В истории независимого Казахстана особое место занимает история экономического развития страны, связанная, в первую очередь, со становлением рыночной модели экономики. Преобразование социально-экономических отношений в Казахстане определило новые приоритеты стратегического развития, которое шло в тесной связи с трансформацией административно-командной экономики в рыночную. О том, как развивался процесс становления новых рыночных условий в Республике Казахстан за 30 лет независимости порталу Qazaqstan Tarihy к.и.н., доцент, старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК Т.М. Аминов.
В своем Послании 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» Глава государства К.-Ж. Токаев весьма убедительно подметил, что
«за годы независимости мы смогли построить новое государство – это наше главное достижение. Мы укрепили дух нации, заложив прочный фундамент для развития. Стали влиятельным членом мирового сообщества. Благодаря стабильности в обществе вышли на путь устойчивого прогресса... Крупнейшая в Центральной Азии экономика Казахстана сейчас переживает последствия пандемии. Тем не менее, несмотря на трудности, мы последовательно реализуем свой курс. Наша стратегическая цель – усилить лидирующую роль в Центральной Азии и укрепить свои позиции в мировой экономике».
Процесс формирования рыночных отношений в Казахстане оказывает большое влияние на экономику, социальные отношения, культуру и менталитет казахстанского общества. Не является исключением в этом отношении и историческая наука, которая не может не реагировать на происходящие изменения. Под их влиянием в современной историографии наблюдается существенный сдвиг в тематике исследований, идут поиски методов теоретического осмысления материала в свете современных социальных запросов, предъявляемых к историческим работам. Так, неизмеримо возрос интерес к проблемам истории развития рынка и предпринимательской практики, что обусловлено, с одной стороны, сложившейся социальной конъюнктурой, а с другой – явно недостаточным вниманием к данной проблеме, ее фальсификацией, деформированием представлений о позитивном потенциале рынка в советское время.
Современные исследователи проблем бизнеса, изучая перспективы рыночного хозяйства, предпринимают попытки показать, что они весьма значительны и актуальны в сравнении с советской плановой системой, основанной на чрезмерной централизации экономики. На сегодня мы уже имеем ряд работ, посвященных истории рынка и предпринимательства. Часть из них представляет определенную ценность, благодаря введению в научный оборот нового фактического материала, разработке оригинальных концептуальных подходов.
К таким работам мы могли бы отнести монографии ряда ведущих ученых республики – докторов экономических наук, профессоров Я.А. Аубакирова, Н.К. Исингарина, А.К. Кошанова, О.С. Сабдена, К.А. Сагадиева, С.С. Сатубалдина, А.Е. Есентугелова; труды докторов исторических наук, профессоров Б.Г. Аягана, Е.А. Абиля, А.М. Ауанасовой, М.Х. Асылбекова., Х.М. Абжанова, Г.М. Карасаева, З.Е. Кабульдинова., М.Ж. Ташенева, С.Н. Мамытовой и др.
К примеру, в сборнике избранных трудов профессора Я.А. Аубакирова «Национальная экономика: теоретико-методологические и практические проблемы развития», изданном в 2009 году, последовательно раскрыты узловые проблемы становления и развития экономики независимого Казахстана, представлены теоретические воззрения автора на социально-экономические и политические процессы, охватившие страну от начала рыночной перестройки до середины 2000-х гг., включая особенности казахстанской модели рыночной экономики.
В коллективной монографии Института экономики КН МОН РК «Новый Казахстан в новом мире: стратегия экономической трансформации и путь к лидерству», изданной под редакцией профессора О.С. Сабдена, дана развернутая картина трансформации экономики и общества Казахстана за первые 20 лет независимости.
В монографии академика НАН РК К.А. Сагадиева «Реформы: аналитический взгляд», состоящей из трех книг, сделан аналитический обзор наиболее важных вопросов развития Казахстана за годы независимости. Она посвящена глубокому осмыслению выдвинутого Елбасы «Казахстанского пути», который стал хрестоматией всего мира. Если две первые книги его были посвящены характеристике и анализу начального этапа реформ и их интеллектуального обеспечения, то третья книга содержит авторские размышления о качественно новом этапе развития страны.
В книге другого академика НАН РК С.С. Сатубалдина «Драконы и тигры Азии: сможет ли казахстанский «барс» пройти их тропами?» рассмотрены проблемы и особенности развития казахстанской экономики на основе сравнительно-исторической методики, дающей возможности раскрытия положительного опыта стран Восточной Азии, условно называемых «драконами», и стран Юго-Восточной Азии, называемых «тиграми». В книге широко использованы также материалы российских, китайских, японских, южно-корейских, тайваньских ученых и данные совместных с ними исследований. Автор, в частности, опирается на работы академиков Л.Абалкина и О.Богомолова, профессоров Н.Симония и В.Андрианова, востоковеда С.Авдашевой и др.
