Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Сопоставление некоторых моментов развития независимого Казахстана и постсоветских государств.

29624

Двадцать лет назад распался огромный Советский Союз и мы стали гражданами независимых го­сударств. Каждая из бывших союз­ных республик стала развиваться са­мостоятельно. Два десятилетия это значительный исторический отре­зок, предоставляющий нам большой материал для анализа, обобщения и осмысления пройденного пути. Этот период был крайне тяжелым для народов всех постсоветских го­сударств. Мудрые китайцы желают своим недругам жить в эпоху ре­форм и нестабильности.

Хотим мы этого или нет, но постсоветские государства продол­жают оставаться взаимосвязанными и взаимозависимыми. Разумеется, пути и условия развития каждого го­сударства уникальны, но новые, су­веренные республики были состав­ными частями распавшегося огром­ного государства и им предстояло решать множество схожих проблем и задач:

Во-первых, необходимо соз­дать новую политическую систе­му с реальным разделением ветвей власти, многопартийной системой, со сменяемостью и выборностью власти. Убольшинства народов не было своего исторического опыта представительной демократии, вы­борности органов власти. Впервые годы независимости, в большинстве

постсоветских республик, продол­жали действовать советы, как ветвь государственной власти.

Во-вторых, предстояло путем разгосударствления и приватизации реформировать государственную советскую экономику в современ­ную рыночную экономику со мно­жеством различных форм собствен­ности.

В-третьих, экономика всех ре­спублик находилась в состоянии коллапса и уровень жизни населения резко упал. Безработица и инфля­ция, о которых советские люди слы­шали из телерепортажей программы «Время» про «загнивающий» капи­тализм, стали реальностью у нас и росли галопирующими темпами. Экономика государств находилась в столь плачевном состоянии, что по многу месяцев правительства не могли выплатить обесцененные ин­фляцией пенсии, пособия и другие социальные гарантий. Нужно было поддержать население, чтобы не допустить дальнейшего роста недо­вольства и социальный взрыв. Вса­мом начале 90-х годов было немало скептиков в ближнем и дальнем за­рубежье, сомневавшихся в жизне­способности Республики Казахстан. Но сейчас, даже самые закоренелые скептики, признают успехи и дости­жения нашей страны.

Всамом начале самостоятель­ного пути руководством Казахстана был тщательно изучен опыт успеш­ной догоняющей модернизации стран Юго-Восточной Азии (Япо­нии, Китая, Южной Кореи, Син­гапура, Тайваня). Превалирование экономической доминанты над по­литической в ходе казахстанской мо­дернизации было заимствовано из опыта «азиатских тигров». Логично символом нового Казахстана стал снежный барс.

При догоняющей модернизации реформы внедряются и контролиру­ются сверху, зачастую приходится преодолевать противодействие зна­чительных групп населения, актив­но выступающих против непопуляр­ных, но необходимых и неизбежных преобразований. Поэтому крайне важно существование централизо­ванной власти и твердой воли ру­ководителей. Поэтому в Казахстане была создана централизованная пре­зидентская республика. Втакой си­туации большую роль играют лич­ные качества руководителя государ­ства. Объективно следует признать, что нашей стране повезло. Глубокие знания, умение видеть перспекти­ву и богатый личный опыт первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбае­ва сыграли большую роль в период становления нашего государства. Социальные потрясения в целом ряде постсоветских государств до­казывают, что политические ре­формы должны вытекать из логики экономических преобразований. Казахстан будет продвигаться по пути дальнейшей демократизации по мере решения экономических задач, добиваясь высокой степени легитимности существующей вла­сти. Здесь следует упомянуть, что и в огромной федеративной России пришли к пониманию к необходимо­сти укрепления вертикали власти в период кардинальных реформ.

Началом изменений политиче­ской системы Казахстана следует считать решение Верховного Со­вета Казахской ССРот 24 апреля 1990 года о внесении изменений в действующую Конституцию и учреждении поста Президента Ка­захской ССР. Это решение было вы­звано нарастающим политическим и социально-экономическим кри­зисом. Депутаты Верховного Сове­та первым Президентом Казахской

ССРизбрали Н.А. Назарбаева. Но основные события эволюции поли­тической системы произошли после обретения независимости.

Вапреле 1992 г. Президент Ре­спублики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил со Стратегией политиче­ского и экономического развития страны до 2005 года. Вданном до­кументе были обозначены основные принципы концепции государствен­ного строительства. Было четко про­писано, что Казахстан станет уни­тарной, светской, президентской ре­спубликой. Показатель сложности и противоречивости начального этапа создания политической системы Ка­захстана служит факт принятия Кон­ституции 1993 и 1995 годов. Консти­туция Казахской ССР1978 года не могла служить основным законом независимого государства и этого нельзя было исправить поправками и дополнениями. Принятая в янва­ре 1993 г. первая Конституция неза­висимого Казахстана не оправдала надежд и не отвечала требованиям нового времени. Неопределенность формы правления являлось основ­ным противоречием этого основного закона Это приводило к нестыковке действий между различными ветвя­ми власти и порождало постоянные конфликты между ними.

