У.Р Бекмуханбетова
с.н.с.
Института экономики
КН МОН РК,
к.э.н., г.Алматы
Человеческий капитал и проблемы гендера в условиях индустриально-инновационного развития Казахстана
В настоящее время проблема гендера определена в качестве приоритетной многими международными организациями, признающими, что гендерные индикаторы должны быть введены во все социальные и экономические программы, содействующие демократизации общества, повышению качества жизни, искоренению бедности, устойчивому развитию страны.
Основная проблема гендерных исследований - выяснение возможностей преодоления гендерного неравенства, дискриминация по признаку пола на всех уровнях и во всех сферах социальной жизни - труд, экономика, политика, семья.
Стратегией гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг. гендер рассматривается как совокупность социальных и культурных норм и ролей мужчин и женщин, которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения между ними.
Гендерные отношения - социально организованные отношения между полами. Как правило, это отношения неравенства, при котором господствующую позицию занимают мужчины. Гендерные отношения понимаются как продукт взаимодействия женщин и мужчин, представляющих собой социальные общности с макро- (общество) и микро- (семья) средой.
Гендерные исследования помогают изучить и понять, как тот или иной социум определяет, формирует и закрепляет в общественном сознании и в сознании личности социальные роли женщины и мужчины, а также какие последствия для них имеет это распределение.
Страновое различие понятию "гендер" придают некоторые западные исследователи (И. Гоффман, К. Уэст, Д. Зиммерман, Н. Смелзер). По их мнению, "гендер" - это различия между полами, имеющие социальную окраску в соответствии с особенностями общественного развития в той или иной стране.
Российские исследователи данный термин трактуют как "социальный пол или статус" [1]. Он определяется как изменяющийся социально-экономический статус индивида, который связан с репродуктивным поведением человека, его семейной ролью, индивидуальными возможностями в образовании, профессиональной деятельности и т.д. При этом гендерные особенности специфично проявляются в различных сферах.
Экономические реформы в Казахстане способствуют началу эволюционного женского движения, которое, являясь одним из важных институтов гражданского общества, стало первым проводником гендерной политики в республике. Выделяются два периода развития женского движения в Казахстане:
1)С начала 1990-х до 1998 г. гендерная политика проводится в основном неправительственными организациями. Различают два вида гендерной политики: риторическая - актуализация вопросов необходимости предоставления женщинам равных гражданских и политических прав, равных стартовых возможностей во всех сферах и меритокра- тическая - переход в практическую деятельность, проведение гендерной политики в различных областях (политике, экономике, образовании и т.д.), начало изменений самой гендерной системы. Происходит активный рост неправительственных организаций и ассоциаций, объединений, кризисных, информационных центров.
2)С 1998 г. по настоящее время гендерная политика проводится в Казахстане не только неправительственными организациями, но и государством [2]. Государственная поддержка становится основным фактором развития такого нового направления в научных исследованиях, как гендерное развитие, и в Республике Казахстан. Создаются определенные институциональные структуры, совершенствуется нормативно-правовая база.
Среди факторов, способствующих развитию гендерных исследований в Казахстане, нужно отметить фактор глобализации. С ним связаны международные контакты с центрами женских и гендерных исследований. Взаимодействие казахстанских и зарубежных исследователей способствует развитию гендерных исследований в отечественном социально-гуманитарном знании.
За годы независимости в Казахстане сложилась целая система институциональных механизмов защиты прав женщин и повышения их статуса. Эти механизмы постоянно развиваются и совершенствуются, а их деятельность во всех сферах жизнедеятельности становится все более действенной и эффективной.
В целях реализации рекомендаций Комитета по выполнению Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" по созданию комплексной политики и институционального подхода в вопросах достижения равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни была утверждена "Концепция гендерной политики в Республике Казахстан" (2003 г.), которая должна стать основой для развития национальных программ и стратегий по борьбе с бедностью, сокращению неравенства, искоренению болезней, усовершенствованию доступа и качества образования.
Целями тысячелетия, определенными ООН для Казахстана в гендерном аспекте, стали поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин, улучшение охраны материнства, сокращение детской смертности, ликвидация крайней нищеты и голода.
В 1998 г. Казахстан присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ратифицированы также Конвенции ООН "О политических правах женщин" и "О гражданстве замужней женщины", ряд актов Международной организации труда, касающихся прав женщин и детей.
