Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Россия и Казахстан (XVIІI – начало XX века.): Вопросы историографии

29263
Россия и Казахстан (XVIІI – начало XX века.): Вопросы историографии - e-history.kz

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени АЛЬ-ФАРАБИ

А.М. Абдилдабекова

РОССИЯ И КАЗАХСТАН (XVIІI – начало XX века.): ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ

Одной из актуальных и противоречивых проблем казахстанской историографии является проблема “Казахстан в составе Российской империи”. Интерес к ней вызван рядом обстоятельств: потребностями общественно-политического развития Республики Казахстан; логикой развития историографической теории и практики, которые включают в себя новые историографические факты, нуждающиеся в истолковании; не исследованностью темы в целом или в отдельных ее составных частях; возникновением новых аспектов в уже изученных проблемах. “Краеугольным камнем” про-блемы является процесс присоединения Казахстана к России, его политический аспект. Углубленное изучение исторических исследований, раскрывающих данную тему, имеет особое значение для развития историографической науки Казахстана.

В настоящее время формирование новых теоретико-концептуальных подходов в исторической науке, их применение к новой истории Казахстана открывает новые грани в освещении и определении важных вопросов взаимоотношений Казахстана и России в XVIII - начале XX вв. Обращение к научным историческим исследованиям по данной проблеме с позиции переосмысления научных взглядов авторов, является необходимым и своевременным. Воссоздание правдивой картины прошлого с использованием и анализом всего круга источников – одно из непременных условий развития исторической науки. Осмыслением прошлого, извлечением из него исторического опыта, способного оказать помощь и в решении современных задач, занимается не только историческая наука, но и история исторической науки.

Историографические рамки учебного пособия охватывают период с начала накопления материала, специальных трудов по истории присоединения Казахстана к России (XVIII век) до современных концепций (конец XX века). Большое внимание уделено концептуальным подходам, разработанным в советское время, которым характерна значительная трансформация. Необходимость комплексного анализа историографии данной проблемы продиктована стремлением рассмотреть доминировавшие идеи, взгляды, выделить дискуссионные и неизученные вопросы.

Учебное пособие преследует задачу обобщения исследований по истории присоединения Казахстана к России в рамках проблемно-хронологического принципа. Использование данной формы исследования дает возможность провести классификацию и группировку работ по этапам и темам, рассмотреть развитие науки в целом, а также отдельных ее проблем с момента возникновения до уровня, достигнутого современными исследователями. Рамки и особенности этой формы позволили выявить доминировавшие идеи, взгляды и концепции авторов специальных исследований по проблеме присоединения Казахстана к России, их изменения в процессе развития науки, объективные и субъективные причины, вызвавшие эти изменения. Преимущество данной формы анализа состоит в том, что оно способствовало выявлению качественно переломных сдвигов в развитии научного знания по проблеме присоединения Казахстана к России, рассмотрению общего состояния исторической науки Казахстана.

Целью учебного пособия является историографический анализ трудов и статей, рассматривающих проблему присоединения, его ход и последствия. Исходя из данной цели, выделен следующий круг задач:

- проанализировать работы дореволюционных авторов и определить особенности оценки присоединения русскими исследователями, казахской интеллигенцией начала ХХ века, их концеп-туальный подход;

- охарактеризовать особенности становления советской историографии завоевания Казахстана;

- дать сравнительный анализ концепций присоединения в историографии советского периода;

- определить основные направления проблемы в совре-менной отечественной историографии;

- выяснить подход современных российских исследователей к проблеме присоединения;

- показать значение терминологии в концептуальном подходе.

Разработанные в пособии историографические вопросы при-соединения Казахстана к России, фактологический материал, со-держащийся в исследованиях, а также полученные результаты и выводы могут быть использованы в изучении новой истории Казахстана. Научно-теоретические и практические обобщения применимы при изучении историографии международных отношении в XVIII - XIX веках в Центральной Азии. Материалы данного исследования представляют интерес при подготовке и написании научных работ по общим и специальным курсам историографии.


Читать подробнее: 


Россия и Казахстан (XVIІI – начало XX века.): Вопросы историографии PDF 




Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?