Сауле Хамитовна Шалгинбаева
Роль личностных факторов в этнической идентификации
у городских казахов.
Одной из актуальных проблем, характерных для современного общества является проблема этнической идентификации. В настоящее время, она находится в центре внимания психологов, этнографов, философов, социологов, пытающихся понять сущность и природу такого сложного феномена как принадлежность человека к этнической группе.
Основания для столь повышенного интереса к данной проблеме различны, этническая идентичность может рассматриваться: с позиции этнической общности в целом (как этническая идентичность группы), и с позиции личности как носителя этнических характеристик (как этническая идентичность личности).
Мы в своем исследовании попытались сделать анализ роли личностных факторов в этнической идентификации у городских казахов, сопоставить и сравнить их представления о личностных качествах, установках и ценностных ориентациях как с представителями своего и с русского этносов. (Мы ввели понятие “ типичный казах” и “типичный русский” для обозначения образа-портрета представителей казахского и русского этносов, как было предложено в монографии Стефаненко Т.Г. “Этнопсихология”) /2, 3/.
На первом этапе исследования методом свободного описания были получены портреты “типичного казаха” и “типичного русского” для выявления особенностей стереотипных образов казахов и русских, какими они сложились у представителей городских казахов. В качестве респондентов выступили студенты исторического и философского факультетов КазГУ. Время написания “портретов” не ограничивалось, дополнительных инструкций не давалось. Инструментом обработки текстов явился контент-анализ как метод качественно-количественного анализа документов. Преимущество этого метода состоит в том, что неструктурированная информация более релевантна мнениям испытуемых, чем навязанный набор категорий.
На втором этапе в экспериментальной части работы были использованы адаптированные методики по изучению ценностной ориентации личности - “Ценностные ориентации” М. Рокича, методика личностного дифференциала, адаптированная сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, методика “Кто Я?” Куна–Макперленда, методика исследования стереотипов, сконструированная на основе метода “Приписывание качеств” Т.Г. Стефаненко, анкета для выявления факторов, влияющих на направленность этнической принадлежности, методика биполярных шкал для изучения зависимости личностных качеств “типичного казаха” от “типичного русского” /1, 3 /. Все примененные нами методики адаптированы в условиях казахской этнической среды, а также подчинены основной цели исследования, взаимно дополняя друг друга.
Методика “Ценностные ориентации” Рокича использовалась нами для выявления ценностных ориентаций среди городских казахов, определения их направленности к самим себе, к своему этносу, о взаимосвязи их ценностей с ценностями “типичного казаха”, что составляет основу мировоззрения и жизненной концепции личности.
М. Рокич разделяет два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации /1/.
Испытуемым предъявлялось два списка ценностей (по 18 в каждом) на листках бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый приписывает каждой ценности ранговый номер. В начале предъявляется набор терминальных ценностей, а затем набор инструментальных ценностей. Обработка результатов осуществлялась коэффициентом ранговой корреляции Спирмена по формуле:
r = (1-6 Σ (d)) /n(n-1), где
d - разность между рангами по двум выборкам,
n - количество ценностей.
Как показывают результаты исследования. Корреляция в иерархии терминальных ценностей положительна. Хочется отметить, что положительная корреляция затрагивает ценности – цели, то к чему, в конечном счете, стремятся городские казахи и “типичные казахи”.
Представители городских казахов, как и “типичные казахи” больше ориентированы на личностное самоутверждение, как в себе, так и в социуме. Самой значимой ценностью – цели для обеих групп является здоровье.
У городских девушек казашек совпадение рангов с “типичным казахом” наблюдается по таким ценностям, как здоровье и красота природы и искусства. Ценностные ориентации, которые имеют приблизительно одинаковую значимость для городских девушек казашек и “типичного казаха” - это активная деятельная жизнь, любовь, развлечение, свобода, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, здесь разброс составляет от 1 до 3 рангов.
У городских парней казахов совпадение рангов с представителями своего этноса в терминальных ценностях наблюдается по красоте природы и искусства. Ценностные ориентации примерно с одинаковой значимостью: здоровье, интересная работа, любовь, материально обеспеченная жизнь, свобода, счастливая семейная жизнь, здесь также разброс составляет от 1 до 3 рангов.
