К числу занятий, находящихся на той зыбкой грани, где ремесло перестает быть ремеслом и становится искусством, относится художественная обработка металла. Казахские мастера-зергеры, работая в основном по серебру, в совершенстве владели сложной техникой ювелирного дела: штамповкой, гравировкой, чеканкой, зернением, сканью, насечкой, чернением. Женские ювелирные изделия, такие как ониржиек- нагрудные украшения, блезик-браслеты, жузик-перстни, коса сырга-серьги с подвесками и другие по стилю, технике изготовления удивительным образом близки к вещам так называемого полихромного стиля, известным по археологическим находкам IV-V веков новой эры в Казахстане (Боровое, Канаттас, Караагач, Коктал, Кзыл-Кайнар-тобе, Актобе и др.)
Перстень-печать. Перстень с зеркальным щитком. Курган Иссык. V-IV вв. до н.э. Семиречье