ЗВЕЗДНОЕ НЕБО ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА
НЕКОТОРЫЕ СТАТЬИ ИЗ КНИГИ О. ЖАНАЙДАРОВА "ТЕНГРИАНСТВО: МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ"
По необъятности, по широте и распахнутости пространства степная земля равна небу. Небо, где обитает бог кочевников Тенгри - наполнено звездными мирами. Не cлучайно древнетюркские Орхоно-енисейские надписи (7-8 века) начинаются с такого двустишия:
"Когда вверху образовалось небо,
Внизу возникла черная земля…"
Степь - основание, на котором, как на фундаменте, стоит архитектурное чудо природы, гармоничное и необъяснимое, математически точное Небо. Космизм мышления, широта мировоззрения, распахнутость и доброта души степного номада - казаха генетически заложены в него огромными масштабами степной земли и неба. Космогоничность и астрономичность мышления кочевника обусловлены образом жизни в степи, постоянными передвижениями в пространстве и во времени. В сознании кочевника Небо над землей, и сама Земля - Степь - равны между собой!
Между тем, вера в великого бога Неба - Тенгри возникла почти шесть тысячелетий тому назад. Это самая древняя на земле религия и "тенгрианство" - краеугольный камень, легший в основание всех главных религий народов нашей планеты.
В этом плане очевидна бессмысленность религиозных войн. Приверженцы разных религий воюют друг с другом, чтобы побыстрее отправить врагов на небо, поближе к богу, в то время, как быть ближе к богу и есть смысл жизни…
Вероятно, перволюди верили в Единого бога, а потом во время распада первобытно-общинного строя и формирования рабовладельческого стали верить в множество богов, стали язычниками. Такая картина наблюдалась в древнем Египте, Ассирии, античных Греции и Риме. Изрядно поплутав среди языческих столетий, способствовавших формированию почти всех крупных этносов Европы и Азии, эти страны и народы стали снова верить в Единого бога: европейцы в Христа, арабы и тюрки в Аллаха. У буддистов, я так до сих пор и не понял, сколькобожие?.. Одних только верховных богов несколько - Брахма, Шива, Кришна, сам Будда. Но вновь поверить в единого бога и тем, и другим было легко и удобно, поскольку в основе так называемых мировых религий, христианства и ислама, лежит вера в бога, который живет на Небе, и даже за пределами неба. В недосягаемой выси. А небо - это тенгрианский символ.
Идея обожествленного Неба лежит в основе не только первых представлений древнего человека о небесном боге, но и представлений о нем, как о высшем божестве вообще, которые спустя века после обращения народов в христианство и ислам, слились с понятиями о единых христианском и мусульманском богах.
В древнем Китае государственной религией длительное время была вера в бога неба Тянь, отождествляемого с императором небесным Шанди(Тянь - Шуанди).
Вполне вероятно, что эта вера этнологически и лингвистически является частью общего культа Неба, позаимствованного у тенгрианцев южной Сибири, куда после крупнейших геологических и экологических (всемирный потоп, например,) катастроф, переместились народы из Междуречья Евфрата и Тигра, где скорее всего и возникло Тенгрианство.
Древний китайский философ Конфуций, слывший великим мудрецом, считал себя всего лишь хранителем очень древнего знания, а сам он якобы лишь посредник между Богом и Людьми, считающий своим неотъемлемым долгом поддерживать предания древней веры в бога Неба "Тянь", назвав его Шанди, и вменял себе в особую заслугу, что он не проповедует новое учение, а лишь передает людям древнеее знание.
В Индии учение о великом боге развивается в такие понятия как высший дух, всемирная вездесущая душа, олицетворенная в образе Брахмы.
Мурад Аджи в книге "Кипчаки" пишет следующее: "Индусы не скрывают, например, что именно у нагов, то есть у тюрков, они взяли священный текст "Праджняпарамита". Лишь мудрейшим просветителям разрешалось читать его, лишь им одним была доступна заключенная в тексте мудрость. Конечно, этим индусы оказали великую честь тюркской культуре. Они сохранили святыню тюрков. Сохранили то, что сами тюрки забыли." Журнал "Аманат", Алматы, 2001, № 1.
В средневековой Европе учение о боге, обитающем на небесах, переходит в философские концепции Фомы Аквинского, Кеплера и Гегеля о том, что мир есть гармоничное целое, душа которого - Бог.
Тенгрианство - религия прототюрков, оформилась как философское учение в 4 тысячелетии до н.э. Оно весьма существенно повлияло на древнеегипетские культы, породившие семитские и индоиранские религии, благополучно дожило до наших дней, бытует среди казахов в тщательно зашифрованной, но такой простой форме, что ежедневно используя его атрибуты, даже и не задумываешься о том, что они пришли из глубины столетий.
Когда мы говорим "Да благословит тебя Тенгри!"-("Танир жарылкасын"), то мы имеем в виду - "Да благословит тебя Небо!", то есть "Да благословит тебя бог". Или самая краткая форма этого же обращения: "Спаси тебя бог" или по русски "Спасибо!" Или такое имя как "Танирберген", оно же "Кудайберген","Аллаберген", или русские и болгарские аналоги - Богдан, Федор, немецкое - Теодор. А начиналось все с мальчика, которого подарил родителям бог - с Танирбергена.
Прототюркское "Тенгри", персидское "Кудай", арабское "Аллах - на разных языках обозначают одно и тоже. Казахи вследствии природной восприимчивости используют их все три, так и говорят:"Танир жарылкасын!", "Кудай сактасын!", "Алла-тагала байлык-береке берсин!" - "Да благословит тебя Тенгри!", "Да спасет тебя Кудай!","Да сделает тебя Аллах-создатель богатым и счастливым!" И в каждом случае имеется в виду верховный бог - бог Неба - Тенгри. Восприняв мусульманство, казахи не забыли своих корней, своей главной религии - тенгрианство.