Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Институт археологии

29159
Институт археологии - e-history.kz

Одной из ключевых проблем древнейшей истории является происхождение человека и антропогенез. Среди наиболее важных достижений археологии каменного века Казахстана следует назвать такие, как открытие древнейших палеолитических местонахождений, доказавших, что территория Казахстана была заселена около миллиона лет назад. Специалисты выяснили, что нижнепалеолитическая культура Казахстана – одно из звеньев в общей цепи древнейшей культуры человечества. Важнейшим достижением является выявление материала, позволяющего считать территорию Казахстана одним из центров становления homo sapiens, и включения палеолитических культур Казахстана в систему развития древнего человека.

В области палеолита открыты древнейшие стоянки и мастерские и доказано, что территория Казахстана была заселена около 1 миллиона лет тому назад. Проведенные разведочные работы в окрестностях стоянки Майбулак показали наличие стоянок палеолитического возраста, которые могут содержать погребенные культурные отложения. Обнаружение памятников палеолита в северных предгорьях Тянь-Шаня дает информацию о предпочтениях древних Homoпри выборе мест стоянок и современных топографических особенностях их расположения. Получены материалы об особенностях сырьевой базы каменных коллекций открытых памятников, также снабжающие нас важными поисковыми признаками. Впервые для палеолита Жетысу, на основе материалов Майбулак в лаборатории университета Бейлор (США) получена серия абсолютных дат: от 34970 + 665 лет, (нижняя дата) и 24330 + 190 лет (верхняя дата). Исходя из этих дат, мы можем говорить, что в конце мустьерского, начале верхнего палеолита Жетысу был заселен человеком. Полученные абсолютные даты позволят разработать хронологическую таблицу памятников верхнего палеолита Казахстана Таймагамбетов Ж.К).

Коллекции Кошкургана І и Шоктаса І дают исчерпывающую информацию о технико-типологических особенностях одной из основных линий развития индустрии на протяжении раннего палеолита не только Средней Азии, но и Евразийского континента в целом. Исследования на стоянках Кошкурган и Шоктас очень важны не только потому, что стратифицированных памятников на территории Казахстана можно перечесть по пальцам, но, в первую очередь, важны в аспекте углубленного решения крупномасштабных научных проблем, связанных с первоначальным освоением территории Казахстана первобытными людьми и дальнейшей их миграции. Кроме того, стоянка Кошкурган является опорным памятником при решении вопросов хронологии и периодизации палеолита Казахстана.

Также важным исследованиям по древней истории за последние годы можно отнести работы на уникальном энеолитическом поселении Ботай. Нашими учеными доказано, что в степях Центрального и Северного Казахстана впервые на планете была одомашнена лошадь и с 1У тыс. до н.э. времени сложения ботайской культуры вплоть до ХУП-ХУШ вв. лошадь играла основную роль в эволюции цивилизованных процессов в степи. Именно ботайцы впервые в степи стали строить капитальные деревянные сооружения, жилые полуназемные дома. Ботайцы за 2 тыс. лет до бронзы пользовались медными инструментами и предметами. Они были искусными мастерами, медиками, художниками и ювелирами. Носители ботайской культуры  выработали календарные циклы скотоводов в степи. Зимой они жили в стационарных домах, а весной жители уходили в открытые степные районы Тургайской ложбины и отрогов Улытау. Для временного жилья использовались легкие конструкции, сделанные из шкур животных.  (Зайберт В.Ф. Ботай у истоков древней цивилизации. Алматы,2011).

