Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Миграционная политика Казахстана

4935
Миграционная политика Казахстана  - e-history.kz

В современных условиях миграционные процессы получили новый импульс развития в международном аспекте и выступают важнейшей стороной мировой экономики. Ведущий научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК кандидат исторических наук Кундузай ЕРИМБЕТОВА рассказала порталу Qazaqstan Tarihy о том, что представляет из себя миграционная политика современного Казахстана и отметила такую особенность, как институт беженцев.


Миграционная политика Казахстана формируется исходя из комплекса нормативно-правовых документов, в первую очередь, это Конституция Республики Казахстан, а также Законы «Об иммиграции» и «О гражданстве Республики Казахстан», кроме того, ряд Указов Президента Республики Казахстан «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан», «О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Казахстан» и других нормативно-правовых актов.

Для регулирования миграционных процессов Республика Казахстан активно взаимодействует как со странами СНГ, так и с другими государствами. Миграционная политика Казахстана реализуется на следующих принципах: соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость любых форм дискриминации; обеспечение прав и законных интересов как мигрантов, так и граждан страны; выполнение положений национального законодательства и международных обязательств.

Под влиянием миграционных процессов меняется количественный и качественный состав экономически активной части населения, который, в свою очередь, влияет на экономический рост республики.

За годы независимости на пространстве СНГ основные миграционные потоки сформировались между Казахстаном и Россией, Украиной и странами Центральной Азии. За пределами содружества положительное сальдо миграции населения сформировалось с Китаем, Монголией, Турцией, Ираном, а отрицательное – с Германией, Канадой, США, Израилем. Рост численности населения происходит, в первую очередь, за счет естественного прироста.

По данным Министерства внутренних дел в 2019 году в Казахстан въехало 5,6 млн и выехало 5,3 млн иностранных граждан из 200 стран мира. В Казахстане 21 тыс. иностранных специалистов работает в более чем 2 200 предприятиях. 31 декабря 2020 года Министр труда и социальной защиты населения РК подписал приказ о распределении квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Согласно документу, в 2021 году в Казахстан для работы планируется привлечь 255 тыс. иностранцев. Больше всего зарубежных мигрантов, около 40 тыс. человек, будет привлечено в Алматинскую область.

Хотелось бы отметить ту работу, которая ведется в республике по проблеме беженцев. Беженцы существовали всю историю человечества, но особенно масштабные размеры эта проблема приобрела после Второй Мировой войны. Для того, чтобы у людей была хоть какой-то статус ООН в 1951 году приняла Конвенцию о статусе беженцев. Согласно конвенции беженцем считается человек, имеющий вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Конвенция также разъясняет права и обязанности принимающей страны и беженцев. На сегодняшний день Конвенция остается основным документом в области защиты беженцев.

По данным ООН, в мире насчитывается более четыре миллионов людей без гражданства, которые, соответственно, не могут получить социальную или правовую помощь ни в одной стране, сталкиваются с трудностями в сфере образования и на рынке труда.

С обретением независимости Республика Казахстан вела подготовительную работу по предоставлению защиты беженцам и лицам, ищущим убежище. В 1995 году в Казахстане было учреждено УВКБ ООН, которое тесно сотрудничает с правительственными органами, региональными, международными и неправительственными организациями.

15 декабря 1998 года Казахстан ратифицировал Конвенцию 1951 года и Протокол 1967 года о статусе беженцев.

В декабре 2009 года был принят закон «О беженцах», согласно которому беженцем считается человек, если он прибыл в нашу страну, опасаясь преследования в связи с расовой, религиозной, социальной принадлежностью или политическим убеждением.

В Казахстан беженцы прибывали, в основном, из Афганистана, Чечни и Таджикистана, есть также представители уйгурской национальности из Китая. Большинство из них бюро УВКБ ООН в РК признало беженцами. Большое количество беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов в республиках СНГ получили специальное удостоверение Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Беженцы в Казахстане получили возможность вести трудовую деятельность. В основном, они проживают в трех регионах: Алматы, Туркестанская и Алматинская области. У каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, он должен подчиняться законам и распоряжениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка.

События в Афганистане в конце прошлого века породили потоки беженцев, которые были вынуждены искать убежища в соседних странах, таких как Иран, Пакистан, Турция и Саудовская Аравия. Среди них были в том числе и казахи, волею судеб, попавших на эти территории, и проживавших там несколько поколений.

