Двадцать лет назад распался огромный Советский Союз и мы стали гражданами независимых государств. Каждая из бывших союзных республик стала развиваться самостоятельно. Два десятилетия это значительный исторический отрезок, предоставляющий нам большой материал для анализа, обобщения и осмысления пройденного пути. Этот период был крайне тяжелым для народов всех постсоветских государств. Мудрые китайцы желают своим недругам жить в эпоху реформ и нестабильности.
Хотим мы этого или нет, но постсоветские государства продолжают оставаться взаимосвязанными и взаимозависимыми. Разумеется, пути и условия развития каждого государства уникальны, но новые, суверенные республики были составными частями распавшегося огромного государства и им предстояло решать множество схожих проблем и задач:
Во-первых, необходимо создать новую политическую систему с реальным разделением ветвей власти, многопартийной системой, со сменяемостью и выборностью власти. Убольшинства народов не было своего исторического опыта представительной демократии, выборности органов власти. Впервые годы независимости, в большинстве
постсоветских республик, продолжали действовать советы, как ветвь государственной власти.
Во-вторых, предстояло путем разгосударствления и приватизации реформировать государственную советскую экономику в современную рыночную экономику со множеством различных форм собственности.
В-третьих, экономика всех республик находилась в состоянии коллапса и уровень жизни населения резко упал. Безработица и инфляция, о которых советские люди слышали из телерепортажей программы «Время» про «загнивающий» капитализм, стали реальностью у нас и росли галопирующими темпами. Экономика государств находилась в столь плачевном состоянии, что по многу месяцев правительства не могли выплатить обесцененные инфляцией пенсии, пособия и другие социальные гарантий. Нужно было поддержать население, чтобы не допустить дальнейшего роста недовольства и социальный взрыв. Всамом начале 90-х годов было немало скептиков в ближнем и дальнем зарубежье, сомневавшихся в жизнеспособности Республики Казахстан. Но сейчас, даже самые закоренелые скептики, признают успехи и достижения нашей страны.
Всамом начале самостоятельного пути руководством Казахстана был тщательно изучен опыт успешной догоняющей модернизации стран Юго-Восточной Азии (Японии, Китая, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня). Превалирование экономической доминанты над политической в ходе казахстанской модернизации было заимствовано из опыта «азиатских тигров». Логично символом нового Казахстана стал снежный барс.
При догоняющей модернизации реформы внедряются и контролируются сверху, зачастую приходится преодолевать противодействие значительных групп населения, активно выступающих против непопулярных, но необходимых и неизбежных преобразований. Поэтому крайне важно существование централизованной власти и твердой воли руководителей. Поэтому в Казахстане была создана централизованная президентская республика. Втакой ситуации большую роль играют личные качества руководителя государства. Объективно следует признать, что нашей стране повезло. Глубокие знания, умение видеть перспективу и богатый личный опыт первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева сыграли большую роль в период становления нашего государства. Социальные потрясения в целом ряде постсоветских государств доказывают, что политические реформы должны вытекать из логики экономических преобразований. Казахстан будет продвигаться по пути дальнейшей демократизации по мере решения экономических задач, добиваясь высокой степени легитимности существующей власти. Здесь следует упомянуть, что и в огромной федеративной России пришли к пониманию к необходимости укрепления вертикали власти в период кардинальных реформ.
Началом изменений политической системы Казахстана следует считать решение Верховного Совета Казахской ССРот 24 апреля 1990 года о внесении изменений в действующую Конституцию и учреждении поста Президента Казахской ССР. Это решение было вызвано нарастающим политическим и социально-экономическим кризисом. Депутаты Верховного Совета первым Президентом Казахской
ССРизбрали Н.А. Назарбаева. Но основные события эволюции политической системы произошли после обретения независимости.
Вапреле 1992 г. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил со Стратегией политического и экономического развития страны до 2005 года. Вданном документе были обозначены основные принципы концепции государственного строительства. Было четко прописано, что Казахстан станет унитарной, светской, президентской республикой. Показатель сложности и противоречивости начального этапа создания политической системы Казахстана служит факт принятия Конституции 1993 и 1995 годов. Конституция Казахской ССР1978 года не могла служить основным законом независимого государства и этого нельзя было исправить поправками и дополнениями. Принятая в январе 1993 г. первая Конституция независимого Казахстана не оправдала надежд и не отвечала требованиям нового времени. Неопределенность формы правления являлось основным противоречием этого основного закона Это приводило к нестыковке действий между различными ветвями власти и порождало постоянные конфликты между ними.
