Совершенствование механизма государственного стимулирования финансового обеспечения высокоиндустриальной экономики Казахстана
Динамика ускоренного роста экономики сохранялась на протяжении нескольких последних лет. Его высокие темпы были во многом обусловлены благоприятной ценовой конъюнктурой на мировых товарных рынках на основные составляющие экспорта Казахстана, а также продолжающимся расширением внутреннего совокупного спроса и предложения. В 2005- 2007 годах реальный рост валового внутреннего продукта (далее - ВВП) составил 9,7 % , 10,7 % и 8,5% соответственно. Положительная динамика наблюдалась во всех секторах экономики, в реальном, в секторе услуг, а также в финансовом секторе. Происходило увеличение темпов прироста объема промышленного производства. Среди отраслей промышленности развивался как добывающий, так и несырьевой сектор. Высокими темпами роста характеризовалось развитие строительной отрасли. Одним из факторов экономического роста в 2005- 2007 годах был рост объема инвестиций в основной капитал с ежегодным приростом в среднем на 22%. В Казахстане действующим законодательством были созданы условия и возможности для отечественных и иностранных инвесторов. Рост экономики сопровождался ростом показателей внешней торговли. Ежегодный рост внешнеторгового оборота за последние годы в среднем составлял 37%, в том числе экспорта – 38%, импорта – 36%. Увеличению экспорта главным образом способствовали сохраняющаяся благоприятная внешняя конъюнктура на рынке энергоресурсов и металлов, рост добычи топливно-энергетических ресурсов и рост производства продукции металлургической промышленности. Совершенствование в 2005-2007 годах налогового законодательства было направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику, повышение инвестиционной активности предпринимателей, стимулирование развития конкурентоспособных высокотехнологичных производств. Важное место в развитии экономики Казахстана сыграла Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003- 2015 годы. За истекший период осуществлены определенные преобразования несырьевых секторов экономики, началась реализация проектов в этой сфере и разработаны конкретные меры по повышению конкурентоспособности регионов. Важную роль в экономическом росте сыграла строительная отрасль, промышленность строительных материалов, изделий и конструкций.правом воспользовались почти 70 тысяч матерей, им выплачено пособий на общую сумму более 2,1 млрд. тенге. Аналогичная динамика наблюдается и по пособиям по уходу за детьми, в возрасте до одного года. Только за три месяца пособия выплачены около 140 тыс. получателям на сумму около 4 млрд. тенге. Впервые с 1 января 2008 года из Государственного фонда социального страхования работающим женщинам выплачиваются социальные выплаты по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в размере 40% от среднемесячной зарплаты. За первый квартал 2008 г. их получили 2,7 тысяч женщин на сумму 444,2 млн. тенге и 184,5 тыс.женщин на сумму 1,6 млрд. тенге соответственно. Несмотря на позитивные изменения, уровень социального обеспечения остается неадекватным. Стандартизация социальной сферы все еще не завершена. Отсутствие и несовершенство государственных социальных стандартов вызывают значительные трудности в достижении адекватности социального обеспечения, обеспечении доступности социальных услуг и бюджетировании социальных программ. Смягчение условий наступления основных социальных рисков – старости, инвалидности, потери кормильца неотделимо от развития социального обслуживания. В настоящее время оно включает в себя профилактику и охрану здоровья и несчастных случаев, медицинские и образовательные услуги, реабилитацию пострадавших на производстве инвалидов, предоставление специальных услуг для инвалидов и престарелых, услуг по уходу за детьми и домашнему быту и т.д. Социальное обслуживание осуществляется преимущественно государственными органами и государственными учреждениями центрального и местного значения. Негосударственный сектор в оказании социальных услуг задействован незначительно. В соответствии с Посланиями Президента РК в 2006-2007 годах приоритетное внимание уделялось адресной помощи наиболее нуждающимся категориям населения, не имеющим возможности самостоятельного выхода из состояния бедности [63]. С этой целью использовались адресная социальная помощь, выплата специальных государственных пособий, жилищной помощи, семейных и детских пособий, социальные выплаты отдельным категориям малообеспеченных граждан по решению местных исполнительных органов. Несмотря на достигнутые результаты, в сфере социальной защиты населения имеется ряд нерешенных проблем:
- базовый уровень социального обеспечения относительно невысок;
- низкий охват населения услугами пенсионных фондов, недостаточность пенсионных накоплений для обеспечения безбедной старости в перспективе;
- относительно высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи (6,7%) и женщин;
- относительно низкий уровень оплаты труда, особенно работников бюджетной сферы;
- низкая эффективность активных мер по выходу из бедности, вследствие чего сохранение бедности и неравенства, локализация бедности на селе и преобладание бедности в многодетных семьях;
- несовершенство стандартов оказания социальной помощи обеспечения и доступа к качественным социальным услугам;
- недостаточное развитие коллективно-договорных отношений;
- медленное внедрение стандартов корпоративной социальной ответственности;
- обеспечение экономической и социальной интеграции оралманов после переезда;