В 2005 г. была утверждена Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг. Ее цель - создать условия в соответствии с Целями развития тысячелетия ООН для реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, равного их участия во всех сферах жизни и деятельности общества.
Для Казахстана подобный стратегический документ впервые открывает новый этап в социальной политике государства. Так, в частности, Стратегия отмечает недостаточное осознание обществом необходимости гендерного равенства, наличие устойчивых традиционных стереотипов о роли и месте женщины в обществе.
Стратегия гендерного равенства предусматривает индикаторы, по которым будет контролироваться ее выполнение, среди которых:
-вклад женщин и мужчин в формирование ВВП;
-число лиц, проживающих за чертой бедности;
-уровень распространения ВИЧ среди беременных женщин;
-структура материнской смертности;
-количество постоянных дошкольных учреждений и др.
Итак, можно утверждать, что в Республике Казахстан появилась достаточно прочная правовая база для соблюдения равноправия женщин и повышения их статуса в различных сферах общественной жизни.
В численности населения женщины составляют большую половину (более 52,1%), поэтому основные направления социальной политики государства сводятся к вопросам семьи, женщин и детей.
Ухудшение социально-экономической ситуации, ее неустойчивость существенно влияют на качество жизни всех граждан и в первую очередь женщин, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов, одиноких родителей, матерей-одиночек.
Программы индустриально-инновационного развития страны вносят целый комплекс задач, требующих своего решения, в отношении гендерных проблем. Именно женщины оказались не подготовлены к адаптации в этих экономических условиях, менее конкурентоспособны по сравнению с мужчинами. Женщины чаще попадают в число безработных, работают в режиме вынужденной неполной занятости, выталкиваются на низкооплачиваемые должности, малоквалифицированные и непрестижные виды работ.
Экономическое неравенство влечет за собой неравный доступ к ресурсам, что, в свою очередь, создает разные возможности для развития человеческого потенциала у различных групп населения.
Гендерные роли и различия определяют и различия в том, как кризисный период отразился на женщинах и мужчинах. В этот период появились новые специфичные формы гендерного неравенства, обусловленные ограниченной мобильностью рабочей силы, недостаточной информированностью о рынке труда и влиянием внутреннего разделения труда. Социальное и экономическое положение большинства женщин хуже, чем мужчин, что указывает на неполное и неэффективное использование человеческого, а именно женского потенциала. Так, доля женщин в общей численности безработных увеличилась с 57,8% в 2005 г. до 59,4% в 2008 г., а средняя заработная плата работающих женщин стабильно в 1,6 раза ниже заработной платы мужчин - 46 707 тенге по сравнению с 73 602 тенге.
Вместе с тем в последние годы в Казахстане усилена социальная поддержка женщин и детей. Так, в 2008 г. единовременное пособие в связи с рождением ребенка было увеличено в 2 раза. В 2009 г. оно составило 38 тыс. тенге. В 1,6 раза возросли пособия по уходу за ребенком. За первого ребенка выплачивается 6300 тенге, а за четвертого ребенка - 8200 тенге ежемесячно по достижению им одного года.
Начиная с 2008 г. введено обязательное социальное страхование беременности и родов, и в 2008 г. впервые были выплачены страховые социальные выплаты на общую сумму 14,6 млрд тенге.
С 2008 г. началась реализация специальной программы по снижению материнской и детской смертности. Введены в строй Национальный научный центр материнства и детства, Республиканский детский реабилитационный центр. В 2008 г. реабилитацию прошли свыше 2,5 тыс. детей из всех регионов страны.
Кроме того, осуществляются меры по поддержке женского предпринимательства. В 2008 г. 61 крестьянское хозяйство, возглавляемое женщинами, получило кредиты по линии сельских кредитных товариществ. Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства предоставил женщинам почти 10 тыс. кредитов на сумму около 3 млрд тенге [3].
Однако перечисленные меры все еще недостаточны для обеспечения как женщинам, так и мужчинам, поскольку они касаются и мужчин, достойного уровня как собственной жизни, так и содержания детей. В связи с этим определяются следующие направления по дальнейшей поддержке женщин.
1.Особое внимание должно уделяться социальной поддержке семей с детьми.
