Характерной особенностью посткризисного восстановления и развития республики по сравнению со многими странами мировой экономики являются стабильное положение с занятостью населения и снижение уровня безработицы с 7,3% в 2007 г. до 5,5% в 2010 г. Важнейшими факторами обеспечения стабильности с занятостью и безработицей являются проводимая антикризисная политика Правительства Республики Казахстан и срочно принятые меры по реализации двухсторонних договоров и трудовых соглашений меморандумов с крупнейшими корпорациями о сдерживании высвобождения работников, переобучении и трудоустройстве на других работах, своевременно проводимая «Дорожная карта» с предоставлением рабочих мест, услуг в социальной инфраструктуре. Несмотря на достижение стабильности на казахстанском рынке труда, предусматриваются экстренные срочные меры по обеспечению занятости населения как главной социальной проблемы страны.
В Послании Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!» 28 января 2011 года подчеркнута необходимость разработки новой стратегии и принципиально новой программы обеспечения занятости населения. «Сегодня необходимо повысить эффективность рынка труда, поскольку новая экономика требует новой генерации квалифицированных кадров.
Самозанятое население - это огромный кадровый резерв нашей экономики. Новые предприятия мы строим для того, чтобы там работали казахстанцы. Они должны готовиться к этому, учиться новым профессиям.
Поручаю Правительству совместно с Акимами областей, городов Астаны и Алматы до 1 мая 2011 года разработать принципиально новую программу по обеспечению занятости населения.
Правительство вместе с бизнес-сообществом должно предоставить бесплатное профессиональное обучение тем, кто хочет работать на индустриальных объектах. Надо обеспечить возможность участия каждого казахстанца в масштабной индустриализации страны» [1].
Современный этап посткризисного развития и обновления экономики республики на основе форсированной инновационной индустриализации, диверсификации производства и реализации новых прорывных проектов означает переход к новому качеству экономического роста.
Это связано с решением многосложных проблем на основе комплексного подхода, предусматривается модернизация экономики и социальная модернизация в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В этой связи намечаются новые цели, приоритеты и решение неотложных задач. Они связаны с обеспечением занятости населения как одной из главных проблем социальной политики государства, решением многих неотложных задач на казахстанском рынке труда, как в городах, так и селах, в регионах.
Посткризисное восстановление и обеспечение устойчивого экономического развития стран предусматривает обновление экономики и ее модернизацию на новой качественной основе. Беспрецедентный по своим масштабам и тяжелым последствиям финансовый и экономический кризис 2008 г. вынуждает заново переоценить его последствия и потери, определить дальнейшие приоритеты и перспективы социально- экономического развития стран глобальной экономики.
По оценкам российских авторов безработица во многих странах является самой большой проблемой. В Америке и Великобритании удается сократить уровень безработицы дерегуряции - сокращения объема вмешательства правительства, а также сокращения налогов, социальных расходов и пособий. В странах Европейского союза увеличивают объемы временной занятости. В Голландии поддерживают частичную занятость (составляет 38% от общего уровня занятости), но при этом хотят, чтобы частично занятые работники имели те же социальные гарантии и выплаты, что и работники, занятые полностью. В Германии и Франции вместо ускорения дерегуляции и сокращения налогов увеличивают субсидии промышленности. Во Франции, по мнению социалистического правительства, хороший результат дает сокращение рабочей недели (например, с 39 до 35 часов) [2].
В условиях мирового финансового экономического кризиса 2008 г. положение на рынках труда резко ухудшилось во многих развитых и развивающихся станах. В большинстве из них главный вопрос обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе взаимосвязан с преодолением спада производства в реальном секторе экономики и решением проблем безработицы, которая возросла в 2008-2010 годы.
По прогнозам МОТ на мировом рынке труда на 2008 г. ожидалась неблагоприятная ситуация с увеличением численности безработных в мире. Такие ожидания оказались вполне реальными, в США к началу 2010 г. уровень безработицы составил 9,5%.