Вскоре за принятием первой переходной Конституции 1993 года часть депутатов Верховного Совета добровольно сложила свои полномочия, и начался политический кризис, приведший к самороспуску Верховного Совета Казахстана. Главной причиной досрочного прекращения работы советов различных уровней являлась невозможность существования советской власти в новых реалиях. Здесь еще раз хочу упомянуть о взаимосвязанности и взаимозависимости политических процессов на постсоветском пространстве. Парламентский кризис в Казахстане начался вскоре после трагических событий осени 1993 года в Москве, но у наших государственных мужей хватило мудрости не доводить дело до танкового обстрела здания Верховного Совета и кровопролития.
После выборов в Верховный Совет, состоявшихся в марте 1994 года, наступила следующяя стадия парламентского кризиса. Конституционный Суд выносит решение о нарушении Центризбиркомом Конституции при подсчете голосов. Для того чтобы предотвратить впредь подобные кризисы нужно было срочно разработать новую Конституцию, соотвествующюю новым реалиям.
Врезультате проведенного референдума 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой были устранены недостатки прежнего конституционного устройства, сформулирована модель президентской республики, решена проблема разделения полномочий между ветвями власти и открыта дорога системным рыночными преобразованиям. Конституция 1995 года в новейшей истории страны стала поворотным моментом. Ее значение тем более велико, что не была допущена дестабилизация положения в республике, закрепились демократические институты.
На пути строительства современной рыночной экономики в Казахстане, как и в других постсоветских государствах, было реализовано множество реформ и преобразований, были достигнуты определенные успехи, но были и неудачи. Детальное ознакомление с ними заняло бы слишком много времени, но о некоторых из них следует упомянуть.
Впервую очередь, разумеется, это процесс приватизации, состоявший из нескольких этапов. Как и в соседней России купоная народная приватизация в Казахстане себя дискредитировала. Наиболее значимые объекты приватизации оказались в руках ограниченного круга лиц. Но у нас в Казахстане эта небольшая группа лиц, чувствуя сильную руку Главы государства, не пыталась столь явно навязывать свою волю политическому руководству государства. Вначале президентской карьеры В.В. Путина российские олигархи ясно осознали приход молодого, волевого, физически здорового лидера, который будет жестко пресекать попытки вмешательства в процесс принятия решений.
Важнейшим направлением работы руководства Казахстана, особенно на начальном этапе, было привлечение иностранных инвестиций в экономику страны. Во многом благодаря иностранным инвестициям, удалось приостановить к 1996 году спад производства, снизить уровень инфляции, впервые за много лет был обеспечен рост ВВП, который в 1997 году достиг 2%, а объем промышленного производства – 4%. Инвестиционный поток помог стране выстоять в суровых условиях кризиса, существенно сократив масштабы упадка и разрухи в республике. К1996 году 16-миллионный Казахстан сумел привлечь в экономику гораздо больше иностранных инвестиций, чем 150-миллионная Россия. К2006 году всего в развитие производства было инвестировано более 900 млн. долларов США, что позволило создать новые производственные мощности. Это свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате и положительном имидже государства [1, с. 124].
Втелевизионных новостях мы видели ужасающие кадры расправы повстанцев над бывшим ливийским диктатором Муаммаром Каддафи. Повстанцы не добились бы победы без военного вмешательства НАТО. Также мы видим многолетнюю борьбу стран Запада за контроль над регионом, прилегающим к Персидскому заливу. Наряду со стремлением свергнуть неадекватных, зарвавшихся диктаторов, одной из основополагающих причин этих войн, как и многих других войн последнего времени, является борьба за контроль над источниками энергоносителей.
Вконечном счете, вооруженное вмешательство западных стран будет оплачено арабскими народами. «Народы Ирака и Ливии должны вернуть СШАвсе, что мы потратили на их освобождение», - заявила Мишель Брахман, конгрессмен и кандидат в президенты от Республиканской партии [2].
