Уйгуры
ШЕЖИРЕ - РОДОСЛОВНАЯ КАЗАХОВ ИЗ КНИГИ ШАКАРИМА КУДАЙБЕРДИЕВА "РОДОСЛОВНАЯ ТЮРКОВ, КЫРГЫЗОВ, КАЗАХОВ И ИХ ХАНОВ". Алматы, издательства "Казахстан" и "Сана", 1991 г.
Перевод на русский язык Орынбая Куленовича Жанайдарова.
У Радлова записана легенда о происхождении уйгуров, по которой в давние времена в местности Гаошан, на земле уйгуров, называющейся Гулин, и оттуда начинаются две реки: Тохула и Селенга. В этом междуречье на одной горе росло дерево, из которого вдруг стал изливаться яркий солнечный свет. Тогда к нему пришли люди посмотреть, что за чудо. И это дерево не только изливало яркий свет, но и было выпуклое, словно беременная женщина. От этого дерева родилось пятеро сыновей, и народ их стал называть Божественными, выкормил и вырастил, и дал им имена Сункартегин, Котуртегин, Тугелтегин, Ортегин, Букатегин, и младшего Букатегина сделал ханом над собой.
Именем "тегин" обозначают знатных людей княжеского происхождения, "белую кость". От этих пятерых через тридцать поколений ханом стал Иойлунтегин, который много лет воевал с ханом страны Тан, и заставил их, Царствао Тан, выдать принцессу Цзинлин за своего сына Иойлунтегина.
Эти самые Тан хани его люди скорее всего Татаны или татары, значит, Тан хан - татарский хан. Они жили на горе Пели-пули тау. Переводится, как горы, где владетелем была женщина. Рядом с ними были горы Чели-таха. Переводится как Небесные горы, а по казахски это значит, как повелела судьба. Есть еще и горы, называющиеся Хули Таха, что значит счастливые горы. Один человек, посланный коварным Тан ханом, увидел эти самые Счастливые Горы - Кутты тау, и додумался, что надо свалить скалу на вершине этой горы, тогда якобы у народа пропадет счастье. Он заплатил Иойлунтегину значительную сумму за эту скалу, и плоскольку унести скалу не мог, развел вокруг нее огонь, рахдробил скалу и утащил ее по частям носилками. Зверье, обитавшее вокруг этой скалы, подняло шум, кричали птицы, рычали звери, и сам Иойлунтегин по истечении семи дней заболел и умер, и каждый, кто за ним восходил на ханский престол, тоже умирал. И тогда народ снялся и перекочевал с этого проклятого места к Бесбалыку или к Бесшатыру, к пяти крепостям. На севере. Под Полярной звездой у них была река А-чу, или Аксу, на западе - У-дон Каши, то есть Хотан или Кашгар, на востоке Си-фан, или Тибет. Такой территорией они владели. Эта перекочевка произошла за 970 лет до того, как Бар-чижу - ертетегин был ханом.
Таким образом, версия, записанная В.Радловым о том, что народ произошел от дерева, не выдерживает никакой критики. Даже при этом остается только то обстоятельство, что сыном Боданжар хана был Букахан. Дело в том, что Абульгази бахадур хан свидетельствует, что у Боданжара было двое сыновей - Бука и Тока. Этот Бука и есть Бука тегин, а Тока - это Тока тегин, а утверждение, что из дерева исходил божественный свет и от него родились дети, только изобличает их мать Алангу во лжи и некотором вольном поведении…