Профессор А.Е. Есентугелов в книге «Экономика независимого Казахстана: история рыночных реформ» раскрывает наиболее важные причины распада СССР и перехода к рыночной экономике. Автор, как участник и свидетель экономических реформ, проводившихся в стране в 1990-х гг., описывает исторические ситуации, связанные с обретением Казахстаном независимости и с введением национальной валюты, пытается определить ключевые проблемы социально-экономического развития Казахстана в ближайшие десятилетия.
Истории реформирования одной из базовых отраслей экономики - системы железных дорог Казахстана, посвящены книги профессора, ветерана железнодорожного транспорта, бывшего заместителя министра путей сообщения СССР, известного общественного и государственного деятеля республики Казахстан Н.К. Исингарина: «Железные дороги Казахстана. Становление» (Алматы, 2004), «Железные дороги Казахстана. Развитие» (Алматы, 2005). Большой интерес представляет собой также второе дополненное издание сборника очерков «Известные железнодорожники Казахстана» (Алматы, 2005) ученого, посвященных 210-ти известным железнодорожникам Республики Казахстан.
Проблемам теории и практики радикального рыночного преобразования экономики Казахстана посвящена монография профессора А.К. Кошанова «Трудное восхождение. На путях к рынку». Автор принимал непосредственное участие в научных разработках и обосновании важных решений по формированию рыночной экономики смешанного типа как трансформационной модели Казахстана. Данный труд охватывает этапы научного поиска и в совокупности отражает казахстанский путь становления новой экономики на рыночных началах.
Вопросам экономического развития страны посвящена также коллективная монография ученых Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК «Стратегия экономических реформ Республики Казахстан», изданная под редакцией профессора Б.К. Султанова. В ней исследованы проблемы экономической модернизации страны, участие республики в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, а также развитие взаимоотношений Казахстана с ведущими международными организациями.
Для понимания всей совокупности достижений эпохи независимости необходимо изложить хотя бы в краткой версии историю перехода Казахстана к рыночной экономике, дать характеристику основных этапов экономических преобразований, проведенных в республике за годы независимости.
С обретением независимости Казахстан, как и большинство постсоветских республик, погрузился в пучину жесточайшего системного кризиса, который давно уже зрел в недрах советской плановой экономики. Так, за 1990-1994 годы в Казахстане объем производства промышленной продукции сократился вдвое, а в аграрном секторе спад составил одну треть. Республика не имела ни средств, ни рынков сбыта, поэтому остановилось большинство предприятий. Резкое сокращение спроса на продукцию казахстанских предприятий вызвало обвальный спад в экономике, который продолжался вплоть до 1995 года.
В таких весьма трудных для страны условиях первоочередными приоритетами становления рыночной экономики в республике были определены передача собственности в частные руки, урегулирование денежных оборотов, укрепление банковской системы, свободное ценообразование и активизация внешней торговли, привлечение иностранных инвесторов.
Для стабилизации экономики в начале 1990-х годов руководство страны приняло ряд непопулярных мер, получивших название «шоковые». Их суть заключалась в отказе от государственного регулирования цен на основные продукты питания и товары народного потребления, банкротстве нерентабельных предприятий, приватизации большей части государственных активов, создании условий для свободного продвижения товаров, привлечения иностранного капитала и т.д.
По мнению академика К.А. Сагадиева, чтобы начать переход к свободному рынку, надо было непременных реализовать три его условия. Первое – отменить практику централизованного установления государством цен на товары и услуги, передав их регулирование в конкурентную, рыночную среду. Второе – расформировать государственную и общественную собственность и провести ее приватизацию для того, чтобы каждый гражданин общества мог заняться своим делом и обеспечить себя достатком. Третье – экономика, как и общество в целом, должна быть открытой для установления связей с другими государствами с целью привлечения инвестиций, обмена технологиями и передовым опытом.
Процесс приватизации государственной собственности в Казахстане начался официально с принятия 22 июня 1992 года Программы разгосударствления и приватизации на 1991-1992 годы. Основной формой приватизации по этой программе была передача предприятий в коллективную или акционерную собственность. Согласно аналитической записке Госкомстата РК, представленной Мажилису Парламента РК, на начало 1991 года в промышленности было приватизировано 23% от числа государственных предприятий, в строительстве – 40%, в сельском хозяйстве и торговле – 23%, в общественном питании – 8%. Были приватизированы, в основном, мелкие и средние объекты этих отраслей.
