Независимость является главным богатством любого государства. Разные народны, по-разному добиваются независимости, через революции, войны, национально-освободительные войны. Для Казахстана события декабря 1986 года стали началом стремления народа к суверенитету, самоопределению. В 1991 году 16 декабря Верховным советом РК был принят Конституционный закон «О государственной независимости РК». В этом году мы отмечаем 30-летие главного национального праздника, дня Независимости, образования суверенного государства под названием «Республика Казахстан».
Казахстан за годы Независимости стал процветающей, развивающейся страной, известной на международной арене. 2021 год объявлен Президентом Годом 30-летия Независимости. ИА Strategy2050.kz подготовил аналитический материал о трудностях и достижениях Независимого Казахстана.
25 декабря 1990 года в Казахской ССР была принята Декларация о государственном суверенитете республики, которая сыграла немаловажную роль на пути к независимости Казахстана.
Как писал Первый Президент Н. Назарбаев в книге «На пороге 21 века»:
«Первый визит в Турцию состоялся в 1990 году по приглашению Президента Тургута Озала. В Анкаре, несмотря на то, что еще существовал Советский Союз, нашу делегацию встретили по полному протоколу. Дело в том, что 25 октября 1990 года мы приняли Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР. Центр не хотел уступать ни пяди своих полномочий. Но в этом документе, вопреки желанию руководства СССР, мы определили неприкосновенность границ нашей республики, верховенство Конституции и законов Казахстана, право приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих наши суверенные права и Конституцию Республики. Декларация установила, что Казахстан является самостоятельным субъектом международных отношений, самостоятельно определяет внешнюю политику в своих интересах, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, участвует в деятельности международных организаций. Подготовка и принятие Декларации проходили в сложной обстановке. Противников суверенитета было достаточно как в Москве, так и в Казахстане, в том числе и среди депутатов Верховного Совета. Обсуждение длилось несколько дней. Все заседания проходили с моим участием».
К концу 1991 года, многие союзные республики уже провозгласили свою независимость. На месте Советского Союза образовались 15 независимых государства: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Латвийская Республика, Литовская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина и Эстонская Республика.
16 декабря 1991 года Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан №1008-XII был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». В преамбуле которого заявляется, что Верховный Совет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства, осуществляя миролюбивую внешнюю политику, заявляя о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения, торжественно провозглашает государственную независимость Республики Казахстан.
После принятия Конституционного закона «О государственной независимости РК» перед президентом и правительством стояла задача нормализаций экономической и политической ситуаций в стране. Укрепления независимости, посредством установления гражданства, утверждения государственных символов, создание самостоятельных институтов, внедрение собственной валюты, недопущение ухудшения социально-экономического благосостояния граждан и т.п.
До обретения Независимости были приняты политические решения, определяющие многовекторную стратегию Казахстана, одними из них являются, указ Президента от 29 августа 1991 года о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, четвертого в мире запаса ядерного оружия. Продемонстрировавшее мировому сообществу, что Казахстан безопасная страна, стремящаяся к миру без ядерного оружия. По инициативе Казахстана, 2 декабря 2009 года шестьдесят четвертая сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, единогласно приняв резолюцию 64/35, объявила 29 августа Днем международных действий против ядерных испытаний. С целью поддержания гражданского мира и межнационального согласия в многонациональной стране была создана «Ассамблея народов Казахстана». 12 декабря указом Президента были реабилитированы граждане, привлеченные к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане.
За годы независимости Казахстан стал полноправным членом Организации Объединенных Наций (ООН), а также участником Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и других организаций.
6 июля 1994 года Верховным Советом Республики Казахстан было принято решение о переносе столицы, продиктованное по политическим и экономическим соображениям. В 1997 году столицу страны перенесли из Алматы в Нур-Султан (на тот момент Акмола). За небольшой срок был построен современный город, который удостоен награды ЮНЕСКО «Город мира», в котором проходят международные экономические и политические события, такие как Саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), переговоры по урегулированию ситуации в Сирии, первый съезд мировых и традиционных религий, международная специализированная выставка ЕХРО-2017. Проведенные в столице масштабные события способствуют укрепления имиджа страны, ее узнаваемости и авторитете среди мирового сообщества. В столице также создан Международный финансовый центр «Астана», на территории которого действует английское право, которое поспособствует привлечению инвестиций в страну. Сейчас на стадий строительства мечеть, которая должна стать самой большой в Центральной Азии. Планируемая вместимость мечети 30 тысяч человек.
Нельзя не отметить роль Первого Президента, благодаря которому в стране многое было достигнуто, который руководил страной еще до приобретения Независимости.
«Для Казахстана – страны с богатой историей и глубокими корнями – нет большей ценности. Это самое драгоценное сокровище, самое сокровенное достояние. Поэтому мы дорожим Независимостью, о которой мечтали наши предки. Суверенитет – это бесценное благо, которым обладает не каждый народ. Летопись нашей Независимости тесно связана с исторической фигурой Первого Президента – Елбасы», - отметил Глава государства Касым-Жомарт Токаев.
Сегодня Казахстан является многонациональной страной с населением порядка 18,8 млн человек, динамично развивающейся страной, с экономическим потенциалом, стремящаяся воплотить концепцию «Слышащего государства» в реальность, быть профессиональным государством, подотчетным обществу. Несмотря на проводимые реформы в стране, остается ряд вызовов, которые необходимо решить для укрепления Независимости страны, такие как дисбаланс инфраструктуры, освоения земли, производительность мощностей, между центром, областями и регионами; ускорить переход от сырьевой экономики к «зеленой» и инновационной экономике; полностью реализовать потенциал в торгово-экономических представительствах и международных проектах. Казахстан считается региональным лидером, с весьма амбициозными планами, которые при эффективных действиях и мерах, позволят войти в 10-ку государств с наиболее конкурентоспособной экономикой.
Почти за 30 лет Независимости Казахстан достиг многих результатов, возможно результаты были бы более весомые и масштабные, если бы не было человеческого фактора на местах, таких как коррупция и недолжное выполнение поставленных задач в личных интересах в ущерб государственным интересам. Были проведены две модернизации. Первая модернизация охватывает период становления нового государства, перехода от плановой экономики к рыночной, развитие политической и экономической системы. Вторая модернизация охватывает период принятия «Стратегии-2030» и принятием стратегического решения создания новой столицы, которые сопровождались экономическим ростом, ВВП на душу населения составил 1200 долларов. Сейчас мы переживаем третью модернизацию, которая охватывает пять приоритетных задач: технологическая модернизация; кардинальные улучшения и расширение бизнес-среды; макроэкономическая стабильность; улучшение качества человеческого капитала; институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией.
В этом году, как сказал Президент Касым - Жомарт Токаев, 30-летие Независимости будет отмечаться конкретными делами и проектам, отойдя от формата акций и пафосных мероприятий. Также, как отмечает Президент, «юбилей пройдет под знаком экономических и политических реформ, цифровизации, защиты прав детей и инвалидов, решения проблем экологии». Это своевременное и правильное решение, необходимо праздновать исторические ключевые даты с идеологической точки зрения.
Как и любая страна, Независимый Казахстан стремится к высокому уровню жизни своего народа, к процветающей экономике, основанной на современных технологиях, выстраиванию равноправных отношений во внешней политике. Необходимо помнить, что независимость хрупкая вещь, которую необходимо беречь и укреплять совместными усилиями всех граждан.
Жибек Нуршаихова