Предметом особых
забот кочевых и полукочевых скотоводов была юрта, самое удобное и практичное
жилье, приспособленное к особенностям природы и быта. В юрте и ее убранстве как
бы сфокусировались все достижения домашних промыслов и ремесел. Как уже
отмечалось - этот мобильный архитектурный тип берет начало в круглых
стационарных жилищах (тощала) из дерева и камня, известных в Казахстане с конца
II тысячелетия до н. э. (поселения Бугулы, Шагалылы).
Самые ранние сведения о сборно-разборном жилище дошли до нас со времен Геродота. Многовековая эволюция кочевого жилища привела к выработке четких пропорций и правил установки и разборки юрт. В Казахстане был наиболее распространен так называемый кыпчакский тип юрты, отличающийся, например, от калмыцкого, имеющего конический верх, сферическим сводом.
Внешний вид юрты и внутреннее убранство менялись в зависимости от ее функционального назначения. Самыми крупными и наиболее роскошными были парадные юрты (ак-уй, ак-орда, боз-уй). К числу парадных сооружений относятся юрты для гостей (конак-уй) и сделанные с особым изяществом и любовью жилища молодоженов (отау-уй). Парадные юрты в среднем состояли из 18, а самые большие из З0 решеток (канат). Для сравнения скажем, что стены (кереге) обычной жилой юрты собирались из 6 решеток.
Помимо основных жилых юрт и парадных сооружений существовали и другие типы сборно-разборных построек, отличающиеся простотой конструкции и внутреннего убранства, например, военно-походные юрты. Более просторные из них назывались аб-лайша, а самые маленькие, составленные из трех решеток, коротких купольных реек (уук) и миниатюрного верхнего круга (шанырак) именовались жолым-уй. Специальные юрты выделялись также под кухни и склады.
В многочисленных музеях и художественных собраниях хранятся выдающиеся образцы прикладного искусства народных художников, связанные с убранством юрты, изготовлением предметов домашнего обихода.
Картина Маната Каспака "Праздник".© OYU Art Gallery 2012