Нурланова Н.К.,
д.э.н., профессор, зам. директора
Института экономики КН МОН РК
«Приоритеты индустриально-инновационной модернизации и возможности их реализации в экономике Казахстана и его регионов»
Важнейшим фактором индустриально-инновационной модернизации Казахстана и усиления конкурентных преимуществ его экономики является его территориальное развитие. Для того, чтобы выработать политику роста конкурентоспособности экономики и инвестиций в человеческий капитал необходимы четкие стратегические приоритеты индустриально-инновационной модернизации.
В Казахстане сформирован достаточно крупный производственный потенциал, ставший основой для его развития в качестве независимого государства. Однако он базировался на освоении природных богатств, в результате «сырьевое» развитие вызвало деформированную, однобокую структуру производства, поставило республику в сильную зависимость от конъюнктуры мировых рынков, привело к обострению экологических проблем.
Сырьевой фактор в республике еще долго останется главным источником экономического роста. Однако он должен быть дополнен фактором инновационно-технологического развития.
Как показывает оценка социально-экономической ситуации в республике и анализ хода реализации Государственной Программы ФИИР в отдельных регионах страны, все усилия и предпринимаемые меры затрагивают лишь часть имеющихся проблем. Согласно предварительным данным Агентства по статистике, объем инновационной продукции в 2012 году в Казахстане и регионах, увеличился по сравнению с 2009 годом в 2,8 раза и составил 312, 1 млрд. тенге, услуг инновационного характера оказано на 18,2 млрд.тенге, что в 2,4 раза больше, чем в предыдущем году, 52,3% всей реализованной в 2010 году инновационной продукции приходится на Павлодарскую область. В 2012 году ситуация остается прежней.
Согласно ранжированию регионов по уровню инновационного развития Павлодарская область занимает первое место, с долей 34,1%, второе место занимает Карагандинская область с долей 14,8% и третье место Актюбинская область – 12,6%.
Однако, несмотря на увеличение объема инновационной продукции за 2007-2012гг. на 54,7%, уровень инновационной активности предприятий за этот же период в целом по республике увеличился менее, чем на 2 процента – с 4,8 до 5,7% в 2011 году и до 6,4% в 2012 году., причем в сырьедобывающей Атырауской области он составил 6,6%, а в Мангистауской - всего 1,1%. нновационная активность российских предприятий почти в два раза выше казахстанских.
Данное обстоятельство свидетельствуют о том, что Казахстан сильно зависим от зарубежных разработок и уже внедренных и используемых технологий, чтобы управлять и модернизировать свою индустриальную основу.
Среди инновационной продукции промышленных предприятий наибольший удельный вес в инновационной продукции занимала продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям - 81,2%, продукция подвергавшаяся усовершенствованию составила 6,2%, и прочая инновационная продукция - 12,6%.
В результате по-прежнему остаются не решенными такие проблемы, как (см.слайд 2):
- существенное отставание геолого-разведочных работ от темпов их отработки;
- относительно высокая энерго- и ресурсоемкость технологических процессов;
- недостаточное развитие четвертого (прокат) и отсутствие пятого (готовые изделия) переделов в черной и цветной металлургии;
- относительно высокий физический и моральный износ основных фондов;
- низкая доля обрабатывающей промышленности, в том числе высокотехнологичных и наукоемких производств;
- низкая доля экспорта продукции обрабатывающих отраслей из-за её неконкурентоспособности на внешнем рынке сбыта;
- относительно высокий уровень загрязнения окружающей среды.
Исходя из этого, можно выделить стратегические направления индустриально-инновационной модернизации экономики (см.слайд 3): реализация которых обеспечит устойчивый и интенсивный экономический рост Казахстана и его регионов:
1. Развитие секторов экономики, позволяющих создать эффективные и современные рабочие места для обеспечения занятости населения (туризм; легкая промышленность; розничная торговля, бытовые услуги, ремонтные работы (включая автосервисы), услуги в области культуры и развлечений и т.п.), а также обеспечить условия для развития малого и среднего бизнеса.