Бронзовый век знаменуется тем, что его с полным правом можно назвать фундаментом степной цивилизации. Именно в это время складывается андроновская культурно-историческая общность. На огромных просторах Евразийского континента развились формы производящего скотоводческого и земледельческого-скотоводческого хозяйства. В этой связи особое значение приобретает металлургия бронзы. Именно горняками бронзового века были открыты и эксплуатировались богатейшие месторождения меди – Жезказган, Коунрад, Саяк и многие другие. История племен этого региона неразрывно связана с горнодобывающим и металлургическим производством, освоение которого способствовало переходу на более высокий уровень социально-экономического развития общества во второй половине II тыс. до н.э. Металлопроизводство было определяющим в хозяйстве племен, и стояло на первом месте. Жезказган-Улытауский горно-металлургический центр – это богатый рудными ресурсами регион, где во множестве зафиксированы следы древней добычи руд и выплавки из них металла. В настоящее время факт существования одного из крупных металлургических центров древнего мира на территории Улытау-Жезгазганского региона можно подтвердить только археологически, исследовав древние поселения металлургов и медные выработки горняков. Но многие поселения (Милыкудук, Айнаколь, Соркудук и др.), оказавшиеся в зоне рудного поля крупнейшего не только в Казахстане, но и в мире Жезказганского месторождения меди, разрушены в процессе разработки карьеров в современное время. Поэтому настоящим открытием было обнаружение в начале 90-х годов прошлого века в Улытауском регионе поселения Талдысай, оставленного древними металлургами. Для поселения спасительной оказалась удаленность от основного рудного поля жезказганских месторождений меди. В результате проведенных археологических раскопок были открыты металлургические комплексы с теплотехническими сооружениями, которые по конструкции медеплавильных агрегатов и их инфраструктуре оказались уникальными памятниками технической культуры древних племен не только для Казахстана, но и для  всей Евразии. Археологически была установлена специализация жителей поселения в медеплавильном и меднолитейном производстве, подтвердившая, таким образом, статус поселения, как одного из древнейших памятников по переработке медной руды и производству готовых изделий. Установлено, что жители поселения имели развитое комплексное хозяйство, в котором металлургическое производство занимало особое место. Выявленные производственные комплексы отражают развитую палеоэкономическую инфраструктуру на поселении со следами хозяйственной и производственной деятельности – скотоводческой, горнометаллургической, металлообрабатывающей, керамической, кожевенной, косторезной, деревообрабатывающей. Реконструкция производственной деятельности древних металлургов всегда была особенно важной и сложной. Проведенный анализ металлургических шлаков, позволил теоретически воссоздать плавку меди и ее физико-химические основы, а теплотехнические сооружения, явились основным материалом для определения конструкций металлургических печей, их особенностей и в зримой материальной форме представили ход этого процесса.

Особое значение в древней истории занимают памятники эпохи поздней бронзы – бегазы-дандыбаевской и тасмолинской культур. Объемные каменные погребальные сооружения получили название мавзолеев. Это мавзолеи Бегазы, Дандыбай, Бугулы, а также протогорода – Кент, Мыржик, Бугулы 1.Одним из важных результатов работ является проведение комплексных археологических исследований и реставрации на могильнике Бегазы (Центральный Казахстан). Отреставрированы и восстановлены все объекты, раскопанные экспедицией А.Х.Маргулана в 1947-1952 гг. Это - 6 каменных мавзолеев бегазы-дандыбаевской культуры, 18 оград андроновского времени,1 курган сакского периода. Вместе с тем, на территории могильника были восстановлены свыше 100 каменных могил казахского периода (18-19 вв.), сильно разрушенных в течение времени и проложены из плитняка смотровые дорожки и площадки общей протяженностью около 200 м. В настоящее время необходимо решить вопрос установки ограждения по периметру всего могильника.

  В курганах могильника сакской элиты Талды-2 (Центральный Казахстан), несмотря на ограбленность еще в древнюю эпоху, археологами в 2010 году найдены свыше 100 золотых изделий и около 20 000 мельчайших золотых украшений в виде бисера. В настоящее время находки демонстрируются на международной выставке "Неизвестный Казахстан. Археология в центре Азии", организованной с участием Министерства культуры РК в Германском музее Горного дела в г. Бохум, ФРГ. Находки из Талды-2 после завершения выставки, в конце 2013 г. будут сданы в Музей Национальной истории Казахстана, г. Астана.

«Потогород", более ранний, чем Аркаим, обнаружен на Мангыстау, в местности Токсанбай. Археологический памятник эпохи ранней бронзы, возник, судя по радиоуглеродным анализам, 4000 лет назад. Обнаруженный  в начале 90-х годов прошлого века, он представляет собой многослойное укрепленное поселение древних скотоводов и металлургов в Северо-Восточном Прикаспии. Культурный слой поселения  достигает до 4 метров. В результате исследований выявлено огромное количество материала, характеризующего многоотраслевую хозяйственную деятельность жителей, в том числе особенности конструкций жилищ, фортификационные сооружения, остатки металлургического производства. В этом  плане оно не имеет аналогов во всей Евразии.  Исследования последних лет на Устюрте привели к открытию целого ряда поселений, содержащих доныне неизвестный культурный пласт памятников эпохи энеолита-бронзы Аралокаспийского междуморья. Выявленная стратиграфия поселения Токсанбай и полученные материалы свидетельствуют о его многовековом функционировании.

В результате развернувшихся археологических работ устюртский регион предстает как густонаселенный во второй половине III - первой половине II тыс. до н.э., что дает возможность говорить об очаге культуры эпохи  палеометалла. Полученные археологические материалы подтверждают сложность протекания историко-культурных процессов на этой территории и прямой их зависимости  от степени адаптации к культурно-климатическим факторам, предопределившим своеобразие памятников в целом. Эти факторы предопределили самобытность и культурную обособленность носителей токсанбайского феномена. Исследование их положило начало заполнению хронологического вакуума и знаменует собой прорыв в исследовании древнейшего прошлого Устюрта. Проведенный археологический анализ открытых поселений позволил поставить ряд проблем, связанных не только с историей освоения человеком этого региона в IV-II тыс. до н.э., так и с более широким кругом вопросов, касающихся истории древнейшего поселения степей Евразии и с юга Средней Азии - в эпохи неолита и бронзы.