В 2008 г. в большинстве стран СНГ отмечались относительно высокие темпы экономического развития, несмотря на кризис в финансовой сфере; затем произошло резкое замедление темпов роста в основных отраслях экономики в конце года, ускорение инфляционных процессов, в среднем по странам СНГ валовой внутренний продукт вырос за этот год на 5%. В начале 2009 г. наблюдалось усиление кризисных явлений, как в финансовой сфере, так и в реальном секторе экономики всего мира (и в том числе в странах Содружества). Поэтому в 2009 г. производство валового внутреннего продукта в среднем снизилось на 9%. В промышленности наибольший спад наблюдался в обрабатывающих отраслях; в ряде стран Содружества на рынках труда увеличилась напряженность. Численность безработных в соответствии с методологией МОТ в сентябре 2009 г. в целом по странам Содружества оценивалась Статистическим комитетом СНГ в 10 млн. человек, уровень безработицы 7,2%. Общее число безработных в Азербайджане составил 0,3 млн. человек, уровень безработицы - 6,0%, в России - соответственно 5,8 млн. человек и 7,6%, в Казахстане - 0,6 млн. человек и 6,4%, в Молдове - 83 тыс. человек и 6,1%, Таджикистане - 0,2 млн. человек и 7,4%, Украине - 2,0 млн. человек и 9,1% [3].
Сложившаяся нестабильная ситуация на мировых финансовых и ипотечных рынках в конце 2007 г. и начале 2008 г. не могла не отразиться на экономике Казахстана, и это в первую очередь, проявилось в росте инфляции, угрозе продовольственной безопасности, кризисных явлениях в ипотечном кредитовании, финансовой сфере и строительстве, особенно жилья.
Замедление темпов экономического роста Казахстана произошло в 2008-2009 гг., когда увеличение объема ВВП составило 103,3% и 101,2% [4]. Положительная динамика данных показателей в республике и тенденция дальнейшего их повышения в 2010 г. до 7% в условиях мирового экономического кризиса и продолжающегося спада производства во многих странах позволяет характеризовать позитивные сдвиги в общеэкономической ситуации в Казахстане. На казахстанском рынке труда сохраняется сравнительно стабильное положение и происходит снижение уровня безработицы по данным Агентства РК по статистике с 6,6% в 2008 г. до 5,5% в 2010 г.
На современном этапе антикризисного восстановления и обновления экономики определена целенаправленная стратегия инновационной индустриализации на основе диверсификации производства с новейшими технологиями, с переориентацией на развитие перерабатывающих отраслей промышленности и агропромышленного комплекса.
Инновационная индустриализация намечена по основным направлениям в металлургии и производстве готовых металлических продуктов, химической, фармацевтической, оборонной промышленности, энергетике, машиностроении, в строительной индустрии и производстве строительных материалов, сельхозпереработке, в развитии транспортной и телекоммуникационной инфраструктур.
Реализация общей стратегии экономического развития страны на перспективу требует четко продуманного выбора основных направлений промышленной политики, приоритетных отраслей и их инвестирования. Для перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях, творческом труде и интеллекте, необходима активизация человеческого капитала как важнейшего фактора и ценного ресурса, национального богатства общества.
На данном этапе наряду с определением общей потребности экономики в трудовых ресурсах, наиболее значимыми являются мониторинг и создание условий для обеспечения рабочими местами востребованных квалифицированных кадров для высокопроизводительного труда. Для реализации 237 проектов, включенных в Карту индустриализации Казахстана, будут созданы 235 тысяч рабочих мест. При этом необходима подготовка 108 тысяч работников, которые составляют дефицит квалифицированных кадров. Наибольшая потребность в трудовых ресурсах выявлена в таких отраслях, как обеспечение транспортной и энергетический инфраструктуры, нефтегазовый сектор, горно-металлургический комплекс, туристская индустрия и машиностроение [5].