2. Модернизация базовых отраслей (добыча нефти и газа; горнорудная промышленность; черная и цветная металлургия; сельское хозяйство; строительство; транспорт и энергетика) с целью повышения добавленной стоимости, производительности труда.
3. Диверсификация экономики посредством опережающего создания новых высокопроизводительных рабочих мест, в секторах с потенциалом импортозамещения и экспорта (машиностроение и приборостроение; нефтехимическая промышленность; современная пищевая промышленность; строительные материалы и т.п.
4. Обеспечение развития высокотехнологичных секторов экономики, которые будут определять рост глобальной экономики в последующие 15-20 лет (высокотехнологичная медицина, биотехнологии; программное обеспечение, телекоммуникации и электроника; новые материалы; альтернативная энергетика и энергосбережение; экологические - «зеленые» технологии).
5. Модернизация системы образования и переподготовки кадров. развитие современной базы для «выращивания талантов», необходимых новой экономике; интенсивное развитие сектора профессиональных услуг (консалтинг, инжиниринг, финансовые услуги).
Выбор конкретных приоритетов и проектов научно-технической и инновационной политики требует глубоко обоснованного стратегического подхода.
Во-первых, это касается направлений науки и техники, Недопустимо использование ограниченных средств государства на поддержку псевдоинноваций, В равной мере опасно концентрировать усилия на реализации изобретений и технологий, время для внедрения которых еще не пришло, и затраченные ресурсы десятилетиями не будут давать отдачи, окажутся омертвленными.
Во-вторых, экономика Казахстана, как и каждого государства, ее структура, технологические потребности, имеющиеся научные заделы своеобразны и неповторимы. Пагубным и разрушительным может стать механический перенос даже самых эффективных технологий в отторгающую их среду. Значит, требуются тщательный отбор и адаптация тех направлений и элементов в науке и технологиях, которые наиболее плодотворны именно в нашей стране.
В-третьих, важно учитывать нынешнее положение Республики Казахстан, пережившей за время рыночного реформирования затяжной и глубокий экономический кризис 90-х годов, технологическую деградацию.
В таких условиях тем болееважно переломить негативные тенденции, сформировать селективную научно-техническую и инновационную политику, учитывающую национальную специфику и особенности территориального развития, ориентированную на реализацию обоснованно выбранных приоритетов.
Заметим, что основы селективной политики не выработаны. Приоритеты развития науки и техники столь широки и неопределенны, что под них можно подвести любую НИОКР, любую инновацию, в том числе представляющие вчерашний, а то и позавчерашний день мировой науки и техники. Выбор критических технологий для реализации этих приоритетов тоже во многом случаен и слабо обоснован. Большая часть инвестиций в основной капитал не проходит технологической экспертизы и воспроизводит устаревшую, неконкурентоспособную технику и технологию, а средства, выделяемые на инновации, мизерны.
Поэтому нужны более жесткие подходы к определению технологических приоритетов, предлагаемых для государственной поддержки.
Рассмотрим основные критерии их выбора (см.слайд 4):
Прежде всего, следует иметь в виду необходимость формирования шестого технологического уклада и базовых инноваций, которые будут определять конкурентоспособность товаров и услуг на высокотехнологичном мировом рынке уже в ближайшие годы. Необходима также поддержка пятого уклада, сохраняющего значительный удельный вес в остальных секторах мирового, и особенно внутреннего, рынка.
Технологическая потребность производства должна исходить из следующих требований:
· повышение уровня реальных доходов и улучшение качества жизни граждан, качественное улучшение образования и здравоохранения;
· технологическая модернизация и замена основныхсредств, стоимость которых, согласно статистике, к началу 2012 г. составила 29,4 трлн. тенге, степень физического износа - 35,4%. Очевидно, что необходима программа модернизации основных средств на основе технологий пятого уклада с постепенным наращиванием доли шестого;
· обеспечение ресурсосбережения и экологической безопасности, поскольку лучшие экономически эффективные природные ресурсы быстро истощаются, расходуются крайне неэффективно, расширение же производства приводит к росту загрязнения окружающей среды. Поэтому необходимо освоение принципиально новых материалов, безотходных и малоотходных, энергосберегающих технологий.
