозвучала с европейской сцены в рамках «ЭКСПО-1925» в Париже. Стоит отметить, что европейская публика тепло приняла историю трагической любви казахского юноши и русской девушки в исполнении знаменитого Амре Кашаубаева.

Известно, что в годы Великой Отечественной войны Мария продолжала сочинять. Свои стихи она посвящала землякам, уходившим на войну, за что ей было присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР».

Мариям Жагоркызы не стало в 1952 году. Ей было всего 58 лет. Ее могила находится в 8 км от села Кенбидаик, где она и провела большую часть своей жизни.