Аналогичная ситуация произошла и в Таджикистане, где существовала конфликтная напряженность, связанная со сложнейшей этнической, идеологической и религиозной подоплекой. Эти факторы способствовали этническим казахам искать убежища на исторической родине.

Создание Агентства по миграции и демографии Республики Казахстан и его отдела по работе с беженцами позволило начать работу с заинтересованными службами по учету беженцев в Республике Казахстан.

За апрель-июнь 1998 года в Управлении миграции и демографии г. Алматы было зарегистрировано 347 ходатайств от граждан Афганистана, Таджикистана, Абхазии, Ирака о признании беженцем в Республике Казахстан. 16 ходатайствующих и их семьи были признаны беженцами в Республике Казахстан. Решение о признании статуса беженца или отказа осуществляется совместно с представителями УВКБ ООН, общественных правозащитных структур и управлением паспортно-визовой работы УВД г. Алматы. В начале беженцы-репатрианты прибывают в республику самостоятельно в поисках своих родственников и близких.

За 1991-1998 г. по данным областных управлений миграции и демографии в Республику Казахстан прибыло и зарегистрировано 15277 человек беженцев репатриантов. Из них 221 семья из Афганистана, 732 семьи из Ирана, 224 семьи из Турции, 4 семьи из Пакистана, 2240 семей из Таджикистана. В 1997 году по обращению афганских беженцев-репатриантов, находящихся в Саудовской Аравии, было организованное переселение 14 семей в Туркестанскую область. Беженцам-репатриантам были выделены земли под строительство жилья и компактного расселения. Например, в Туркестанской области было выделено 172,8 гектаров земли для строительства аулов «Ақжол», «Ақжар», «Дастан», «Дербисек», «Ынтымақ». Для материальной поддержки малообеспеченных семей, оказания медицинской помощи больным и престарелым репатриантам был создан фонд «Атамекен». Но, тем не менее, проблема обеспечения жильем оставалось острой, многие проживали у родственников, 1030 семей арендовали жилье. Из-за отсутствия специальности многие из них не могли трудоустроиться. Некоторых беженцев-репатриантов привлекли к сбору и обработке шкур, других к строительству, кто-то открыл на рынке магазин.

Прибывшие на родину соотечественники получили единовременные пособия, им возместили транспортные расходы, решаются вопросы пенсионного обеспечения, обучения детей в школах, медицинского обслуживания и другие бытовые проблемы.

Другой формой миграции является миграция по экологическим причинам. Десятки тысяч беженцев из зоны Семипалатинского ядерного полигона и Приаралья ежегодно перемещались внутри страны или уезжали за ее пределы. Для оказания помощи гражданам, проживающим в экологически неблагоприятных регионах, были приняты законы Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». Этими нормативными актами были установлены определенные льготы и компенсации для лиц, нуждавшихся в социальной реабилитации.

Согласно Инструкции по работе с беженцами, статус беженца дается на срок до одного года. Для подтверждения статуса беженца ежегодно проводится учет беженцев с перерегистрацией удостоверений. В январе 2006 года по Управлению комитета по миграции по городу Алматы в третий раз статус беженца подтвердили 8 семей, в четвертый раз – 17 семей, в пятый раз – 10 семей, в шестой раз – 70 семей и в седьмой раз – 114 семей.

Были случаи отказа в продлении статуса беженца. Например, гражданин из Афганистана в октябре 2002 года Управлением по миграции и демографии по Южно-Казахстанской области был признан беженцем. В связи с переездом в г. Алматы решением № 15 от 9.12.04 г. был взят на учет в Управление по миграции и демографии по г. Алматы. На заседании комиссии 22 декабря 2005 года решением № 12 ему было отказано в продлении статуса беженца в РК по причине отсутствия оснований. Выяснилось, что ранее предоставленные им сведения, в результате которых ему был предоставлен статус беженца в Республике Казахстан Управлением миграции и демографии по Южно-Казахстанской области, не соответствуют действительности. Приезд в Казахстан не был связан с поиском убежища. В Иране, где жил вместе с семей более 20 лет, преследованию не подвергался.

22 человека были сняты с учета беженцев, из них 11 человек (5 семей) добровольно возвратились в Афганистан, 2 пожилых людей выехали к детям в Америку, 7 человек сняты из-за утери связи с Управлением.