Следующий критерий приоритетности - наличие достаточного научного, изобретательского или конверсионного задела для освоения тех или иных базовых технологий. Оценка и отбор разработок новых поколений материалов, техники и технологий, изобретений должны осуществляться, а с принятием нового Закона РК «О науке» уже осуществляются на основе объективной и квалифицированной экспертизы.
Следующий критерий - социально-экономическая эффективность принципиально новой техники и технологии должна учитывать фактор времени. При выборе направлений и проектов индустриально-инновационной модернизации требуется определять следующие виды эффектов:
- прямой экономический (коммерческий) эффект в виде чистого дохода (чистой прибыли) за нормативные сроки эксплуатации техники, отнесенный к интегральным затратам в сферах производства, обращения и потребления за тот же период;
- бюджетный эффект (доходы бюджетов всех уровней в виде налогов, таможенных и иных платежей), отнесенный к затратам за счет бюджетов и предоставленным налоговым и таможенным льготам;
- объем полученной государством и другими собственниками природной ренты (за вычетом доли, включенной в налоги и таможенные платежи), отнесенный к величине вовлеченных ресурсов и интеллектуальной собственности;
- экологический эффект в результате комплексного использования, сбережения природных ресурсов (повышение коэффициента извлечения полезных ископаемых из недр, комплексности переработки сырья, сокращение потерь при транспортировке и переработке) и уменьшения загрязнения воздушного и водного бассейнов, отнесенный к затратам на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды;
- социальный эффект в виде затрат на повышение качества образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.п., отнесенных к вложениям в человеческий капитал (бюджетным и внебюджетным затратам на социокультурную сферу).
Ожидаемый эффект определяется как методом прямого счета, так и с использованием экспертных оценок и поправочных коэффициентов. При этом принимается во внимание фактор времени (дисконтируются как эффект, так и затраты).
И, наконец, последний критерий - возможность обеспечения ресурсами приоритетных направлений науки, техники и технологий в период до 2020 г. с учетом ожидаемых темпов роста ВВП и источников для инноваций и инвестиций.
При этом важно оценивать несколько сценариев перспективного ресурсного обеспечения с учетом циклов и кризисов в мировой и отечественной экономике, и связанных с этим колебаний спроса, объема продаж и ресурсов.
Необходимо осуществление предварительной экспертизы для выбора приоритетных инновационных проектов с точки зрения их соответствия вышеперечисленным критериям отбора:
- соответствие целям Государственной Программы форсированного индустриального развития;
- эффективность реализации проекта (экономическая, бюджетная, экологическая, социальная);
- нацеленность проекта на поддержку 5 технологического уклада или формирование 6 технологического уклада;
- наличие научного задела для освоения базовых технологий.
Только в случае положительного заключения принимается решение об обеспечении инвестиционного проекта государственной поддержкой в виде налоговых льгот, грантов, льготных кредитов и т.п.
В результате успешной реализации данного механизма может быть решена проблема слабой ориентированности исследований и разработок на коммерческое применение.
Нами выделено ряд мер государственного регулирования экономики по обеспечению организационных, кадровых и нормативно-правовых условий (см.слайд 5):, которые определяют возможность осуществления эффективной индустриально-инновационной модернизации в стране и ее регионах и на ее основе рост экономики и благосостояния населения:
· государственная поддержка развития прогрессивных отраслей и производств обрабатывающей промышленности;
· государственная поддержка эффективного бизнеса;
· государственное стимулирование эффективного использования научного потенциала и реализации инноваций, ICT-технологий;
· дальнейшее увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;
· более широкое использование механизмов возвратного и паритетного финансирования при поддержке прикладных работ, имеющих коммерческую значимость;
· формирование механизмов долевого государственного участия в финансировании коммерческих научно-технических разработок;
· развитие системы государственного и частного страхования инновационных рисков;
· стимулирование трансферта технологий.