Вскоре за принятием первой переходной Конституции 1993 года часть депутатов Верховного Совета добровольно сложила свои полномо­чия, и начался политический кризис, приведший к самороспуску Верхов­ного Совета Казахстана. Главной причиной досрочного прекращения работы советов различных уровней являлась невозможность существо­вания советской власти в новых реа­лиях. Здесь еще раз хочу упомянуть о взаимосвязанности и взаимозави­симости политических процессов на постсоветском пространстве. Парламентский кризис в Казахстане начался вскоре после трагических событий осени 1993 года в Москве, но у наших государственных мужей хватило мудрости не доводить дело до танкового обстрела здания Вер­ховного Совета и кровопролития.

После выборов в Верховный Совет, состоявшихся в марте 1994 года, наступила следующяя стадия парламентского кризиса. Консти­туционный Суд выносит решение о нарушении Центризбиркомом Кон­ституции при подсчете голосов. Для того чтобы предотвратить впредь по­добные кризисы нужно было срочно разработать новую Конституцию, соотвествующюю новым реалиям.

Врезультате проведенного ре­ферендума 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой были устранены недостатки преж­него конституционного устройства, сформулирована модель президент­ской республики, решена пробле­ма разделения полномочий между ветвями власти и открыта дорога системным рыночными преобразо­ваниям. Конституция 1995 года в но­вейшей истории страны стала пово­ротным моментом. Ее значение тем более велико, что не была допущена дестабилизация положения в респу­блике, закрепились демократиче­ские институты.

На пути строительства совре­менной рыночной экономики в Казахстане, как и в других постсо­ветских государствах, было реали­зовано множество реформ и преоб­разований, были достигнуты опре­деленные успехи, но были и неуда­чи. Детальное ознакомление с ними заняло бы слишком много времени, но о некоторых из них следует упо­мянуть.

Впервую очередь, разумеется, это процесс приватизации, состояв­ший из нескольких этапов. Как и в соседней России купоная народная приватизация в Казахстане себя дис­кредитировала. Наиболее значимые объекты приватизации оказались в руках ограниченного круга лиц. Но у нас в Казахстане эта небольшая группа лиц, чувствуя сильную руку Главы государства, не пыталась столь явно навязывать свою волю политическому руководству госу­дарства. Вначале президентской карьеры В.В. Путина российские олигархи ясно осознали приход мо­лодого, волевого, физически здоро­вого лидера, который будет жестко пресекать попытки вмешательства в процесс принятия решений.

Важнейшим направлением ра­боты руководства Казахстана, осо­бенно на начальном этапе, было при­влечение иностранных инвестиций в экономику страны. Во многом бла­годаря иностранным инвестициям, удалось приостановить к 1996 году спад производства, снизить уровень инфляции, впервые за много лет был обеспечен рост ВВП, который в 1997 году достиг 2%, а объем промыш­ленного производства – 4%. Инве­стиционный поток помог стране вы­стоять в суровых условиях кризиса, существенно сократив масштабы упадка и разрухи в республике. К1996 году 16-миллионный Казахстан сумел привлечь в экономику гораздо больше иностранных инвестиций, чем 150-миллионная Россия. К2006 году всего в развитие производства было инвестировано более 900 млн. долларов США, что позволило соз­дать новые производственные мощ­ности. Это свидетельствует о благо­приятном инвестиционном климате и положительном имидже государ­ства [1, с. 124].

Втелевизионных новостях мы видели ужасающие кадры расправы повстанцев над бывшим ливийским диктатором Муаммаром Каддафи. Повстанцы не добились бы победы без военного вмешательства НАТО. Также мы видим многолетнюю борьбу стран Запада за контроль над регионом, прилегающим к Персид­скому заливу. Наряду со стремлени­ем свергнуть неадекватных, зарвав­шихся диктаторов, одной из осново­полагающих причин этих войн, как и многих других войн последнего вре­мени, является борьба за контроль над источниками энергоносителей.

Вконечном счете, вооруженное вмешательство западных стран бу­дет оплачено арабскими народами. «Народы Ирака и Ливии должны вернуть СШАвсе, что мы потрати­ли на их освобождение», - заявила Мишель Брахман, конгрессмен и кандидат в президенты от Республи­канской партии [2].