В 2005 году с участием представителей правоохранительных органов, УВК ООН по делам беженцев в РК и НПО «Казахстанская правовая помощь беженцам» провели 12 заседаний комиссии по определению и подтверждению статуса беженца в Республике Казахстан. В г. Алматы по состоянию на 01.01.2006 года за весь период деятельности Управления зарегистрировано 772 семьи беженцев, что составляет 1547 человек, включая жен и детей.

Количество лиц, в статусе беженцев в Республике Казахстан по г. Алматы, учитывая снятых с учета, составил 601 человек (272 семьи), включая детей, из них 338 мужчин и 263 женщин. В основном, это граждане Афганистана, гражданин из Сомали и одна семья, состоящая из 4 человек, и один гражданин Эфиопии.

Из числа признанных беженцев, численность детей до 15 лет составляет 40%, трудоспособного возраста - 57% и старше трудоспособного возраста - 3%. В разрезе образования: высшее и незаконченное высшее - 30%, среднее специальное - 10%, среднее и начальное общее - 55%.

По национальному составу основной контингент беженец-афганцев составили таджики – 392 человека, пуштуны – 99 человек, хазары – 41 человек, узбеки – 32 человека и 37 человек других национальностей.

В отличие от других иностранных граждан в соответствии с постановлением Правительства РК от 29 января 2003 года № 55 лицам, признанным беженцами, не требовалось специального разрешения для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан. В основном, мужчины-беженцы работали на рынках города Алматы. Женщины-беженки были заняты уходом за детьми. Беженцы материально содержали себя самостоятельно. Частично финансовую, медицинскую и гуманитарную помощь оказывали по линии Красного Полумесяца и Детского Фонда РК, которые финансировались офисом УВКБ ООН в Казахстане. В 2005 году материальная помощь была оказана более чем на 1,4 млн. тенге, более 1,7 млн. тенге были использованы для приобретения признанным беженцам медикаментов и оказания медицинских услуг. Также, были выданы 54 теплых курток для малоимущих детей признанных беженцев.

В г. Алматы поддержку наиболее уязвимым семьям беженцев оказывал Фонд поддержки афганской диаспоры. При Детском Фонде Казахстана действовали курсы парикмахерского искусства, маникюра, швейного дела, компьютерной грамотности для адаптации детей-беженцев и молодежи. На базе Детского Фонда действовал класс выравнивания для учащихся 8-11 классов, где детям давали дополнительные занятия по математике, химии и биологии.

Определенное признанные беженцев желают интегрироваться в казахстанское общество. Управление Комитета по миграции по г. Алматы осуществляет контроль над соблюдением правил проживания беженцами, оказывает содействие в разрешении социальных проблем, проводит консультативно-совещательные встречи с представителями общественных организаций по вопросам правовой защиты беженцев. За первое полугодие 2007 года с ходатайством о признании беженцев в Республике Казахстан обратились 12 семей и отдельных лиц, состоящих из 20 человек, в том числе 6 детей. Все они были гражданами Афганистана. По состоянию на 01.07.2007 года количество признанных беженцев в Республике Казахстан по г. Алматы, учитывая снятых с учета, составил 483 человека, из них 278 мужчин и 205 женщин. Из них 179 детей до 15 лет, 288 человек трудоспособного возраста и 16 человек старше трудоспособного возраста.

По данным министерства внутренних дел, на 1 апреля 2012 года число беженцев в Казахстане составило 522 человека, 507 из них из Афганистана. После получения статуса беженца, человек пользуется правами и свободами, установленными действующим законодательством Казахстана, а также международными обязательствами Казахстана.

С декабря 2017 года ЮНИСЕФ в партнерстве с Европейским Союзом оказывает помощь властям Казахстана и социальным службам в выявлении и документировании лиц без гражданства. Ежеминутно в мире в результате конфликтов, стихийных бедствий 20 человек становятся вынужденными переселенцами. Мир становятся самого масштабного перемещения населения в истории. Это являются серьёзными вызовами не только отдельных стран, но для международного сообщества. Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил в своем Послании, что «сама жизнь диктует нам необходимость адаптации к требованиям времени как отдельного человека, так и общества в целом». Самое важное – сохранить согласие и единство народа. В годы независимости ежегодно было уделено внимание улучшению социального положения и качества жизни народа. Тем не менее, адекватно отвечать на вызовы времени, развивать и найти альтернативные способы разрешения споров, изменить восприятие трудовых ценностей, научить молодое поколение ценить труд сегодня остается актуальным.

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?