Изучение памятников эпохи поздней бронзы и раннесакского времени на огромной территории восточной части евразийского пояса степей показывает сложный процесс формирования раннескифского/раннесакского времени. Некрополь Берел образован четырьмя параллельными цепочками курганов различной величины, вытянутыми в направлении СЗ-ЮВ и группами отдельных погребально-поминальных сооружений. Общее количество объектов – более 70, это курганы и оградки сакского периода (IV-III вв. до н.э.), гунно-сарматской эпохи (II в. до н.э.-II в. н.э.) и древнетюркского периода (VIII в.). Сложены курганы из плит глинистого сланца и окатанных речных камней. Наибольшую известность памятник получил в последние годы, благодаря открытиям, сделанным археологами: на некрополе выявлены курганы, содержавшие линзу мерзлоты. В результате исследований получены уникальные материалы из органики о культуре древних кочевников Берельской долины IV-III вв. до н.э.

Особый интерес представляют материалы кургана № 11, получившего известность благодаря уни­кальным находкам в линзе мерзлоты и объектов № 4, 9, 10 и 36 с уникальными конструкциями наземных и внутримогильных сооружений, а также разнообразием конского снаряжения, богато украшенного под­весками и аппликациями в виде синкретических животных и выполненные из разных материалов, в том числе, из рога оленя.

В самом большом Берельском кургане (№11) погребена скифская царская пара и 13 лошадей. Парадное снаряжение берельской лошади поражает своим великолепием, ведь изготовлено оно из мельхиора, бронзы, латуни, позолоты, натурального конского волоса. Особо нужно отметить, что подавляющее большинство украшений костюма, конского снаряжения и оружия трактованы в виде реальных и фантастических зверей. При помощи образов определенных жи­вотных кошачьих хищников, оленей, коней, орлов, рыб, волков, верблюдов, кабанов, горных козлов и баранов, зайцев и синкретических животных, а также сюжетов – сцены борьбы, терзания, нападения, кру­говых композиций, передавались различные религиозные представления, особенности миропонимания. Эти образы служили квинтэссенцией мифопоэтического воззрения, своеобразными кодами, с помощью которых передавались понятия, сокровенные мысли и знания. Их анализ позволит не только определить особенности формирования определенного стиля изображений, но и обозначить некоторые аспекты ми­фологических представлений древних номадов изучаемого региона.

Кроме конских масок, разнообразных псалиев, развилок, блях, подвесок и др. из дерева, кожи, во­йлока и покрытых золотой фольгой, оловом, красной краской, чаще всего оформленных в виде зооморф­ных образов и их протом, а также украшенных аппликациями, до наших дней дошли и останки вождей (иногда в мумифицированном состоянии) и представителей кочевой аристократии в особых сооружениях – колодах-саркофагах из цельного ствола лиственницы и заключенные в специальные замкнутые деревян­ные помещения – срубы. Все найденные изделия — от ювелирных украшений до конского снаряжения — сделаны из дерева богато покрытого золотом.  Здесь же, на могильнике Берел,  обнаружили и древнейший штандарт-эмблему, символизирующий централизованную власть, самые древние на сегодняшний день щит и седло с аппликациями в виде рогатых и крылатых сфинксов.

Исследование этих объектов показало, что древние жители Берельской степи владели способами бальзамирования, а их знания в области строительства каменных конструкций были направлены, воз­можно, на создание линзы вечной мерзлоты под каменными сооружениями.

Впервые на основе материалов, полученных из курганов Береля, проведено тщательное лабораторно-аналитическое исследование материалов раскопок некрополя Берел с применением естественнонаучных методов. Полученные результаты позволили выделить ДНК древних кочевников, выявить бесценную информацию о палеоэкологии Берельской долины, палеозоологии, антропологии.

Наличие крупных курганов, соотношение могильника Берел с другими некрополями Алтая, со­держащими «царские» погребения, позволяют предположить, что здесь на протяжении всего I тыс. до н.э. и, особенно во второй его половине, существовал один из важнейших центров, своеобразный геррос древних кочевых народов, отождествляемых многими исследователями с геродотовскими грифами, «сте­регущими золото», «аримаспами» и другими.

Уникальные находки, полученные при раскопках  курганов берельского могильника побывали на выставках  не только  в Казахстане, но и за его пределами (выставки в США в 2012 г. и в  Германии в 2013 г.). 