Успешная реализация инновационной индустриализации Казахстана во многом зависит от создания конкурентоспособного человеческого капитала для приоритетных секторов национальной экономики. Формирование конкурентоспособного человеческого капитала следует рассматривать как основу долгосрочной стратегии страны. Оно непосредственно связано с достижением высокопроизводительного труда с применением новейших технологий. Необходимость резкого комплексного роста производительности труда обусловлена сравнительно низким его уровнем: 17 тыс. долларов на одного работника в год в республике, а в развитых странах - свыше 90 тыс. долларов. В 2007 г. индекс производительности труда в Казахстане составил 107,5% к предыдущему году, в кризисных условиях 2008-2009 гг. - 100,0% и 100,1%.
Формирование конкурентоспособного человеческого капитала страны и его востребованность на внутреннем и внешнем рынках труда означает, с одной стороны, эффективное использование накопленных знаний, профессионализма работников, с другой, как создание человеческого капитала на новой качественной основе с новейшими технологиями в соответствии с потребностями производства. Они способствуют повышению занятости населения и стабилизации ситуации на рынке труда.
Неэффективное использование накопленного человеческого капитала подтверждается сравнительно низким уровнем производительности труда, несбалансированностью спроса и предложения рабочей силы, несоответствием рабочих мест по профессиям, квалификации и опыту работы. Сложившаяся ситуация выявляет несоответствие подготовки квалифицированных кадров запросам производства и наличию свободных вакансий. На рынке труда наблюдается дефицит квалифицированных кадров по техническим профессиям, информатике и логистике. Для формирования нового качества человеческого капитала необходимо существующую систему подготовки и переобучения кадров кардинально реформировать со значительными инвестициями в данную сферу на основе государственно-частного партнерства.
Главные приоритеты национальной политики занятости населения Казахстана следует определить во взаимосвязи с переходом страны к новому типу экономического роста, ориентированному на инновационную экономику. Это, прежде всего создание постоянных новых рабочих мест на индустриальных объектах, подготовка для них квалифицированных технических кадров и эффективных рабочих мест с соответствующей заработной платой. При этом необходимо повышение трудовой мотивации людей, гражданской ответственности, преодоление иждивенчества, что должно соответствовать Концепции МОТ «О достойном труде с достойной заработной платой». Возникает необходимость постоянного мониторинга структурной безработицы, дисбаланса спроса и предложения рабочей силы по качеству, прогноза профессионально-квалификационной структуры, человеческих ресурсов, подготовки кадров и реформирования системы образования.
В посткризисных условиях развития экономики страны важное приоритетное значение приобретает обеспечение занятости огромного кадрового резерва экономики более 2,6 млн. человек, самозанятого населения или 32% экономически активного населения, из него 71% проживает в сельской местности. Это значительная часть социально незащищенного экономически активного населения. В кризисных условиях рост самозанятости имеет свои положительные последствия, сдерживая появление массовой безработицы. В то же время самозанятые представляют реальный резерв потенциальной безработицы, поэтому содействие им в трудоустройстве и повышении занятости является одним из главных приоритетов экономической и социальной политики государства. Эта категория экономически активного населения нуждается в обеспечении занятости с учетом особенностей демографического состава, районов проживания, прежней трудовой деятельности, образования, профессиональной подготовки. Поскольку значительная часть самозанятых проживает в сельской местности, то они нацелены на профессиональную подготовку, создание малого предпринимательства в аграрном секторе. Очень важной является выдача микрокредитов для создания собственного дела. При этом необходимо поощрение сельского предпринимательства по производству продуктов, не связанного с торгово- посреднической деятельностью.
В посткризисных условиях стабилизации экономики необходимо повысить престиж общественных работ путем расширения их видов в сфере обеспечения образовательных, медицинских услуг, экологического оздоровления регионов, проведения культурных и спортивных мероприятий. Также следует сочетать общественные работы с профессиональной подготовкой и переквалификацией, с возможностями выплаты стипендии и заработной платы с перспективами последующего трудоустройства.
Обеспечение занятости населения в посткризисных условиях устойчивого развития экономики на основе инновационной индустриализации представляет многосложную проблему, которая требует всестороннего комплексного подхода. Она взаимосвязана с решением многих приоритетных задач в деятельности соответствующих министерств, ведомств и других управленческих структур путем тесного взаимодействия и сотрудничества.
д.э.н., Институт экономики КН МОН РК,
г.Алматы