Миф о сотворении человека
ИЗ КНИГИ О. ЖАНАЙДАРОВА "ТЕНГРИАНСТВО: МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ" НЕКОТОРЫЕ ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ КАЗАХОВ, СВЯЗАННЫЕ С КОНЕМ
Луна - ночное светило, была для древнего человека инструментом измерения времени, сутки, день, месяц, год. Смена фаз Луны - совпадения с ними геофизических и физиологических явлений легло в основу многих мифологических представлений.
Лунный цикл - через каждые 27 дней 7 часов и 43 минуты Луна возвращается к прежнему видимому положению среди звезд. Это звездный или сидерический месяц. Повторение момента полнолуния или новолуния и других фаз наступает через 29 дней 12 часов 44 минуты. Это синодический месяц.
После новолуния первая четверть Луны наступает через 7 дней 10 часов, вторая через 14 дней 18 часов - полнолуние, третья - через 22 дня 3 часа, четвертая - следующее новолуние.
Лунный месяц состоит из 28 дней, во время новолуния луну нельзя видеть один-два дня. Прибавим их к 28 дням… Вот вам и полный месяц.
Число 4 - обозначает четыре времени года, четыре периода лунного месяца по семь дней каждый. Дважды по семь - 14, половина месяца.
Насечками на скульптурах древние люди обозначали недели, полумесяцы и месяцы.
Главное здесь число 7(СЕМЬ). Семь - Я, "семья" - неслучайное сочетание.
"Большая Медведица"- 7 звезд, "Плеяды" - 7 звезд. Семь планет - известные древним астрономам и наблюдаемые невооруженным глазом:
Солнце, Луна, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн.
Планеты эти бродили по ночному небу среди звезд. Остальные, невидимые невооруженным глазом, в их число не входили.
В палеолитическом орнаменте число 7 едва ли не самое главное, вошедшее во многие сказки и легенды, в мифы.
Конфигурация узоров в орнаменте Европы восходит к лунному календарю и счету, и идентична космической символике сибирских и многих других народов.
Возможно, у народов Евразии в палеолитическое время была одна религия и одна мифология, из которых позднее вышли другие мифологии и религии.
На основе лунного цикла, который есть регулярный женский цикл, (регулы - женские месячные) образовался культ женских предков, отображенный в многочисленных одинаковых скульптурах древних Венер.
Культ Луны и Культ Женщины - суть одно и тоже, они едины. Такова была первоначальная религия, единое верование периода матриархата.
Поэтому боги дневные происходят от богов ночных.
Женская скульптура древности - Сибирская мадонна - первое олицетворение бога. Таким образом, первому скульптурному изображению бога - точнее, богини Матриархата - от 20 до 50 тысяч лет.
Использование в древнем орнаменте чисел 5 и 10, по количеству пальцев на руке, и числа 7 на полулунных насечках в орнаменте на женских фигурах объясняется умением древнего человека оперировать различными числами и их комбинациями,
У древних сибирских народов именно женщины были хранительницами лунного календаря. Это напрямую связано с их материнскими обязанностями, по фазам Луны, равным 7, они высчитывали сроки родов. Беременность, как известно, длится 10 лунных месяцев, 280 дней, сорок недель. 7х40. ...Ровно на середину этого срока приходится первое движение ребенка во чреве матери.
По данным ученых Гарвардского университета, занимавшихся первобытной историей, в палеолите был лунный календарь.
Снова о числе 7. Цветовая точка зрения - радуга состоит из семи цветов. Древние обожествляли этот природный феномен, и число цветов радуги - 7 стали считать волшебным.
Вторая гипотеза анатомическая.
Первобытные люди не могли не обратить внимания на строение собственного тела, в котором имеются семиричные группы: семь отверстий головы (два глаза, два уха, две ноздри, рот). Семь видимых частей тела (голова, шея, туловище, две руки и две ноги). Семь видимых частей руки - пять пальцев, предплечье, плечо. Семь пар ребер, крепящихся к грудине.
Наиболее наглядно эту цифровую закономерность изобразил Леонардо в своем человеке, заключенном в сферу-круг.
Поскольку семь органов чувств были главными источниками информации об окружающем мире и его устройстве, не могло ли число 7(Семь) стать символом жизни, разума, познания? Как бы иероглифом, обозначающим человека.
В музыке - семь нот.
Шумеры числом семь обозначали Вселенную.
"Все есть число семь",- сказал Пифагор, древнегреческий математик.
Первобытное мышление шло в познании мира не только от частей к целому(1+1=2;2+1=3 и т.д.), но и от образа Вселенной, как целого, к ее частям.
Другая точка зрения на число семь объясняется оперативными свойствами внимания (глаза) и памяти, могущими задержать в центре зрения лишь 7 единиц, и не более.
В самом древнем эпическом произведении о происхождении человека, в шумерской поэме "Сказание об Атрахасисе" говорится:
"В первый же месяц, в дни седьмой и пятнадцатый
Он (Энки) совершил обряд очищения.
"Премудрого" бога, что имеет разум,
Они (боги) убили в своем собранье.
Из его тела, на его крови
Намесила богиня Нинту глины…
…Отломила четырнадцать ломтей глины,
Семь она положила направо,
Семь она положила налево,
Кирпич - посредине между ними.
Собрались в мудрости и познанье
Богини рожденья - семь и семь их,
Семь мужей они сотворили,
Семь они сотворили женщин"…и т.д.
В мифах народов всех континентов присутствует типичный образ 7 героев, кровных родственников. У древних мадьяр (венгров) 7 легендарных вождей. Семь главных богов у шумеров. Семиликие боги славян. Плеяды - семь сестер красавиц древнегреческого мифа. Семь разбойников - "Жети каракшы" из казахского фольклора. В.Я.Пропп в "Морфологии сказки" установил, что у самых разных народов структура древних вошебных сказок едина, действие охватывает 7 ролей, 7 персонажей. И не более.
Семь главных богов у скифов.