Проблема доступа к дешевым источникам энергоносителей довлеет и над большинством постсоветских государств. УРоссии и Казахстана, по сравнению с другими постсоветскими государствами, есть важное преимущество. Оно заключается в наличии огромной территории богатой полезными ископаемыми, прежде всего, углеводородными энергоносителями. Из средств массовой информации мы все знаем о бесконечных, многолетних газовых спорах России с Украиной и Беларусью. Очевидно, что государства, неконтролирующие источники получения энергоносителей, зависимы и уязвимы. Постоянная проблема с получением энергоносителей, оказывает большое влияние на политическую жизнь в этих странах. Наглядным доказательством является арест и суд над бывшим премьер-министром Украины Юлией Тимошенко.
Попытки руководства России использовать возможную перспективу снижения цены на российский газ в ходе переговоров с постсоветскими, восточнославянскими соседями не всегда успешны. Кпримеру, стимулировать интерес Украины к вступлению в Таможенный союз перспективой достижения компромиссов по газовому вопросу не удалось.
Доходы Казахстана от продажи сырьевого сектора стали своеобразной «подушкой безопасности» для всей экономики, позволив реализовать не только социальные обязательства, но и программы развития. Природные ресурсы продолжают оставаться стартовой площадкой для экономического роста Казахстана.
По привлечению прямых иностранных инвестиций на душу населения к 2009 году республика вошла в первую тройку государств мира. Причем этот статус Казахстан удерживал последние десять лет. Компании-инвесторы сыграли большую роль в развитии нефтяного, горнодобывающего, перерабатывающего секторов экономики.
Располагаясь в глубине материка и не имея выходов к океану, богатые энергоносителями центральноазиатские, постсоветские государства - Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, активно используют магистральные нефтепроводы и газопроводы России. Объем казахстанской нефти, идущей транзитом на экспорт по российским трубопроводам, постоянно возрастает. Если сравнить состояние экономики России в середине 90-х годов с экономикой Казахстана в эти годы, то увидим следующее: в 2009 году уровень добычи нефти в России оставался на отметке 1991 года, в то время как Казахстан с 1991 года нарастил объемы добычи нефти втрое. Объемы привлеченных иностранных инвестиций в 2009 году достиг 50 млрд. долларов США[1, с. 125].
Вцелях повышения устойчивости экономики в соответствии с Указом Президента Казахстана от 23 августа 2000 года был создан фонд будущих поколений – Национальный фонд, первый на пространстве СНГ. Выполняя стабилизационную и сберегательную функцию, фонд аккумулировал 26,4 млрд. долларов США. Впериод финансового кризиса 2007-2008 годов фонд позволил стране безболезненно его пережить.
Втечение первого десятилетия нового века Казахстан демонстрировал уверенные показатели экономического роста. ВВП рос в среднем по 10% в год. Кконцу 2008 года размер ВВП на душу населения вырос по сравнению с 2000 годом почти в семь раз. Реальный ВВП увеличился вдвое. Золотовалютные резервы, включая активы Национального фонда страны, на конец 2008 года достигли 46,7 млрд. долларов, увеличившись с 2000 года в 22 раза, и сегодня они составляют 48 млрд. долларов. Кредитование экономики банками с 2000 по 2008 годы увеличилось в 27 раз [1, с. 130].
События последнего десятилетия на постсоветском пространстве наглядно доказывают, что целесообразность нахождения у руля управления государством политического деятеля и политической партии определяется способностью проводить эффективную социальную политику, соотвествующую ожиданиям народа. Регулярная сменяемость руководителей не всегда является залогом успешного социально-экономического развития государства. Народы избавляются от правителей неоправдавших надежд. Потверждением служат последствия «оранжевой» революции в Украине и «тюльпановой» революции в Кыргызстане. Политические лидеры, пришедшие к власти на волне протестных настроений, не смогли добиться заметного улучшения жизни населения. Народы этих стран быстро разочаровались в этих политиках и они не удержались у власти.
После обретения Казахстаном суверенитета началось создание государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Высшей ценностью общества стал человек и его благосостояние.
Трудности первых лет становления не позволяли государству увеличивать расходы на решение социальных вопросов. Но даже в непростых условиях середины 90-х гг. прошлого века государство принимало существенные меры для обеспечения социальной защиты населения. Например, еще в конце 1996 года был создан Общенациональный фонд по поддержке малообеспеченных граждан.
Поступательный экономический рост в Казахстане позволил значительно расширить социальную направленность государственных расходов, что свидетельствует о достигнутом запасе прочности экономики страны.