Одним из заметных достижений научных исследований в Шиликтинской долине можно считать обнаружение в здешних местах памятников усуньской культуры.  До сих пор считалось, что северо-восточной границей распространения усуньской археологической культуры является линия Балхаш – Иссыккуль. В результате наших исследований ареал распространения этой культуры в северо-восточном направлении расширен на более чем одну тысячу километров. В долине и в  окружающих предгорьях выявлены  поселения и могильники эпохи бронзы, раннего железного века, наскальные изображения, святилища и каменные изваяния тюркского времени.

Большой пласт археологических исследований приходится на изучение древних и средневековых городов. Решаются вопросы о начальном этапе протогородской цивилизации Казахстана в контактных зонах оседлости и кочевания и об оседании кочевников. Эти процессы исторически отмечены в государстве Кангюй, центры которого располагаются в долинах Сырдарьи, Арыси и Таласа. Это одно из ранних государств Казахстана, включенных в систему Великого Шелкового пути, начавшего функционировать во П в. до н. э. Восточное Приаралье с глубокой древности являлось одной из важнейших зон постоянных культурных и этнических контактов между скотоводами Евразийского степного пояса и древнейшими оседло-земледельческими оазисами. Здесь же находились места традиционных зимовок скотоводческих и полускотоводческих племен.

Накопление новых материалов из прилегающих районов дельты Амударьи и Арало-Каспийского региона продиктовало необходимостью проведения новых исследований на качественно новом уровне. В связи с этим в рамках Программы «Культурное наследие» с 2004 года Ширикрабатская археологическая экспедиция проводит раскопки уникального городище Ширик-рабат. На памятнике изучено десять погребальных сооружения, оборонительная стена, храмовый комплекс и, одна усадьба в цитадели. Накопленный новый материал из памятников свидетельствует о высоком социальном уровне общества саков Приаралья, с городскими центрами, обособленными некрополями знати. Города являлись административно-культурными центрами. Вокруг них были сконцентрированы десятки поселков рядовых земледельцев и скотоводов. По результатам исследований 2004-2012 гг. на городище и прилегающих районах можно говорить, что сакские племена, расселявшиеся в сырдарьинских дельтах достигли, высокой ступени социально-экономического развития. Общество подразделялось на несколько иерархических категорий. На верхней ступени, судя по курганам огромных размеров, занимали особы царской принадлежности, далее стояло жречество и военная аристократия, одно из погребений которых было исследовано в 2005 году. Низшую ступень занимали остальные члены общества, которые расселялись на многочисленных поселениях неукрепленного типа в окрестностях городища Ширик-рабат. Дальнейшие исследования городища Ширик-рабат позволят подойти к решению по новому проблемы истории социально-экономического устройства племен Казахстана и Евразии в Iтысячелетии до н.э.

Анализ обнаруженных артефактов на городище Буланды и мавзолее Мынарал, позволяет по-новому взглянуть на некоторые аспекты материальной культуры и погребальных традиций древнего населения восточного Приаралья и поможет в корректировке хронологической привязки памятника. Полученные материалы  расширили возможности в решении вопросов реконструкции погребально-поминальных традиций, хозяйства и социальной структуры общества древнего Приаралья. Исследованные погребально-поминальные памятники, показывают общность духовной и материальной культуры древнего населения восточного Приаралья, и в то же время указывают на некоторые различия в погребальной обрядности, что может говорить о существовании нескольких родовых объединений или групп племен. Помимо этого можно предполагать,  что городище Баланды І являлось центром ряда поселений, занимавшихся поливным земледелием на берегах Инкардарьи, и, будучи укрепленным местом хранения продуктовых запасов, периодически выполняла функции убежища в минуты опасности. Продолжающиеся исследования, на вышеназванных городищах, безусловно, внесут свой вклад в изучение истории, материальной и духовной культуры древнего населения восточного Приаралья.

  Найденные в  2012 г. уникальные золотые диски с изображениями морских животных, обнаруженных в могильнике позднесакско-сарматского времени  Кайтпас в Южном Казахстане. На территории Шымкента учёные обнаружили уникальные золотые пластины, аналогов которым прежде не было в археологической практике коллег не только в стране, но и во всей Средней Азии. Судя по иконографии этих золотых предметов, они были изготовлены в греко-римское время, то есть в античное время, и возможно теми народами, которые хорошо знали море, хорошо знали океан, потому что, многие сюжеты из этих пластин говорят о морском промысле, там имеются сюжеты рыб, сюжеты всяких морских животных. Уже сейчас историки делают смелые предположения, что и само захоронение, и уникальные диски относятся ко 4-2 векам до нашей эры. 

www.idrive.kz
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?