Как показали итоги единовременного выборочного обследования отношения населения к приватизации, проведенного Госкомстатом РК в сентябре 1992 года, мнения опрошенных лиц по этому вопросу оказались неоднозначными, хотя преобладающее большинство опрошенных поддерживают процесс приватизации. Но при этом выяснилось, что при приватизации не всегда учитывалось мнение трудового коллектива, что противоречит основным положениям самого Закона «О разгосударствлении и приватизации».
В сложившихся условиях, по мнению профессора А.Е. Есентугелова, нужно было попытаться нормализовать ситуацию в стране, продавая государственные предприятия в руки эффективных частных собственников. При этом он отмечал, что на Западе экономика успешно развивается частными собственниками, почему бы и нам не попробовать, так как рыночная экономика все равно будет базироваться на частной собственности. Кроме того, только частники могли вкладывать инвестиции в развитие своих владений. Поэтому введение свободных цен и частной собственности является необходимым и неизбежным, первоочередным и основополагающим условием трансформации плановой экономики в рыночную. Отсюда необходимость, наряду с введением свободных цен на все товары и услуги, первоочередного осуществления приватизации государственной собственности.
Уроки первого этапа приватизации в Казахстане показали ограниченность существовавших инструментов преобразования собственности, разрабатываемых с ориентацией на мнение трудового коллектива, что для того времени было оправданным и неизбежным исходом дела. Малая и массовая приватизация как через купоны, так и через непрозрачные аукционы, стала больше тормозом, чем фактором оздоровления предприятий и роста экономики. Раздача собственности под девизом социальной справедливости, продажа предприятий на непрозрачных аукционах и конкурсах стали прикрытием закулисного раздела основной части собственности между небольшой группой влиятельных как на республиканском, так и на местном уровне государственных чиновников. Поэтому приватизацию собственности в Казахстане народ окрестил «прихватизацией». Она породила крупномасштабную коррупцию, взяточничество и злоупотребление служебным положением. Таков был итог как индивидуальной, так и особенно массовой приватизации собственности в Казахстане.
Следующим шагом необходимо было принимать однозначное решение о переходе от массовой инициативной приватизации к приватизации по единому сценарию.
Началом второго этапа приватизации в Казахстане (1993-1995) стало принятие «Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан». По мнению профессора Б.Г. Аягана и других известных ученых, это был наиболее массовый и сложный период в истории приватизации, которая осуществлялась по четырем основным направлениям: малая приватизация, массовая приватизация, приватизация по индивидуальным проектам, приватизация агропромышленного комплекса.
Третий этап приватизации (1996-1998) стал этапом перехода к секторным программам, когда началась приватизация в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли, а также в социальной сфере - здравоохранении, образовании, науке и культуре. Именно в этот период начали формироваться отечественные полноценные инвесторы, способные выкупать крупные промышленные предприятия.
Четвертый этап приватизации начался с 1999 года и продолжается по настоящее время, который характеризуется новыми подходами к распределению полномочий между различными уровнями государственного управления в вопросах регулирования и распоряжения государственной собственностью. Начало четвертому этапу приватизации было положено Программой приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июня 1999 г. № 683.
В результате этих мер с конца 1994 г. наметились первые признаки перелома в экономике: на фоне снижения спада производства валового продукта стало заметно снижение уровня инфляции. При этом оживлению экономики во многом способствовало введение в 1993 году национальной валюты – тенге, что позволило стране проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, а вместе с этим начать реальные полномасштабные реформы.
Процесс перехода к частной собственности должен был стать необратимым. Этого требовала сама логика того периода. В Казахстане, вплоть до кризиса 2008 года и после него, экономика развивалась быстрыми темпами благодаря вхождению в рыночные отношения, когда республика выбрала свой евразийский путь развития, впитав в себя все то положительное, что было накоплено наиболее развитыми странами мира. Ориентация на малый и средний бизнес, привлечение иностранных инвесторов позволило РК достойно выйти из всех кризисов и оставить далеко позади себя большинство стран на постсоветском пространстве.
ЕС в 2000 году, а США в 2002-м году признали Казахстан в качестве страны с рыночной экономикой. В настоящее время в мировой экономике Казахстан относится к числу стран с развивающимися рынками. У республики сформировались все направления и формы международных экономических отношений: торговые, инвестиционные, научно-технические, валютные и др.
Таким образом, к началу 2000-х годов в Казахстане основополагающие экономические реформы в основном были проведены. Институт собственности был приведен в соответствие с требованиями рыночного хозяйства.
На третьем этапе экономического развития проходила реализация «Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 годы». Главной целью этой программы была обеспечение нового качественного уровня развития экономики, способного производить конкурентоспособную и экспортоориентированную продукцию в не сырьевых отраслях.
