Халат
С.Ж.Асанова, Алматы, Академия моды "Сымбат"
Из статьи: "Исследования истории народного костюма".
Халат - шапан - основной и древний вид одежды казахов. На каменных изваяниях кипчаков (IX-XIV веков встречаются его изображения). Его носили и мужчины, и женщины. Халаты шили не только из замши, как уже было сказано, но и из привозных шелковых, шерстяных и хлопчатобумажных тканей. В русских источниках халаты часто называют кафтанами. Красивые халаты можно видеть на фотографии А.И. Шпаковского, снявшего в Петербурге большую группу казахской знати. Среди них - Даулеткерей Шигаев, известный как композитор, Есет Котибаров, Махмуд Джантурин. Халаты из дорогих тканей с тамбурной вышивкой были зарисованы с натуры художниками А. Е.Мартыновым и Е.Корнеевым. Широко известен рисунок халата из красного сукна, сделанный художником Бабиковым. Впоследствии его копировали художники К.Ф. Гун и Груссо. Этот халат был вышит тамбуром. Основной мотив вышивки - концентрические круги-медальоны, расположенные рядами и окаймленные черно-белыми линиями. Внутри каждого круга (солярного знака) белым шелком вышита звезда, а в полосе вокруг круга - по пять изображений раскрытой ладони и четыре пары рогов барана. Между медальонами вышиты ветки деревьев, бутоны, елочки. Т. Аткинсон сделала много документальных рисунков из жизни казахов. Вот как он описывает праздничную одежду казахской знати 19 века: "Мой хозяин был одет в черный бархатный халат, на голове у него красиво вышитая шапка, а на ногах сапоги из красной кожи на высоких каблуках. Его жена была одета в шелковый халат, расцвеченный желтыми, красными и зелеными тонами, который придавал ей очень нарядный вид... султан носил на голове плотный шелковый головной убор (тюбетейка), красиво вышитый серебром. Одет он был в шелковый халат пурпурного цвета, на ногах сапоги из красно-коричневой кожи на высоких каблуках. У жены черный халат из кафны, белый головной убор, несколько заостренный кверху, с падающими до пояса лентами, красиво вышитыми на краях шелком". Самые красивые халаты носили знаменитые казахские акыны, "салы"- странствующие певцы и музыканты. В 1846 году востоковед Услар встретил в Кокчетаве большую группу певцов - участников народного праздника. По рассказу Услара, "они были прекрасно одеты и заслужили название "салов" - щеголей. Цвет, который они особенно любят на халате своем, - красный (или пурпурный) или ярко-зеленый. Впрочем, они самые отчаянные франты, степные львы, предпочитают этим скромным еще, по их мнению, одеждам халаты и замшевые шаровары, пестро расшитые шелками. Обыкновенно вышиваются на них мелкие растения и птицы",…
Его носили и мужчины, и женщины. Халаты шили не только из замши, как уже было сказано, но и из привозных шелковых, шерстяных и хлопчатобумажных тканей. В русских источниках халаты часто называют кафтанами. Красивые халаты можно видеть на фотографии А.И. Шпаковского, снявшего в Петербурге большую группу казахской знати. Среди них - Даулеткерей Шигаев, известный как композитор, Есет Котибаров, Махмуд Джантурин. Халаты из дорогих тканей с тамбурной вышивкой были зарисованы с натуры художниками А. Е.Мартыновым и Е.Корнеевым. Широко известен рисунок халата из красного сукна, сделанный художником Бабиковым. Впоследствии его копировали художники К.Ф. Гун и Груссо. Этот халат был вышит тамбуром. Основной мотив вышивки - концентрические круги-медальоны, расположенные рядами и окаймленные черно-белыми линиями. Внутри каждого круга (солярного знака) белым шелком вышита звезда, а в полосе вокруг круга - по пять изображений раскрытой ладони и четыре пары рогов барана. Между медальонами вышиты ветки деревьев, бутоны, елочки. Т. Аткинсон сделала много документальных рисунков из жизни казахов. Вот как он описывает праздничную одежду казахской знати 19 века: "Мой хозяин был одет в черный бархатный халат, на голове у него красиво вышитая шапка, а на ногах сапоги из красной кожи на высоких каблуках. Его жена была одета в шелковый халат, расцвеченный желтыми, красными и зелеными тонами, который придавал ей очень нарядный вид... султан носил на голове плотный шелковый головной убор (тюбетейка), красиво вышитый серебром. Одет он был в шелковый халат пурпурного цвета, на ногах сапоги из красно-коричневой кожи на высоких каблуках. У жены черный халат из кафны, белый головной убор, несколько заостренный кверху, с падающими до пояса лентами, красиво вышитыми на краях шелком". Самые красивые халаты носили знаменитые казахские акыны, "салы"- странствующие певцы и музыканты. В 1846 году востоковед Услар встретил в Кокчетаве большую группу певцов - участников народного праздника. По рассказу Услара, "они были прекрасно одеты и заслужили название "салов" - щеголей. Цвет, который они особенно любят на халате своем, - красный (или пурпурный) или ярко-зеленый. Впрочем, они самые отчаянные франты, степные львы, предпочитают этим скромным еще, по их мнению, одеждам халаты и замшевые шаровары, пестро расшитые шелками. Обыкновенно вышиваются на них мелкие растения и птицы",…