В инструментальных ценностях корреляция не достигает статистической значимости, т.е. ценности – средства не являются предпочтительными для городских казахов. Для городских парней и девушек казахов наиболее значимыми ценностями – средства являются: образованность, воспитанность и независимость, а для “типичного казаха” в их оценке: терпимость, жизнерадостность и высокие запросы. Хотя такие ценности как образованность, воспитанность и независимость имеют приблизительно одинаковую значимость, и разброс рангов составляет от 1 до 3.
В целом, можно сказать, что ценностные ориентации представителей городских казахов совпадают с ценностными ориентациями своего этноса.
Следующая методика, “Личностный дифференциал” (ЛД) позволила нам получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе, к “типичному казаху”, к “типичному русскому”/1/.
В методике ЛД отобрана двадцать одна личностная черта с противоположными утверждениями с семибалльной шкалой (обаятельный 3210123 непривлекательный, слабый 3210123 сильный, добрый 3210123 эгоистичный и т.д.), которые условно делятся на факторы “оценка”, “сила” и “активность”. Из которых испытуемому предлагается выбрать одно из двух утверждений, которое больше соответствует ему самому, “типичному казаху” и “типичному русскому”.
Обработка результатов осуществлялась средне статистическими показателями при помощи следующей формулы:
х = 1/ n х
х - выборочная средняя величина или среднеарифметическое значение по выборке
n - количество испытуемых в выборке, на основе которых вычисляется средняя величина
х – частные значения показателей у отдельных испытуемых.
Для выявления статистических различий в изучаемых группах по факторам “оценка”, “сила” и “активность” были вычислены средние статистические показатели, которые предоставлены в следующей таблице.
Таблица 1. Средние статистические показатели “ЛД” в изучаемых группах
Факторы |
“Я сам” |
“Типичный казах” |
“Типичный русский” |
“Оценка” |
5.41 |
5.13 |
4.93 |
“Сила” |
4.87 |
4.42 |
5.18 |
“Активность” |
4.98 |
4.97 |
5 |
Как видно из данных таблицы городские казахи оценивают себя и “типичного казаха” по фактору “Оценка” гораздо выше, чем “типичного русского”. По факторам “Сила” и “Активность” представитель русского этноса оценивается выше, чем “типичный казах” и сами испытуемые.
Таким образом, результаты исследования значения фактора “Оценка” свидетельствуют об уровне самоуважения себя и представителей своего этноса, и говорят о том, что испытуемые принимают себя как личности, склоны осознавать себя как носителей позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворены собой.
Низкие же значения фактора “Силы” у испытуемых и “типичных казахов” в отличие от “типичных русских” указывают на недостаточность самоконтроля, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.
Показатели фактора “Активности” свидетельствуют о том, что испытуемые и “типичные казахи” более интровертированны, пассивны, и спокойны на эмоциональные реакции (нежели представители русского этноса).
Следовательно, городские казахи идентифицируют себя с представителями своего этноса по двум факторам “Оценка” и “Сила”.
Для исследования места этнической идентификации в структуре индивидуального сознания мы использовали тест Куна-Макперленда “Кто Я?”, который позволил провести срез комплексной структуры этнической идентичности. Это проективная методика, которая применяется для исследования реальных установок, личностных характеристик, а также для выявления этнических признаков в этнической идентичности. Испытуемые в течении трех-пяти минут должны дать десять различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: “Кто Я?”.
Анализируя, ответы испытуемых, мы выделили и классифицировали их следующим образом: личностная характеристика (добрый, общительный, ленивый и т.д.), социальная роль (сын, дочь, студент, артист и т.д.), пол.
Результаты исследования свидетельствуют, что в числе первых пяти позиций самокатегоризации среди возможных десяти, этнические признаки отметили из данной выборки лишь 20 %. Что составляет пятую часть опрошенных.
Таким образом, как показали результаты исследования, для представителей городских казахов этнические признаки не являются доминирующими. Это свидетельствует о том, что этническая принадлежность не является значимой для респондентов. И “этнос” в структуре индивидуального сознания не значим.
Для определения критериев этнической идентичности нами была разработана анкета, которая позволила выявить признаки родства представителей городских казахов с казахским народом и с русским народом.
Таблица 2
Признаки |
Что Вас роднит с казахским народом? |
Что Вас роднит с русским народом? |
1.Обычаи, обряды |
47 % |
- |
2.Характер, психология |
6 % |
- |
3.Язык |
81 % |
13 % |
4.Земля |
76 % |
20 % |
5.Историческое прошлое |
33 % |
23 % |
6.Литература |
- |
53 % |
Как мы видим из таблицы, в качестве признаков, связывающих представителей городских казахов с их этнической группой, респонденты называют язык (81 %), обычаи, обряды (47 %), землю (76 %) и историческое прошлое (33 %), т.е. основные характеристики этноса, заданные особенностями его исторического развития. В качестве же признаков, которые связывают испытуемых с русским этносом, являются литература, историческое прошлое и земля.