Однако возможности модернизации определяются не только мерами и механизмами государственного регулирования, наличием организационных и институциональных предпосылок, но и стартовыми условиями социально-экономического развития страны и ее регионов.
Поэтому необходимо оценить сложившийся потенциал и ограничения индустриально-инновационной модернизации Казахстана и его регионов. Достигнутый в стране в последние годы стабильный экономический рост создает благоприятные условия для осуществления прогрессивных структурных сдвигов в экономике страны и модернизации промышленности на новой технологической основе. Об этом свидетельствует динамика важнейших макроэкономических показателей (см.слайд 6):
Динамика основных макроэкономических показателей Казахстана за 2000-2011гг.
2000г. |
2005г. |
2008г. |
2011г. |
2011г.в % к 2000г. |
|
ВВП на душу населения, доллары США |
1 229,0 |
3 771,3 |
8 513,5 |
13100,0 |
в 10,65 раз |
Уровень безработицы, % |
12,8 |
8,1 |
6,6 |
5,4 |
на 7,4 % пункта |
Валовый приток иностранных прямых инвестиций, млн. долл |
2 781 |
6 619 |
19 760 |
19 017 |
в 6,8 раз |
Инвестиции в основной капитал, млн. тенге |
595664 |
2 420 976 |
4 210 878 |
в 7,8 раз |
|
Внешнеторговый оборот, млн. долларов США |
13852,2 |
45 201,5 |
109 072,5 |
126 212,7 |
в 9,1 раз |
Коэффициент нищеты, в %, определяемый из расчета 1 доллара США в день (ППС) / Глубина бедности |
10,3 |
7,5 |
2,3 |
1,1 |
Снизился в 9,36 раза |
Число абонентов сотовой связи, на 100 человек, чел. |
- |
35,6 |
102,6 |
118,9 |
в 3,34 раза |
Количество пользователей Интернета на 100 человек, чел. |
- |
4 |
15,1 |
31,6 |
в 7,95 раз |
Казахстан, достиг значительных успехов в обновлении национальной экономики. Развитие рыночных институтов, финансового сектора, распространение современных средств связи и телекоммуникаций, приход иностранного капитала привели к тому, что Казахстан вошел в число мировых лидеров по темпам роста ВВП, которые в 2011 г. составили 7,5 %, а в 2012г. – 6,0%, растут инвестиции в экономику (4653,5млрд т. в 2011г.), существенно снизилась безработица за счет создания новых рабочих мест и составила 5,4 %.
В 2012г. по оценкам Всемирного экономического форума экономика нашей страны укрепилась, она впервые за последние 5 лет заняла 51-ю позицию по индексу глобальной конкурентоспособности среди 144 стран мира. То есть уровень конкурентоспособности Казахстана только за один год повысился сразу на 21 пункт. Для сравнения: Россия заняла 67-е место, Таджикистан – 100 и Қырғызстан 127места. Для Казахстана характерны высокие темпы ВВП и его душевой уровень по сравнению с Цетрально-Азиатскими странами (см.слайд 7,8).
Анализ основных экономических показателей в разрезе регионов Казахстана также показывает положительную динамику (см.слайд 9):
Динамика основных показателей развития регионов Казахстана за 2007-2011гг.