Вначале 2000-х гг. произошел коренной переворот в проведении социальной политики, которая стала осуществляться в условиях стабилизации и развития экономики. В2001 году был принят Закон Республики Казахстан «Огосударственной социальной помощи», Правительство Республики Казахстан разработало специальную Программу по борьбе с безработицей и бедностью. Тогда же были внесены изменения в систему пенсионного обеспечения: новым явлением стало введение накопительных пенсионных фондов. Внастоящее время в пенсионных фондах Казахстана накоплено более 5 млрд. долларов [1, с. 15].
Только за период с 1994 по 2004 годы в среднем денежные доходы казахстанцев выросли в 5 раз; почти в 6 раз увеличилась среднемесячная зарплата; в 25 раз выросла минимальная заработная плата; среднемесячный размер пенсии увеличился в 4,6 раза; депозиты физических лиц в банках и объем вкладов на одного жителя возросли в 35 и 37 раз соответственно.
Социальный принцип построения Республики Казахстан наиболее полно проявился в годы экономического кризиса 2007-2008 годов. Врамках антикризисной программы в 2009 году было свыше 400 тысяч новых рабочих мест. Реализовывалась программа «100 школ, 100 больниц».
Всложных условиях глобального мирового кризиса государство поставило важные социальные задачи: повысить заработную плату работников бюджетных организаций и уровень пенсий в 2010 году на 25%, а в 2011 году – на 30%. Значительные средства выделялись на обеспечение студенческих грантов и кредитов.
Вцелом в 2000-х гг. Казахстан успешно преодолел системный кризис 90-х гг. и уверенно вступил на путь полноценного развития. Его характерными чертами стали экономический рост, накопление ресурсов, благоприятный инвестиционный климат, увеличение численности населения, реализация социальных программ, преодоление глобальных вызовов. Все это позволило Казахстану уверенно встретить мировой финансово-экономический кризис, выработать эффективную антикризисную программу. Всложных условиях руководство страны не допустило падения казахстанской экономики. Более того, в 2009 году имел место рост ВВП на 1,1%, в отличие от других стран СНГ. Республика первой среди стран СНГперешла (наряду с антикризисным управлением) к развитию на основе продуманной долгосрочной государственной стратегии [1, с. 15].
Приведённые примеры достаточно наглядно характеризуют масштабы, темпы и перспективы социально-экономического развития Казахстана. Достигнутые успехи являются хорошей базой для дальнейшего экономического роста, достижения страной ещё более амбициозных целей, поставленных в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана, – добиться в течение 10 лет вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
За двадцать лет самостоятельного развития постсоветские республики преодолели множество препятствий и трудностей. Все эти годы Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев всегда оставался последовательным сторонником равноправной и взаимовыгодной интеграции постсоветских государств.
Н.А. Назарбаев активно пропагандировал и продвигал идею Евразийского союза государств. Время показало его правоту, идеи Назарбаева претворяются в жизнь. Он был одним из основных инициаторов создания Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества. На сегодняшний день еще несколько постсоветских государств изъявили желание присоединиться к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана. Мы казахстанцы убеждены в том, что будущее за взаимовыгодной интеграцией постсоветских стран.
Списоклитературы
1 Независимый Казахстан и лидер нации: Коллективная монография / Б.Г. Аяган, А.М. Аунасова, А.Ж. Габдуллина, Ж.У. Кыдыралина, С.В. Селиверстов, А.М. Сулейменов: Под ред. Б:Г. Аягана. – Алматы: ИК«Раритет», 2010. – 392 с.
2 Васильев М. Оплачивать «победу» придется нищетой // Казачий курьер. – 2011. – 7 октября.
Түйін
Мақаланың авторы: Мемлекет тарихы институтының деректану, тарихнама және отан тарихы бөлімінің ғылыми қызметкері Қойшыбаев Манарбек Мұратжанұлы.
Бұл мақалада автор бұрынғы совет республикаларымен салыстыру арқылы тәуелсіз Қазақстанның кейбір саяси және әлеуметтік-экономикалық даму жақтарын көрсетеді.
Sumмary
Author of the article: Koyshybayev Manarbek, research fellow of the department of Sources, historiography and national history of the Institute of State History.
In this article the author describes some aspects of political, social and exonomic development of the independent Kazakhstan by comparing with other former Soviet countries.
М.М. Койшыбаев,
научный сотрудник Отдела источниковедения, историографии и отечественной истории Институт истории государства КН МОН РК