В целях дальнейшего развития и устойчивого роста экономики в числе ключевых направлений в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 г. наряду с обеспечением устойчивого роста экономики за счет ускорения диверсификации через индустриализацию и развитие инфраструктуры обозначены также:
-инвестиции в будущее - повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия казахстанцев;
-обеспечение населения качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами.
Население - естественно-исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей. Население характеризуется и как элемент производительных сил и как носитель производственных отношений. При этом существует еще носитель производственных отношений. При этом существует еще третья сторона, присущая населению - воспроизводство самого населения. Воспроизводство населения - это процесс постоянного возобновления поколения людей вследствие взаимодействия рождаемости и смертности, результат единства трех видов движения населения: естественного, пространственного (миграция) и социального (социальная мобильность).
По отношению к экономике население выступает одновременно и как производитель, и как потребитель материальных благ. Такая двусторонняя зависимость обусловливает сложность связей населения и экономики. Население не может существовать вне экономики, а экономика - без населения, это две части одного социально обусловленного и зависимого друг от друга процесса.
Реализация государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана невозможна без максимальной мобилизации всех ее ресурсов, в том числе источников наращивания человеческого капитала с необходимыми навыками. Количество и качество человеческих ресурсов являются основополагающими факторами инноваций и повышения эффективности экономики.
И в первую очередь к источникам инновационного развития человеческого капитала следует отнести улучшение демографических аспектов развития. Демографический потенциал должен стать новой возможностью нового экономического подъема страны.
К демографическим параметрам развития относятся:
-естественное движение населения:
-воспроизводство населения;
-размещение населения по территории;
-процессы формирования структур населения.
Демографическую ситуацию следует рассматривать как один из
важнейших факторов, определяющих количественные и качественные параметры воспроизводства совокупной рабочей силы занятого населения.
Естественный прирост населения в первую очередь должен обеспечиваться ростом рождений, снижением материнской, младенческой и детской смертности, увеличением продолжительности жизни, снижением общей смертности, улучшением показателей, характеризующих здоровье казахстанцев.
Численность населения Казахстана на 1 января 2011 г. по текущим данным Агентства РК по статистике, составила 16,4 млн.человек По сравнению с 1 января 2010 г. она увеличилась на 1,5%. Если за 2009 г. естественный прирост населения составил 215,0 тысяч человек, то за 2010 г. - 220 3 тыс. человек, но при этом наблюдается рост как родившихся так и умерших - на 7448 человек и на 2263 человека соответственно, или по 1,0% соответственно.
Но своему содержанию режим воспроизводства населения определяется социально-экономическими условиями его жизни, общественным укладом, особенностями демографического развития отдельных регионов. В связи с неравномерностью экономического и социального развития регионов, имеются существенные различия в формировании типов воспроизводства внутри страны.
В течение последних двух десятилетий для Казахстана был характерен переходный тип воспроизводства, проявившийся в меньших по сравнению с рождаемостью показателях смертности, неустойчивых показателях рождаемости, увеличивающейся миграционной подвижностью населения, переходом от многодетных к среднедетным семьям.
Начиная с 2001 г., население республики вступает в режим расширенного воспроизводства, характеризующегося увеличением каждого вновь вступающего в жизнь поколения по сравнению с численностью уходящих поколений. Образовался прогрессивный тип половозрастной структуры населения, растет его абсолютная численность.
Современные процессы расширенного экономического воспроизводства не могут оставаться в рамках простых количественных параметров роста производства и потребления. Расширенное воспроизводство подразумевает более широкий контекст не только в количественном, а важным здесь становится качество воспроизводимых ресурсов. В этом заключается социально-экономическая сущность расширенного воспроизводства. В рамках традиционного процесса воспроизводство можно представить как циклическое взаимодействие фаз производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. При росте производства может возрастать потребление и совершенствоваться распределение и обмен. Но здесь уже проявляется значение каждого отдельного фактора, за счет которого происходит рост и совершенствование воспроизводственных процессов. Особое место среди этих факторов занимают наука и технологии, поскольку научно-техническая и инновационная деятельность стали главным двигателем экономического развития. Процесс же расширенного воспроизводства, основываясь в каждом своем цикле на использовании более прогрессивных и более эффективных достижений науки и техники, стал устойчиво интенсивным.