Рост в 2011г. по сравнению с 2007г., в % |
||||
ВРП |
ВРП на душу населения |
Инвестиции в основной капитал |
Наличие основных средств |
|
Республика Казахстан |
212,7 |
200,1 |
147,7 |
210,8 |
Акмолинская |
199,7 |
203,5 |
119,1 |
248,3 |
Актюбинская |
211,1 |
194,8 |
171,5 |
208,1 |
Алматинская |
233,6 |
195,3 |
261,4 |
222,9 |
Атырауская |
270,2 |
252,3 |
140,9 |
171,9 |
Западно-Казахстанская |
203,5 |
215,5 |
91,5 |
192,6 |
Жамбылская |
231,5 |
229,3 |
356,1 |
219,0 |
Карагандинская |
208,1 |
207,4 |
166,6 |
176,0 |
Костанайская |
207,4 |
206,6 |
156,3 |
233,1 |
Кызылординская |
213,6 |
184,1 |
215,7 |
246,3 |
Мангистауская |
235,6 |
172,4 |
147,0 |
259,5 |
Южно-Казахстанская |
233,9 |
219,2 |
214,7 |
264,3 |
Павлодарская |
233,1 |
257,6 |
159,8 |
202,7 |
Северо-Казахстанская |
209,9 |
233,7 |
185,0 |
197,0 |
Восточно-Казахстанская |
194,1 |
206,6 |
190,9 |
214,9 |
г.Астана |
202,6 |
150,7 |
134,8 |
225,0 |
г.Алматы |
181,8 |
166,8 |
84,3 |
225,8 |
Как видно из слайда 8, валовой региональный продукт (ВРП) и валовой региональный продукт на душу населения за анализируемые 5 лет во всех регионах Казахстана увеличился в среднем вдвое, и это, не смотря на то, что за базу сравнения выбран докризисный 2007г. Такая устойчивая положительная динамика свидетельствует о существенном возрастании возможностей для инновационно-технологической модернизации страны.
Однако стартовые уровни регионов Казахстана существенно разнятся. Устойчивой тенденцией развития Казахстана является усиление территориального экономического неравенства. Одной из главных причин является экспортно-сырьевой тип экономического роста, неизбежно усиливающий внутренние диспропорции развития.
В развитии нашей страны имеются жесткие ресурсные, инфраструктурные и институциональные ограничения,
Казахстан не входит в число стран с благоприятными условиями хозяйствования. Контрасты условий жизни в городах и за их пределами, недостаточная социальная и пространственная мобильность людей оборачиваются значительным социальным расслоением общества, что сдерживают развитие страны.
О сохранении ведущей тенденции развития Казахстана - росте регионального неравенства свидетельствует тот факт, что экономика республики концентрируется в ограниченном числе регионов с особыми преимуществами. На долю шести ведущих регионов Казахстана (Атырауская, Карагандинская, Мангистауская, Восточно-Казахстанская области и гг. Астана и Алматы) приходится около 60% ВРП (см.слайд 10).
В этой ситуации Президентом страны в его Послании народу Казахстана поставлена задача создания «…новых эффективных механизмов выравнивания социально-экономических условий в регионах».
Мировая практика показывает, что в условиях догоняющего развития практически нереально ставить задачи равномерного развития всей территории. По мере модернизации экономики догоняющих стран нарастают пространственные различия в уровне развития.
Дилемма в странах догоняющего развития –стимулировать «полюса роста» или продолжать выравнивающую политику,решается в пользу первого типа региональной политики. В результате появляются анклавы модернизации, но наряду с ними существует и отсталая периферия.
В территориальном развитии Казахстана в последнее десятилетие наблюдаются аналогичные тенденции.
В то же время в Казахстану сохраняется традиционная выравнивающая политика государства. Полного отказа от нее не произошло в отличие от большинства стран догоняющего развития. Поэтому не наблюдается катастрофического разрыва в темпах роста наименее развитых регионов и динамично развивающихся сильных регионов. Это, правда, в определенной мере объясняется эффектом низкой базы.
Сформировавшиеся в Казахстане регионы-лидеры роста конкурентоспособности можно разделить на два типа: крупнейшие агломерации страны с крупными городами и ресурсодобывающие регионы с быстрым ростом добычи нефти (Атырауская, Актюбинская, Мангистауская области). Отсутствуют в республике и регионы с высокотехнологичными отраслями машиностроения.
