Ашамай
ИЗ КНИГИ О. ЖАНАЙДАРОВА "ТЕНГРИАНСТВО:
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ"
НЕКОТОРЫЕ ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ КАЗАХОВ, СВЯЗАННЫЕ С КОНЕМ
В религиозно-мифологическом мировоззрении кочевников Конь имеет свое особое примечательное место, и эта тема давно стала предметом исследования многих ученых.
В бытовой жизни кочевников среди четырех разновидностей домашних животных Конь всегда ценился выше других и занимал свое особенное, главное место. "Лев - царь зверей, конь - царь домашнего скота", "Крылья батыра - конь", "Неудачливого джигита выручает удачливый конь",- так говорят народные поговорки.
"Жизнь может выдумывать всякую всячину, но если у тебя нет хорошего верного коня, это равносильно твоей смерти" - поется в народной песне.
Казахи очень ценили и берегли коней, любовно называли их "мудрым животным", "безъязыким человеком", "человекоподобным зверем". Их любовь к коням такова, что степные номады своих горячо любимых детей называли лошадиными прозвищами: "жеребенок мой", "жеребеночек мой"- "кулыным-кулыншагым", а справедливого и честного человека именовали "аргамаком". При этом и самого коня называли человеческими именами, давая теплые человеческие прозвища "карагым" - зрачок моих глаз", "шырагым" - светоч ясный и т.п.
Такое отношение к лошади, возвеличивание и почитание коня, связано с ведущей ролью этого благородного животного в кочевой жизни и быту казахов.
Есть группа обычаев и поверий, связанных с конем, которые тесно переплетаются с периодами человеческой жизни: (рождение, детство, отрочество, юность, взросление, женитьба, смерть и похороны).
Когда мальчику исполняется три года, седлают коня, ребенка обучают верховой езде. Ашамай - это вид седла, сделанного специально для обучения ребенка верховой езде. У ашамая, как и у простого седла, бывают две стороны (передняя и задняя), две боковые стороны, окпан. Вместо стремян используют тепкишек. Тепкишек - это небольшая переметная сумка, сшитая из кошмы. Чтобы тепкишек был красивым, его с двух сторон обшивают тканью. Еще одна составная часть ашамая - колтырмаш. Колтырмаш - это тонкая, опорная палка, соединяющая переднюю и заднюю стороны ашамая.
В день, когда ребенок садится на коня, собираются все люди аула. К гриве и хвосту коня, к шапке ребенка, одетого в новую одежду с головы до ног, пришивали перья филина . Казахи очень ценили филина и говорили: "Филин - это птица, оберегающая от злых духов и бесов".
Большое внимание уделялось обучению коня, на котором должен был ездить ребенок. Он должен был быть и смирным, и красивым. Особенно помнили, что конь должен быть примерно того же возраста, что и мальчик, трехлетком или четырехлетком. Честь подъема мальчика в седло на коне выпадала на долю одного из лучших ездоков. Мальчика сажают на коня, его ноги засовывают в тепкишек, поясницу обматывают тоненьким одеялом и привязывают к колтырмаш, чтобы не болело тело. В этот момент из толпы, собравшейся на той, выходит человек и говорит:
Потуже привяжите колтырмаш ашамая,
Пусть ребенок в дороге не устанет.
Мальчик, сидя на лошади, вытянув руки перед собой, просит благословения у аксакалов аула. Аксакал благословляет так:
Проходи через высокие горы,
Через быстротекучую реку,
Через густые, непроходимые леса,
Через большие озера,
Через много стран,
Проходи через пустыни,
Где и крылья птицы устают.
Находи дорогу в бездорожье,
будь впереди войска в битвах.
Пусть будет готов всегда твой конь,
Этого желаю тебе.
Да будет так, Аллах велик!
После благословения в левую руку ребенка вкладывают поводья, в правую руку - камчу. Разбрасывают шашу (обычно - сладости, и т.д.), произносятся пожелания. Джигит, посадивший ребенка на коня, вместе с ним едет по аулу. Все, к чьему дому подъезжает мальчик, бросают шашу, пришивают к одежде ребенка перья филина, бахрому, а у кого их нет - монеты, бусы. Когда ребенок устает, он, разукрашенный и одаренный земляками, возвращается домой. В честь этого режут скотину, приглашают гостей, устраивают байгу, той. Родители ребенка дают вознаграждение аксакалу, благословившему сына на добрую жизнь, джигиту, посадившему ребенка на ашамай. Той, посвященный этому радостному событию, считается одним из самых достойных внимания людей праздников в жизни человека.
Богатые казахи - баи своих детей, впервые севших на коня, пускали впереди каравана.
Не имел я сына,
Не садил я его на ашамай,
Перед караваном не держал,
Перед сверстниками не целовал,
И не прославлял, -
так говорится в поэме "Ер-Саин".
Это событие (восседание на ашамае) - первый серъезный шаг ребенка в жизни. Кочевники придавали этому особое значение. К. Л. Задыхина утверждает, что посвящение ребенку коня и обычай сажать его на коня - переходная форма инициации.