2.Поддержка экономической активности женщин. Необходимо создание условий для их трудоустройства в условиях кризиса, повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда, по переподготовке и обучению женщин новым перспективным специальностям.
Поднимается вопрос о рассмотрении дистанционной занятости, т.е. о сочетании трудовой деятельности с домашними обязанностями и воспитанием детей.
3.Расширение возможности женщин активно участвовать в политической и общественной жизни. В Казахстане не увеличивается количество женщин-депутатов в маслихатах и в Парламенте, в настоящее время их доля составляет всего около 17%.
4.Укрепление института брака и семьи. Повышение престижа семьи, поддержка молодых семей.
Таким образом, из изложенного можно сделать вывод, что концепция человеческого развития постоянно совершенствуется. Человеческое развитие - это развитие человека, под этим подразумевается развитие не какого-либо конкретного человека, а совокупности людей, осуществляющих жизнедеятельность в рамках определенного общества. И отсюда следует, что человеческое развитие определяется развитием населения.
Человеческое развитие - процесс исторический. На каждой стадии оно проходит с различной интенсивностью и претерпевает специфические изменения, обусловленные наличием разных исторически сменяющихся социальных условий.
Человеческое развитие - процесс, который происходит в органической связи с системой экономических законов. Ему присущи специфические закономерности, которые обусловлены общественным процессом, развитием общества, где основополагающую роль играет экономическое развитие.
В целом человеческое развитие - это совокупность качественных и количественных изменений в нем, носящих прогрессивный характер. Управление человеческим развитием - сложный процесс, который имеет специфические черты, как в мировом развитии, так и в отдельной стране. Оно предполагает наличие соответствующих условий и предпосылок или создание их со стороны государства.
В связи с этим гендерная стратегия - это долгосрочное планирование, направленное на сбалансированное социальное развитие в целях повышения качества жизни народа.
Гендерная стратегия выражает интересы прогрессивных слоев общества, опирается на объективные законы исторического процесса, предусматривает последовательную демократизацию власти путем вовлечения в управление женщин и мужчин, предполагает нахождение взаимоприемлемых решений, учитывающих гендерные интересы общества. Недопущение ущемления, как женщин, так и мужчин в возможностях и правах, правовых принципах, действиях, развитие общественных и государственных структур с учетом гендерных интересов, потребностей должно стать нормой цивилизованных государств.
В современной экономической и политической сферах казахстанского общества можно выделить следующие гендерно-асимметричные тенденции:
-женщины гораздо больше времени уделяют неоплачиваемым видам деятельности, связанным с домашним хозяйством, мужчины - оплачиваемой деятельности в общественном производстве;
-профессиональная горизонтальная сегрегация на рынке труда, когда традиционно "женские" профессии оплачиваются меньше и не имеют престижа в обществе;
-профессиональная вертикальная сегрегация, когда мужчины занимают высшие должности, чем женщины;
-уровень безработицы среди женщин выше, чем среди мужчин, а ее продолжительность дольше;
средний уровень заработной платы у женщин в 1,5 раза ниже, чем у мужчин;
-в политике и во властных структурах женщины представлены значительно меньше, чем мужчины.
Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан заключен меморандум на ближайшие три года с ПРООН. В ходе совместной деятельности состоятся исследования по гендерным вопросам, демографии, проблеме старения населения, будут организовываться конференции, круглые столы. С Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Национальная комиссия задействована по подготовке законопроекта "О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин". Парламентом рассматриваются два важных законопроекта - "Кодекс о браке и семье" и "О противодействии бытовому насилию". Принят Закон "О социальных услугах", также способствующий решению вопросов по улучшению положения женщин и детей определенных категорий. Кроме того, в 2008 г. принят План мероприятий на 2009-2011 гг. по реализации Стратегии гендерного равенства, реализация которого будет осуществляться совместно с министерствами здравоохранения, образования и науки, труда и социальной защиты населения.
Литература:
1.Калашникова И., Недохлебова Е. Гендерные аспекты занятости населения // Человек и труд. 2005. № 11. С.62.
2.Сарсембаева Р.Б. Гендерные аспекты системных социально-экономических реформ в Казахстане: социологический анализ. Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2005. С.56-57.
3.Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева на V Форуме женщин Казахстана. 5 марта 2009 г. Астана, 2009.
Материалы международной научно-практической конференции 151