Характер ситуаций или параметры проявления этнической идентичности в данном исследовании фиксировался с помощью вопроса: Когда и в каких ситуациях Вы в наибольшей степени ощущаете себя казахом?
Результаты свидетельствуют о том, что 20 % испытуемых из данной выборки ощущают себя казахами, когда говорят на казахском языке или находятся в казахоязычной среде, 13 % во время праздников и свадеб, 10 % в конфликтных ситуациях и 6 % дома.
Таким образом, несмотря на сложный и постепенный процесс трансформации этнообразующих факторов, который продолжается сегодня, главными элементами этнического самосознания, остается язык (81 %), несмотря на то, что многие представители городских казахов употребляют два языка, а некоторые преимущественно русский, и традиционная культура, которые способствуют осознанию себя как единого целого с группой.
Следующая методика, “Приписывания качеств” позволила нам сформировать набор личностных качеств, характеризующих как личность, так и представителей казахского и русского этноса /3/. А также узнать насколько городские казахи идентифицируют себя со своим этносом по определенным качествам.
В исследовании мы предлагали список из 40 личностных качеств (дисциплинированный, целеустремленный, терпеливый, завистливый и т.д.), из которых испытуемые должны были выбрать по 10 качеств, свойственных лично им, представителю “типичного казаха” и представителю “типичного русского”. Обработка результатов осуществлялась подсчетом частоты упоминаний качеств, что позволило выявить десять наиболее часто упоминаемых качеств и десять менее часто упоминаемых качеств.
По полученным данным выявились качества, которые ни разу не были выбраны:
“Я сам” завистливый |
“Типичный казах” агрессивный компетентный |
“Типичный русский” безответственный пассивный |
Представители городских казахов идентифицируют себя со своим этносом по следующим качествам; добрый, гостеприимный, терпеливый, дружелюбный, общительный, а с представителями русского этноса по следующим качествам; общительный, эмоциональный, дружелюбный, обладающий чувством собственного достоинства, целеустремленный.
Следующие качества менее присущи представителям городских казахов этой выборки, а также “типичным казахам” и “типичным русским”. Совпадение с “типичным казахом” наблюдается по следующим качествам; приверженный, заносчивый, бескорыстный, бережливый. И совпадение с “типичным русским” по таким качествам как, бесхозяйственный, покорный, приверженный.
Таким образом, из выбранных нами 20 качеств (10 часто упоминаемые качества и 10 менее часто упоминаемые качества) городские казахи идентифицируют себя с представителями своего этноса по 9 качествам, что составляет 45 %, и по 8 качествам они идентифицируют себя с представителями русского этноса, что составляет 40 % из данной выборки.
Для определения степени зависимости личностных качеств “типичного казаха” от личностных качеств “типичного русского” мы использовали методику биполярных шкал, разработанную Т.Г. Стефаненко /3/.
Испытуемым предлагался список 27 пар противоположностей с семибалльной шкалой (гостеприимство 3210123 не гостеприимство, лень 3210123 трудолюбие, раскованность 3210123 скованность и т.д.). Им необходимо было выбрать одно из двух утверждений, которое, по их мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, или 0, если оба утверждения одинаково верны. Результаты
обрабатывались по формуле Пирсона.
Как показали, результаты между рядами данных не существует значимой связи, так как коэффициент корреляции не стремится к единице rxy= 0.15.
Необходимо отметить, что, по мнению опрошенных городских казахов, личностные качества представителя своего этноса не совпадают с личностными качествами с представителем русского этноса. Однако городские казахи этой выборки приписывали себе как качества, свойственные, с их точки зрения, казахам, так и качества, характеризующие “типичного русского”.
Необходимо также заметить, что в результате исследования автостереотипы и гетеростереотипы у представителей городских казахов в значительной степени положительны. Иными словами, представители городских казахов продемонстрировали отсутствие у них внутригруппового фаворитизма и предубеждений к представителям русского народа.
В целом важно отметить, что ценностные ориентации и личностные качества городских казахов совпадают с ценностями ориентациями и личностными качествами своего этноса и оказывают определенное воздействие на процесс этнической идентификации.