Издревле тема «Восток и Запад» волнует человечество. А ныне особое внимание к ней вызвано усиливающейся глобализацией и возвращением к многополярности.
Необходимостью устойчивого развития человечества, повышения его всеобщего благосостояния и духовного развития, важностью сплочения перед лицом общих для человечества угроз вызвана происходящая в новейшее время смена эпохи. Нынешний кризис это высветил ярко. То есть концепция прогресса, односторонне способствовавшая чрезвычайному технологическому подъему в ущерб духовно-демографическому прогрессу и лидерству на планете Европы и США, по сути исчерпала себя. Ставка лишь на сверхдоходы не может поощряться, т.к. неразведанных земель не существует, ресурсы планеты истощаются, экология оставляет желать лучшего, финансово-экономические кризисы углубляются, многие социумы деградируют. Нужны, следовательно, новые позитивные формы в развитии цивилизации. Основы и формы развития этого триединства заложены в теории новой социальной экономики, по модели которой движется наша страна, и которая предполагает разработку системных мер для исключения негативных ситуаций. Социальная экономика, опираясь на общечеловеческие ценности, демократическое и духовное развитие общества, предполагает устойчивое и исторически длительное функционирование цивилизации. Отдельные государства Азии близки в своих преобразованиях к теории социальной экономики. Они идут по пути прогресса: экономическое развитие на основе духовности, демографического роста и политической модернизации (ОАЭ, Малайзия, Иран, Турция и др.). Модель, совмещающая эти основы, свободна от тенденции исчезновения этносов, поглощения наций и народностей. Напротив, она позволяет сохранить то сущностное, что, к сожалению, уже утратили некоторые развитые страны, ушедшие намного вперед в науках, технологиях, менеджменте, инвестициях, в демократизации жизни общества, но столкнувшиеся с проблемой самоотрицания.
К сожалению, экономические теории, включая и «Экономикс», продолжают не замечать пагубность желания победить любой ценой. Отсутствие «бокового» зрения приводит к узакониванию обедненного технократического взгляда на реальность. Расширенное, т.е. нелинейное восприятие экономического мира – это то, чего не достает господствующей методологии изучения действительности.
В мире, однако, есть страны, которым удалось сохранить тенденцию демографического роста, не теряя при этом своих духовных ценностей, таких как культура, религия, семья и брак, воспитание молодого поколения, патриотизм, поощрение образованности и др. Это государства Исламского мира, Китай, Индия, Новые Индустриальные Страны Азии.
Если просуммировать все изложенные, то становится понятным, почему наступление эпохи Востока возглавили Китай, Индия, Новые Индустриальные Страны, Исламский мир, и почему новая эпоха распространяется по всему континенту, хотя процесс этот еще неравномерен, так как часть стран находится в доиндустриальной стадии развития.
В отличие от эпохи Запада новая эпоха, в определенной степени, является ренессансом Востока и характеризуется она своими особенностями:
– более гармоничным совмещением демократического, демографического и духовного развития, материального и духовного начал в индивидах, усилением роли идеологии, нацеленной на распространение индивидуалистко-коллективистского мировоззрения, точнее житейского консерватизма, все более исключающего естественный экоизм. Тотальный экономический рационализм, обнажив свою крайнюю однобокость, как ни парадоксально, но «расчищает» дорогу для собственного самоотрицания, следовательно, для расширенного восприятия мира вообще, экономического в том числе. Начавшийся технологический отрыв Запада от Востока нивелируется духовной отсталостью. Поэтому вполне вероятно возникновение синтеза двух типов мышления и действий, что позволит гармонизовать материальные и духовные потребности людей, социальных групп и общества в целом не только на Востоке, но и на Западе. У Запада реальный путь один – в сторону усиления духовности, у Востока – в сторону политической модернизации. Эти доминанты прогресса на современном историческом этапе предполагают создание геополитических и экономических условий для возникновения социальной рыночной экономики нового типа.
Мир и согласие в обществе стали главным условием экономического роста в нашей стране, повышения качества жизни. Этот опыт мог бы помочь всему миру преодолеть вызовы современности.
Среди них обострившиеся до предела глобальные проблемы расширения бедности и нищеты в ряде стран и регионов, продовольственного и энергетического обеспечения народов мира, охраны окружающей природной среды и экологической безопасности стран в условиях участившихся природных и антропогенных катаклизмов, ускоряющегося падения нравственности и морали, что ведет к масштабной дисгармонии – все это более чем достаточные основания для перехода к парадигме и ценностям новой социальной экономики. Можно предположить, что социализированная система взглядов на современную экономику отвечает коренным интересам каждого народа и этноса в глобальном пространстве, независимо от того, Запад ли это, Восток, Юг, Север. Через нее лежит путь к диалогу и взаимодействию цивилизаций, к более справедливому миропорядку. Если локомотивом индустриализации демократии был Запад, и это позволило ему добиться технологического и экономического превосходства во всем мире, то локомотивом развития духовности, превалирования нравственных начал становится Восток.
Необходимо отметить, что экономическое развитие на основе демократических принципов, не совмещенных с духовно-демографическими прогрессом, обеспечивает исторически временный эффект. Долгосрочное и стабильное развитие возможно лишь при совмещении этих трёх основ. Это и есть важнейший урок, который мы должны извлечь из длительного опыта различных стран.
Новая социальная экономика не совместима с развитием экономики любыми способами, ибо это чревато роковыми последствиями для цивилизации. Она зиждется не на одностороннем экономическом росте на радикальных моделях рынка, а на гармоничном совмещении его с духовно-демографическом и демократическом прогрессом. В мире есть страны – Малайзия, Объеденные Арабские Эмираты, Индия, к примеру, которые избрали близкий к этому путь развития. Индустриально высокоразвитая Япония так же показывает, что достаточное материальное благосостояние возможно в условиях разумного отношения к окружающей природе, к духовным ценностям («японский дух и западные технологии»). О возможности экономического прорыва в этих азиатских странах с древней цивилизацией, с философией созерцания в противовес философии власти над окружающим миром можно судить по тому, как динамично растут экономики Китая и Индии. Экономический динамизм здесь обусловлен не только определенными экономическими свободами и государственными институтами, не отрывом от духовного здоровья народов, а в комплексе всех этих основ и факторов. В этом суть экономического прорыва восточного типа развития.
Для евразийских стран – Казахстана, России и других – органичен путь развития, характеризующийся совмещением демократии, демографии, симбиозом восточных и западных цивилизаций, базирующихся на своих национальных культурных фундаментах и духовности, прежде всего, вере, языке, традициях, менталитете. Причем здесь социальный ориентир переходит поступательно в новое качество – социальную политику, воспринимающуюся обществом как адаптированное к национальным условиям востребование приемлемых ценностей западной демократии, развивающим качества человеческого капитала.
Этот путь важен для стран Евразии тем, что можно и нужно развивать экономику в достаточных масштабах, сохраняя при этом свою этническую идентификацию, религию, язык, культуру и полезные традиции, что в итоге позволяет уберечь нацию и цивилизацию от исчезновения. На такие главные задачи и целесообразно направить идеологию государства, которая по сути является основой и двигателем его социальной экономики и политики.
Нурланова Н.К.