В 2010 году в Казахстане был утвержден «Стратегический план развития республики до 2020 года», стартовала Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) на 2012–2014 годы. В программу вошли 10 отраслевых программ, «Карта индустриализации на 2010–2020 годы» и «Схема рационального размещения производственных мощностей». Механизмом реализации ГПФИИР на региональном уровне стала программа «Дорожная карта бизнеса до 2020 года», направленная на усиление бизнес-активности и создание инфраструктуры поддержки предпринимательства.
В современных условиях меняющегося мира, нарастания глобализации и усиления конкуренции на мировых рынках возникла проблема поиска новых моделей социально-экономического развития, диверсификации источников и факторов экономического роста. В связи с этим в сложившихся новых геополитических условиях и усиления кризисных явлений в мировой экономической системе, по мнению ряда известных отечественных ученых, Казахстану был необходим не просто экономический рост в его количественном выражении, а качественные изменения, инновационный характер развития для обеспечения конкурентоспособности национальных производителей как на внутреннем, так и на мировом рынках.
По мнению Главы государства К.-Ж. Токаева, одним из главных драйверов экономики должен стать аграрный сектор.
«Об огромном аграрном потенциале Казахстана говорится много, но в сфере АПК накопилось немало проблем. Прежде всего это неэффективное ценообразование и распределение продовольственных товаров. Ранее я говорил о важности создания сети оптово-распределительных центров. Эта задача находится в стадии реализации. Важно обеспечить доступ к ним мелких сельхозтоваропроизводителей, включая, возможно, личные подсобные хозяйства. Монополизация данного рынка недопустима».
В своем Послании народу Казахстана 2021 года он напомнил, что агропромышленный комплекс Казахстана имеет перспективное будущее. Казахстан может стать крупнейшим мировым производителем аграрной экспортной продукции, особенно экологически чистых продуктов питания под брендом «made in Kazakhstan». Казахстан должен стать «хлебной корзиной» по производству зерна на всем континенте. Для полноценной конкуренции на международных рынках необходимо перейти от сырьевого производства к выпуску качественной, переработанной продукции.
Важным этапом в дальнейшем развитии рыночных отношений в аграрном секторе было принятие Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 года, в который внесли ряд поправок в 2015 году. Сегодня в отрасли наблюдаются существенные преобразования. Правительством страны была разработана и реализуется Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы. В программе было предусмотрено, что производство и переработка сельхозпродукции должны были стать основным источником диверсификации и драйвером экономического роста.
За годы независимости совхозы и колхозы были расформированы и в массовом порядке перешли на модель фермерских (крестьянских) хозяйств. Но новая модель оказалось не жизнеспособной в условиях низкой плотности сельского населения, отсутствия густой сети дорог, связи, объектов энергоснабжения, школ и больниц. Это создавало серьезные бытовые проблемы. Тогда было принято решение о возвращении в сельское хозяйство Казахстана кооперативной формы хозяйствования. 29 октября 2015 года был принят Закон «О сельскохозяйственных кооперативах». Кооперативы начали создаваться, но очень медленными темпами. Но впереди есть все возможности устранить эти и другие недостатки.
По мнению ученых Казахстанского института стратегических исследований, в настоящее время в агропромышленном секторе сложились следующие основные проблемы, препятствующие его активному развитию: ограниченность финансовых ресурсов, высокие проценты по кредитам, неразвитость земельных отношений, высокие тарифы на транспортировку продукции, слабо развитая инфрастуктура села, отсутствие эффективной системы страхования и др. Следовательно, АПК, как никогда нуждается в поддержке, контроле и регулировании со стороны государства.
В Послании «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» Президентом страны К.-Ж.Токаевым были определены первоочередные задачи в данной отрасли:
«Нужно расширить площади возделывания кормовых культур и усилить контроль за соблюдением севооборота, шире использовать возможности космического мониторинга и дистанционного зондирования земель. Важно также повысить эффективность использования пастбищ. На сегодня у фермеров нет доступа к местам выпаса скота из-за их принадлежности лицам с известными фамилиями, устроившим из своих владений непреступные крепости. Акимы не могут решить эту проблему по разным причинам, в том числе из-за личной зависимости. Правительству совместно с уполномоченными органами нужно принять решительные меры для исправления ситуации. Особое внимание следует уделить обеспечению частных подворий сельчан пастбищными угодьями. Их правовой статус и инструменты поддержки необходимо прописать в отдельном Законе «О личных подсобных хозяйствах». Правительству нужно разработать законопроект в кратчайшие сроки».
Таким образом, за тридцать лет своей независимости Казахстан состоялся как государство с динамично развивающейся рыночной экономикой. В ходе масштабных структурных реформ в стране были созданы нефтехимическая, автомобильная промышленность, железнодорожное машиностроение, IT-технологии, производство космических спутников и другие высокотехнологичные отрасли, которые стали драйверами экономического роста страны.