В региональном развитии сложились устойчивые инвестиционные приоритеты: Существующая бюджетная и индустриальная политика не всегда стимулирует развитие основных «точек роста» страны, их экономические ресурсы перераспределяются. В результате замедляются диффузия экономического роста естественным путем – от крупных центров к менее крупным, а затем и на периферию.
К сформировавшимся или формирующимся зонам (центрам) роста в Казахстане можно отнести несколько регионов.
- крупнейшие республиканские города с наиболее устойчивым ростом на основе агломерационного эффекта, обеспечивающего приток населения и инвестиций;
- крупные многофункциональные города – центры регионов, их рост обеспечивается концентрацией сервисных функций и индустриальных производств, но все слабее поддерживается миграционным потоком населения и пока не получает значительных инвестиций;
- ведущие сырьевые регионы, нефтегазовые и металлургические, рост которых менее устойчив и зависит от конъюнктуры цен на сырье, но значительные бюджетные ресурсы позволяют поддерживать человеческий капитал и инфраструктуру, и привлекают миграционные потоки. Развитие этих регионов в наибольшей степени зависит от стратегий крупных компаний, поддержанных бюджетными инвестициями в развитие инфраструктуры.
В новых условиях, сложившихся под влиянием глобальных экономических процессов и нарастающих глобальных вызовов, новая региональная политика, должна строится на следующих принципах (см.слайд 11).
Во-первых, переносом акцента с государственных, безвозмездных субсидий на поддержку децентрализованных инициатив на уровне местных органов власти и самоуправления. Такая политика себя оправдала и дала положительный результат, например, в Италии, Китае.
Во-вторых, стимулированием и поддержкой роста в беднейших регионах, что нашло отражение в активной региональной политике Бразилии, имевшей эффект в относительно бедных северо-восточных регионах страны.
В-третьих, применением комплексного подхода, обеспечивающего использование конкурентных преимуществ региона и страны и содействие развитию региональных "точек роста". При таком подходе наибольшее внимание уделяется инвестициям в инновации и научно-техническую сферу, в человеческий капитал, поскольку такие вложения дают наибольшую отдачу.
В-четвертых, в настоящее время в условиях глобализации мировой экономики получил распространение достаточно широкий подход к формированию состава производительных сил, куда, наряду с традиционными элементами, включаются новые, такие как информационные, институциональные, организационные, географическое положение и др..
Перечисленные подходы к осуществлению региональной политики направлены на структурную и инновационно-технологическую модернизацию хозяйства регионов, устойчивый экономический рост, создание условий для выравнивания социально-экономического развития и обеспечение экологической безопасности.
Главными задачами новой региональной политики должны стать (см.слайд 12).
:
- укрепление целостности экономического пространства на основе интенсификации межрегиональной кооперации и эффективного сотрудничества с сопредельными странами и их региональными группировками;
- обеспечение устойчивого экономического роста в регионах на основе эффективного использования их человеческого, природно-ресурсного, производственно-технического потенциалов, конкурентных преимуществ и возможностей межрегионального и международного сотрудничества;
- сближение регионов по уровню экономического и социального развития, главным образом путем стимулирования экономического потенциала отставших регионов.
Основными мерами по устранению препятствий на пути инновационного развития регионов должны быть (см.слайд 12):
Ø Ликвидация административных барьеров для бизнеса (прозрачное таможенное, налоговое администрирование, упрощенные процедуры выделения земли, регистрации начала бизнеса, государственных закупок и других контрольно-разрешительных функции государства).
Ø Создание конкурентоспособного бизнес-климата (технические регламенты и стандарты, демонополизация рынков и развитие конкуренции, сильные бизнес-ассоциации и профсоюзы, торгово-промышленные палаты).
Ø Продолжение реформ государственного управления в образовании, науке, в сферах технического регулирования, защиты конкуренции, интеллектуальной собственности, налоговой, амортизационной, таможенно-тарифной политике.
Ø Совершенствование законодательства, более качественное нормативно-правовое регулирование, осуществляемое в партнерстве с бизнесом, оптимизация отраслевых программ развития.