Домбра – душа казаха
03.07.2020 12113

Каждый уважающий себя народ должен почитать свои духовные ценности, которые делают этот народ народом. Это долг всех народов мира. Как говорил Кадыр Мырза Али «Настоящий казах – не казах, настоящий казах - домбра»! И ведь, действительно, когда говорят про казахский народ, то первым, что приходит на ум – это домбра. Для казаха домбра почитаема также, как почитаем комуз для кыргыза, хомус для сахи, курай для башкира. 

Домбра является одним из самых древних струнных инструментов. Не зря говорят, что в создании домбры и в целом струнных инструментов большое влияние оказала структура лука. Ведь и в народных легендах говорится об этом. У музыкальных инструментов жетыген, арфа, домбра, кобыз и других одна основа, хоть и имеют разные строения и формы.

Домбра – древний музыкальный инструмент, существует столько же, сколько существует казахский народ. Изображенные

На древних петроглифах изображены люди, играющие на инструменте похожем домбру. Эти домбристы - наши древние предки.

Знаменитый греческий историк Геродот, описывая саков Великой Степи, писал: «Саки пьют напиток под названием хаома, усаживаясь вокруг костра, играют и поют на двухструнном инструменте». В этих строках говорится о казахском кумысе и домбре – спутниках каждого казаха.

 


Домбра всегда была и будет сердечным другом казаха, который делит с ним печаль и радость. Самая древняя домбра, найденная на сегодняшний день – это двуструнный инструмент с клинописным текстом, сохранившийся в пещере в монгольском округе Кобда между озерами Карасу и Доргин.

Струна домбры создает звуковые колебания. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Много позже, в годы Брусиловского, жильные струны были заменены на искусственную леску.

О домбре и ее строении много говорится в песнях, загадках, эпосах. Известна легенда о том, что в давние времена домбра была многострунной. Но после угрозы грозного Чингизхана о том, что он зальет свинцом горло того, кто известит его о гибели сына, и тогда известный жыршы Кетбуга сыграл на домбре печальную мелодию, тем самым известив хана об утрате. После этого в горло домбры был залит свинец, и у домбры осталось всего две струны. Может быть здесь кроется какой-то тайный смысл?

Вокруг названия домбры существует много споров, предлагаются разные предположения. По словам основоположника казахского музыковедения Ахмета Жубанова слово «домбра» происходит от сочетания арабских слов - «дүнбаһ» – ягненок, «бурра» – хвост. Возможно, так и есть. На древнетюркском, монгольском языках есть слово «домбұғыр», что означает выпяченный, выступающий. Арабы пришли в Великую Степь был в период Карлукского каганата.

 

Тұлпардың дүбір қаққан тұяғы,

Көкірекке сырлы сарын құяды.

Сыңғырлаған сан мың əуен япырмай,

Шанағына қалай ғана сыяды.

 

Так воспевает домбру известный поэт из Кокшетау Толеген Кажыбай, и действительно звучанию домбры, ее возможностям сегодня поражается весь мир. Казахская домбра спокойно может воспроизвести не только народные кюи и мелодии, так же легко она может вместить в себя любую мелодию мировой классики. Доказательство тому мелодии, исполняемые группой«Made in KZ», Димашем и другими исполнителями.

Во все времена домбра была в опале. Особенно, во времена религиозного фанатизма подверглась гонениям, якобы «этот инструмент вселяет в разум человека различные нечистые мысли». И сейчас стали появляться подобного рода высказывания. В период правления коммунистов домбру высмеивали, говорили «одна палка, два струна» и считалась ее пережитком прошлого. Много удивительных домбристов стали жертвами сталинских репрессий, многие домбристы пали в годы голода и унесли с собой многовековые духовные сокровища народа. В этой связи мы в огромном долгу перед музыковедом Александром Затаевичем и Сакеном Сейфуллиным, который оказал финансовую поддержку собирателю казахской музыки.

С обретением Казахстаном независимости и для домбры наступили светлые времена. Первое воскресенье июля объявлено Днем домбры, и широкое его празднование это знак нашего дружелюбия. Домбра достойна этого. Давайте в этот день окажем честь людям, поющим и играющим на домбре. И пусть живет домбра в сердце нашего народа не только в этот день, но и во все триста шестьдесят пять дней года.