Проблема доступа к дешевым источникам энергоносителей до­влеет и над большинством постсо­ветских государств. УРоссии и Ка­захстана, по сравнению с другими постсоветскими государствами, есть важное преимущество. Оно заклю­чается в наличии огромной террито­рии богатой полезными ископаемы­ми, прежде всего, углеводородными энергоносителями. Из средств мас­совой информации мы все знаем о бесконечных, многолетних газовых спорах России с Украиной и Бела­русью. Очевидно, что государства, неконтролирующие источники по­лучения энергоносителей, зависимы и уязвимы. Постоянная проблема с получением энергоносителей, ока­зывает большое влияние на поли­тическую жизнь в этих странах. На­глядным доказательством является арест и суд над бывшим премьер-министром Украины Юлией Тимо­шенко.

Попытки руководства России использовать возможную перспек­тиву снижения цены на российский газ в ходе переговоров с постсовет­скими, восточнославянскими сосе­дями не всегда успешны. Кприме­ру, стимулировать интерес Украины к вступлению в Таможенный союз перспективой достижения компро­миссов по газовому вопросу не уда­лось.

Доходы Казахстана от продажи сырьевого сектора стали своеобраз­ной «подушкой безопасности» для всей экономики, позволив реализо­вать не только социальные обяза­тельства, но и программы развития. Природные ресурсы продолжают оставаться стартовой площадкой для экономического роста Казахстана.

По привлечению прямых ино­странных инвестиций на душу на­селения к 2009 году республика вошла в первую тройку государств мира. Причем этот статус Казах­стан удерживал последние десять лет. Компании-инвесторы сыграли большую роль в развитии нефтяно­го, горнодобывающего, перерабаты­вающего секторов экономики.

Располагаясь в глубине мате­рика и не имея выходов к океану, богатые энергоносителями цен­тральноазиатские, постсоветские государства - Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, активно использу­ют магистральные нефтепроводы и газопроводы России. Объем казах­станской нефти, идущей транзитом на экспорт по российским трубопро­водам, постоянно возрастает. Если сравнить состояние экономики Рос­сии в середине 90-х годов с эконо­микой Казахстана в эти годы, то уви­дим следующее: в 2009 году уровень добычи нефти в России оставался на отметке 1991 года, в то время как Казахстан с 1991 года нарастил объ­емы добычи нефти втрое. Объемы привлеченных иностранных инве­стиций в 2009 году достиг 50 млрд. долларов США[1, с. 125].

Вцелях повышения устойчи­вости экономики в соответствии с Указом Президента Казахстана от 23 августа 2000 года был создан фонд будущих поколений – Националь­ный фонд, первый на пространстве СНГ. Выполняя стабилизационную и сберегательную функцию, фонд аккумулировал 26,4 млрд. долларов США. Впериод финансового кризи­са 2007-2008 годов фонд позволил стране безболезненно его пережить.

Втечение первого десятилетия нового века Казахстан демонстриро­вал уверенные показатели экономи­ческого роста. ВВП рос в среднем по 10% в год. Кконцу 2008 года раз­мер ВВП на душу населения вырос по сравнению с 2000 годом почти в семь раз. Реальный ВВП увеличил­ся вдвое. Золотовалютные резервы, включая активы Национального фонда страны, на конец 2008 года достигли 46,7 млрд. долларов, уве­личившись с 2000 года в 22 раза, и сегодня они составляют 48 млрд. долларов. Кредитование экономики банками с 2000 по 2008 годы увели­чилось в 27 раз [1, с. 130].

События последнего десятиле­тия на постсоветском пространстве наглядно доказывают, что целесоо­бразность нахождения у руля управ­ления государством политическо­го деятеля и политической партии определяется способностью прово­дить эффективную социальную по­литику, соотвествующую ожидани­ям народа. Регулярная сменяемость руководителей не всегда является залогом успешного социально-экономического развития государ­ства. Народы избавляются от пра­вителей неоправдавших надежд. Потверждением служат последствия «оранжевой» революции в Украине и «тюльпановой» революции в Кыр­гызстане. Политические лидеры, пришедшие к власти на волне про­тестных настроений, не смогли до­биться заметного улучшения жизни населения. Народы этих стран бы­стро разочаровались в этих полити­ках и они не удержались у власти.

После обретения Казахстаном суверенитета началось создание государства с социально ориенти­рованной рыночной экономикой. Высшей ценностью общества стал человек и его благосостояние.

Трудности первых лет становле­ния не позволяли государству увели­чивать расходы на решение социаль­ных вопросов. Но даже в непростых условиях середины 90-х гг. прошло­го века государство принимало су­щественные меры для обеспечения социальной защиты населения. На­пример, еще в конце 1996 года был создан Общенациональный фонд по поддержке малообеспеченных граж­дан.

Поступательный экономиче­ский рост в Казахстане позволил значительно расширить социальную направленность государственных расходов, что свидетельствует о до­стигнутом запасе прочности эконо­мики страны.