Наряду с факторами науки и технологий, индустриально- инновационного развития в совершенствовании характера воспроизводства должны также выступать все элементы системы образования населения и распространения знаний в более широком смысле. В содержании качественного воспроизводства человеческого потенциала органически присутствует и соответствующая система знаний, навыков, присущих кадрам, и среда использования техники, и формы ее организации, и системы управления, и взаимосвязь с природой (экологическая взаимосвязь) и другие.
Обеспечение индустриально-инновационного развития страны означает развитие более сложного комплекса мероприятий по органическому введению научно-инновационных факторов в воспроизводственный процесс.
Основной из числа ограниченных источников качественного воспроизводства - это интеллектуально-творческий потенциал населения и инновации, предполагающие переход к инновационному типу экономического развития.
В современном типе воспроизводства населения можно выделить следующие его основные факторы:
-научно-технический прогресс и связанный с ним рост производительности, что вызывает новые требования к качеству человеческих ресурсов;
-повышение уровня жизни людей, вызывающее изменение качества трудовой жизни;
-достижения медицины и здравоохранения, предоставляющие новые возможности и условия по сохранению качества трудового потенциала населения;
-увеличение средней продолжительности жизни;
-снижение детской (младенческой) смертности;
-демографический уровень качества населения.
В процессе воспроизводства происходит не только замещение поколений, но и формирование новой социально-демографической структуры населения. Отмечено, что каждое поколение людей отличается уровнем образования и культуры, профессионально-квалификационным, половозрастным составом и другими характеристиками.
Улучшению демографических показателей служит также увеличение положительного сальдо миграции населения, рациональное управление миграционными процессами, способствующее притоку в страну квалифицированных специалистов.
За 2010 г. в Казахстане сложилось положительное сальдо миграции населения, составившее 15 208 человек, что в 1,9 раза превысило сальдо за 2009 г. (7 908 человек). В январе-декабре 2010 г. по сравнению с 2009 г. уменьшилось число как прибывших в Казахстан, на 0,9%, так и выбывших из Казахстана - на 22,4%.
Основной миграционный обмен страны происходит с государствами СНГ, доля прибывших из которых и выбывших в эти страны составила 80,7% и 94,0% соответственно. За эти годы увеличилась численность мигрантов, переезжающих в пределах страны, на 1,4%. По межрегиональным перемещениям положительное сальдо миграции населения наблюдается в пяти регионах страны: г. Астана, г. Алматы, Мангиста- уская, Алматинская, Актюбинская области, из которых наибольшие по величине составило в г. Астане-33,1 тыс.человек.
По этнической принадлежности в структуре миграционных потоков прибывших в Казахстан в 2010 г. 70,4% составляли казахи, в 2009 г. - 73,0%, в структуре выбывших в 2010 г. 70,6% составляли русские, в 2009 г. - 68,4% (см. таблицу).
Проводимая в республике совместная программа, осуществляемая Международной организацией по миграции (МОМ) в сотрудничестве с Фондом ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), и правительствами стран в Центральной Азии и Российской Федерации преследует цель ускорить имплементацию международных стандартов по трудовой миграции, развить центр содействия для мигрантов и укрепить межстрановый диалог в рамках региональной организации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которая будет координировать диалог по трудовой. миграции на правительственном уровне. Особое внимание предлагается уделять защите прав мигрантов и их социально- экономическому положению, как мужчин, так и женщин, а также их семьям, оказанию им помощи в трудоустройстве. В республике должна быть внедрена гибкая система выдачи государственных разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, включая сезонные разрешения. Необходимо создать условия для трудоустройства этнических репатриантов трудоспособного возраста, обеспечить рост числа квалифицированных специалистов среди иммигрантов в рамках государственной квоты привлечения иностранной рабочей силы.
Структура миграционных потоков по этнической принадлежности (в % к общему числу)
Прибывшие |
Выбывшие |
|||
январь- декабрь 2009 г. |
январь- декабрь 2010 г. |
январь-декабрь 2009 г. |
январь-декабрь 2010 г. |
|
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
Казахи |
73,0 |
70,4 |
5,9 |
4,9 |
Русские |
14,3 |
13,5 |
68,4 |
70,6 |
Украинцы |
1,5 |
1,2 |
7,9 |
7,2 |
Немцы |
1,0 |
1,0 |
6,2 |
5,7 |
Другие |
10,2 |
13,9 |
11,6 |
11,6 |
Трудовая миграция - это необходимый и, более того, неизбежный процесс. При межрегиональном перемещении положительное сальдо миграции населения самое большое по величине в городах Астана и Алматы.
По данным Агентства по статистике РК, в Казахстане ежегодная внутренняя миграция только из села в город составляет свыше 100 тысяч человек, хотя по неофициальным данным эта цифра намного выше.
По данным исследования, проведенного Центрально- Азиатским институтом развития (ЦАИР) совместно с ОФ «Аман саулык» включение сельских мигрантов в городскую среду является довольно сложным и длительным процессом. Среди основных проблем, осложняющих их адаптацию в городе, опрошенные отмечают: отсутствие жилья - 66%, прописки - 36%, проблемы с трудоустройством - 34%, нехватку средств к существованию - 28%, несоответствие требованиям потенциальных работодателей - 28% и другие. Итак, наиболее остро перед вновь прибывшими жителями города стоит жилищная проблема.
Кроме того, большая часть трудовой миграции осуществляется по неформальным каналам. Численность незарегистрированных мигрантов в Казахстане может составлять не менее 1 миллиона человек. По различным неформальным оценкам международных организации и экспертов, их численность может составлять от 300 тысяч до 1 миллиона человек, в то время, как официально выданных разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в 2010 году составляло всего на 30 687 человек. Как видно, огромный приток мигрантов имеет нелегальный характер. В ситуации с трудовой миграцией выявляется такая особенность, как то, что устанавливаемая квота на привлечение ИРС (иностранной рабочей силы) фактически никогда не выбирается полностью, так как размеры квоты ежегодно увеличились под воздействием экономического кризиса.
Так, с 2001 г. по 2011 г. квота на привлечение ИРС возросла с 0,15 до 0,85% от экономически активного населения страны, что составляет рост с 11219 человек до 73 525 человек.
Вместе с тем, постановлением Правительства РК от 2 февраля 2011 г. внесены изменения в Правила определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан. Введено положение о том, что для привлечения ИРС работодатели должны соответствовать следующим условиям:
-с 1 июля 2011 г. до 1 января 2012 г. общая численность иностранных работников первой категории не должна превышать 50%, а с 1 января 2012 г. - 30% от общего числа работников, относящихся к первой категории;
-с 1 июля 2011 г. до 1 января 2012 г. общая численность иностранных работников второй и третьей категорий не должна превышать 30/о, а с 1 января 2012 г. - 10% от общего числа работников, относящихся ко второй и третьей категориям.
Можно полагать, что данное положение даст возможность рационального привлечения ИРС и эффективного использования отечественной рабочей силы. В целях сокращения нелегальной миграции необходимо разработать механизм, регламентирующий и ограничивающий приток в страну трудовых мигрантов рабочего профиля:
-разработать административные меры по жесткому пресечению нелегальной трудовой миграции, с целью задействования внутренних мигрантов, создание возможностей для экономической самореализации внутренних мигрантов;
- учитывая рост внутренней миграции населения, необходимо увеличить число доступного жилья. Так, по официальным данным Программы жилищного строительства на 2008-2010 гг., из 236 тысяч квартир - 21800 квартир будет построено в рамках доступного жилья и 4300 квартир - в рамках арендного жилья. Однако, многие мигранты, не имея работы и прописки, не смогут претендовать на такое жилье.
Для сравнения, в настоящее время во Франции законодательно закреплено положение, по которому доля муниципального жилья в структуре городского жилого фонда составляет 30%, в Казахстане же этот показатель находится в пределах 2%. В свете индустриально-инновационного развития следует разработать механизм, удерживающий трудовые ресурсы в регионах страны, как основы; развития их экономического потенциала.
к.э.н., с.н.с., Институт экономики КН МОН РК,
г. Алматы