Вначале 2000-х гг. произошел коренной переворот в проведении социальной политики, которая стала осуществляться в условиях стабили­зации и развития экономики. В2001 году был принят Закон Республики Казахстан «Огосударственной со­циальной помощи», Правительство Республики Казахстан разработало специальную Программу по борьбе с безработицей и бедностью. Тогда же были внесены изменения в си­стему пенсионного обеспечения: новым явлением стало введение на­копительных пенсионных фондов. Внастоящее время в пенсионных фондах Казахстана накоплено более 5 млрд. долларов [1, с. 15].

Только за период с 1994 по 2004 годы в среднем денежные доходы казахстанцев выросли в 5 раз; почти в 6 раз увеличилась среднемесячная зарплата; в 25 раз выросла мини­мальная заработная плата; среднеме­сячный размер пенсии увеличился в 4,6 раза; депозиты физических лиц в банках и объем вкладов на одного жителя возросли в 35 и 37 раз соот­ветственно.

Социальный принцип построе­ния Республики Казахстан наиболее полно проявился в годы экономи­ческого кризиса 2007-2008 годов. Врамках антикризисной программы в 2009 году было свыше 400 тысяч новых рабочих мест. Реализовы­валась программа «100 школ, 100 больниц».

Всложных условиях глобаль­ного мирового кризиса государство поставило важные социальные зада­чи: повысить заработную плату ра­ботников бюджетных организаций и уровень пенсий в 2010 году на 25%, а в 2011 году – на 30%. Значительные средства выделялись на обеспечение студенческих грантов и кредитов.

Вцелом в 2000-х гг. Казахстан успешно преодолел системный кри­зис 90-х гг. и уверенно вступил на путь полноценного развития. Его ха­рактерными чертами стали экономи­ческий рост, накопление ресурсов, благоприятный инвестиционный климат, увеличение численности населения, реализация социальных программ, преодоление глобальных вызовов. Все это позволило Казах­стану уверенно встретить мировой финансово-экономический кризис, выработать эффективную анти­кризисную программу. Всложных условиях руководство страны не допустило падения казахстанской экономики. Более того, в 2009 году имел место рост ВВП на 1,1%, в отличие от других стран СНГ. Ре­спублика первой среди стран СНГперешла (наряду с антикризисным управлением) к развитию на основе продуманной долгосрочной государ­ственной стратегии [1, с. 15].

Приведённые примеры до­статочно наглядно характеризуют масштабы, темпы и перспективы социально-экономического разви­тия Казахстана. Достигнутые успе­хи являются хорошей базой для дальнейшего экономического роста, достижения страной ещё более ам­бициозных целей, поставленных в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана, – добиться в течение 10 лет вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособ­ных стран мира.

За двадцать лет самостоятель­ного развития постсоветские респу­блики преодолели множество пре­пятствий и трудностей. Все эти годы Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев всегда оставался по­следовательным сторонником равно­правной и взаимовыгодной интегра­ции постсоветских государств.

Н.А. Назарбаев активно пропаган­дировал и продвигал идею Евразий­ского союза государств. Время по­казало его правоту, идеи Назарбаева претворяются в жизнь. Он был од­ним из основных инициаторов соз­дания Содружества Независимых Государств, Евразийского экономи­ческого союза, Таможенного союза, Евразийского экономического со­общества. На сегодняшний день еще несколько постсоветских государств изъявили желание присоединиться к Таможенному союзу России, Бе­ларуси и Казахстана. Мы казахстан­цы убеждены в том, что будущее за взаимовыгодной интеграцией пост­советских стран.

Списоклитературы

1 Независимый Казахстан и лидер нации: Коллективная монография / Б.Г. Аяган, А.М. Аунасова, А.Ж. Габдуллина, Ж.У. Кыдыралина, С.В. Сели­верстов, А.М. Сулейменов: Под ред. Б:Г. Аягана. – Алматы: ИК«Раритет», 2010. – 392 с.

2 Васильев М. Оплачивать «победу» придется нищетой // Казачий ку­рьер. – 2011. – 7 октября.

Түйін

Мақаланың авторы: Мемлекет тарихы институтының деректану, тарих­нама және отан тарихы бөлімінің ғылыми қызметкері Қойшыбаев Манар­бек Мұратжанұлы.

Бұл мақалада автор бұрынғы совет республикаларымен салыстыру арқылы тәуелсіз Қазақстанның кейбір саяси және әлеуметтік-экономикалық даму жақтарын көрсетеді.

Sumмary

Author of the article: Koyshybayev Manarbek, research fellow of the department of Sources, historiography and national history of the Institute of State History.

In this article the author describes some aspects of political, social and exonomic development of the independent Kazakhstan by comparing with other former Soviet countries. 

М.М. Койшыбаев,

научный сотрудник Отдела источниковедения, историографии и отечественной истории Институт истории государства КН МОН РК


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?